Рабочая программа по родному русскому языку. 5 класс. Русская словесность. Р.И. Альбеткова


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 101 с углублённым изучением экономики Дёмского района городского округа город Уфа РБ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 101
_____________Самситдинов И.З.
Приказ №____от______2015г.
Рабочая программа
Родной русский язык
5 класс
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Сысоева Татьяна Васильевна
Уфа 2015
Составитель программы: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 101 с углублённым изучением экономики Дёмского района городского округа город Уфа РБ Сысоева Татьяна Васильевна.
Рецензент: председатель НМС Иванова Т.И. – Отличник образования РБ
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку ОС «Школа - 2100», авторы Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по предмету «Русский язык» среднего общего образования.
Автор: Сысоева Т.В., учитель русского языка и литературы
Рекомендована__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение №__________от «_______»___________201_г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3-21
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21-23
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23-46
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родной русский язык
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является общеобразовательной программой в соответствии с ФГОС по предмету «Родной русский язык»
1.2. Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы:
Образовательная область «Родной усский язык»
1.3. Цели обучения:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
-освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;
-формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-применение полученных знаний и умений на практике.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 34 часа
В том числе: Контрольные работы 4
2.2.Содержание учебной дисциплины
В основе содержания обучения родному русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.
На этапе введения знаний используются технологии формирования типа правильной читательской деятельности, оценивания образовательных достижений, проблемно-диалогического обучения, которые позволяют организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.
2.2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа по русской словесности для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 кл. автор.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2012
Место предмета в решении общих целей и задач
Рассмотрение языка как материаласловесности и произведения как явленияискусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообра-зовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.
На уроках словесности обучающийся изучает законы употребленияязыка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразиесловесного выражениясодержания в произведенияхразличныхродов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и в о с п р и ниматьпроизведение как целостн о е явлениеискусстваслова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческомуупотреблен и ю родногоязыка.
Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательн о е освоение материала от класса к классу в со-ответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом в 5 классе выделяется первый концентр— начальный этап, первоначальные сведения о словесности.
В 5 классе обучающиеся знакомятея с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской.
В 5 классе обучающиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень у м е н и й, которыми должны овла деть учащиеся при изучении раздела, и некоторы виды работы над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у обучающихся умений самостоятельно постигатьсмысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творче ски употреблять язык в собственных высказываниях.
Таким образом, изучениие начальных сведений о словесности в 5 классе должно помочь формированию умений обучающихся самостоятельнопонимать выраженный в словеснойформе идейно-художественныйсмысл п р оизведений и применять в собственныхвысказыванияхизученные приемысловесноговыражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.
Учебно-методический комплект
Программа для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. 5-9 кл. сост.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2011
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
Место курса в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской словесности в 5 классе на базовом уровне в объеме 34 часов (1 час в неделю). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.
Количество часов: 34
Формы организации учебного процесса
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
лекции учителя с различными видами занятий
уроки-практикумы, семинары, исследования
презентации
доклады, сообщения и их защита обучающимися
работа в группах, парах сменного состава
самостоятельная работа обучающихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы
упражнения с языковым материалом, в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента
комбинированные уроки
повторительно-обобщающие уроки
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в соответствием с Положениями о текущем контроле и об итоговой аттестации являются:
тестовые задания
2.2.2. Учебно-тематический план по предмету «Родной русский язык» на 34 часа в год
№ п/п Тема Кол-во часов
Диктанты и к\р
1 Что такое слово 3 1
2 Словесность 3 3 Богатство лексики русского языка 7 1
4 Прямое и переносное значение слова 2 5 Текст 2 6 Стихи и проза 3 7 Устная народная словесность 4 8 Литературное эпическое произведение 6 9 Литературное лирическое произведение 2 1
10 Литературное драматическое произведение 2 1
2.2.3. Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока
Кол-
во
часов
Содержание через цель,
через прогнозируемый
результат Виды
деятельности
учащихся Элементы дополнительного содержания Виды и формы
контроля Домашнее
задание Дата
План Факт
Что такое слово 3 Сформировать представление учащихся о слове как единице языка
1 Слово как единица языка и как словесное васказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
1 Познакомить учащихся с единицей языка - словом, возникновением слов по признаку, предмету, по действию. Коллективная, индивидуальная
Работа по учебнику «Русская словесность» с.3 – 13, Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.3 - 10 Иллюстрации к сказке «Три медведя» Упражнения §1 – 2 «Русская словесность». Прочитать. 02.09 2 Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. 1 Познакомить учащихся с единицей языка - словом, с функцией слова. Коллективная, индивидуальная
Работа по учебнику «Русская словесность» с.10 -18
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.10 -13 Иллюстрации к сказке «По щучьему веленью», словари Сочинение упражнения, §3 «Русская словесность». Прочитать. 09.09 3 Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.Входной контроль. 1 Проверка знаний Тесты §4-5«Русская словесность». Прочитать 16.09 Что такое словесность 3 4 Словесность как словесное творчество,словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. 1 Особенности разговорного языка, просторечия. Сфера употребления Коллективная, индивидуальная,
работа в парах
«Русская словесность» 22- 27
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.13 - 25 Видео «Ералаш»
Презентация Упражнения §6 -7 прочитать 23.09 5 Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. 1 Особенности разговорного языка. Просторечия, сфера их употребления Коллективная, индивидуальная
«Русская словесность» 28-33
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.25- 27 Репродукция с картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг».Презентация Упражнения § 8-9 прочитать 30.09 6 Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях. 1 Особенности просторечий Коллективная работа, работа в группах Презентация Повторить § 8-9 7.10 Богатство лексики русского языка 7 7 Лексичесное значение слова. Слова однозначные и многозначные. 1 Знать: богатство лексики русского языка; что такое слова- термины, словари .
Уметь: употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях
Работа по учебнику «Русская словесность» с.45 - 47 Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.35 – 39, Работа по учебнику «Русская словесность» с.51 -53
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 44 -46 презентация Знать: богатство лексики русского языка; что такое слова- термины, словари .
14.10 8 Слова-термины,способы определения понятия. Омонимы,их отличие от многозначных слов. 1 Знать функцию терминов в тексте, их стилистическую принадлежность Уметь: находить в тексте термины, употреблять их в речи Работа по учебнику «Русская словесность» с.51 -53
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 44 -46 21.10 9 Синонимы,их роль в художественных произведениях. Антонимы. 1 Знать: богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка
Уметь: находить в тексте произведения 
многозначные слова, омонимы Работа по учебнику «Русская словесность» с.53 – 57
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 47 - 50 Презентация, видео 28.10 10 Неологизмы,их роль в художественных произведениях. 1 Знать: богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка
Уметь: находить в тексте произведения новые слова, авторские неологизмы,
отличать их от историзмов
Работа по учебнику «Русская словесность» с. 66 - 70
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 59-65 презентация 11.11 11 Устаревшие слова: историзмы и архаизмы, их значение в произведении. 1 Дать определение устаревшим словам Коллективная работа, работа в группах Презентация 18.11 12 Фразеологизмы. 1 Дать определение фразеологизмам, распознавать в тексте, объяснять значение фразеологических оборотов. Работа по учебнику «Русская словесность» с. 70 -74
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 65 -68 Фразеологический словарь, Презентация Сочинение , упражнения § 19 учебник «Русская словесность». Прочитать. 25.11 13 Контрольная работа по теме «Богатство лексики русского языка» Проверка знаний Тесты Тесты § 11 – 19 учебник «Русская словесность».повторить 2.12 Прямое и переносное значения слова 2 14 Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. 1 Познакомить с прямым и переносным значением слова; средством художественной изобразительности - сравнением. Учить находить сравнения. И метафоры в тексте
Познакомить с эпитетом Групповая,
коллективная. Работа по учебнику «Русская словесность» с.75 - 82
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.69 – 76 Репродукция с картины И.И.Шишкина «Зима»
Видео «Что на что похоже» Сочинение, упражнения § 20 -21 учебник «Русская словесность».прочитать. 9.12 15 Эпитет. Сравнение. Аллегория. 1 Познакомить с прямым и переносным значением слова .Познакомить с эпитетом Групповая,
Коллективная. Работа по учебнику «Русская словесность» с. 82 -83
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.76- 80 Репродукция с картины В.Ф.Стожарова «Чай с калачами» Сочинение,
упражнения § 22 учебник «Русская словесность».прочитать. 16.12 Текст 2 16 Текст как результат употребления языка,связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. 1 Закрепить знания по данной теме. Учить определять основную мысль текста Групповая,
коллективная Работа по учебнику «Русская словесность» с.88 - 92
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.82 - 89 Учебник
Иллюстрации Т.А.Мавриной.
Художественные тексты Сочинение § 24 -26 учебник «Русская словесность». Прочитать. 23.12 17 Формы словесного выражения: повествование, описание,рассуждение, диалог, монолог. 1 Познакомить со способами связи предложений в тексте (последовательная, параллельная) Коллективная, индивидуальная Работа по учебнику «Русская словесность» 92 -98
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.91 -93 Иллюстраци
И.Я. Билибина
Художественные тексты.учебник Сочинение, упражнения § 27
учебник «Русская словесность 20.01 Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения 3 18 Понятие о стихотворной и прозаичесной формах словесного выражения. 1 Сформировать представления об особенностях стихотворной и прозаической формы словесного выражения.
Узнать, что такое ритм. Индивидуальная, групповая
Работа по учебнику «Русская словесность» с.111 -114
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.112 - 115 Фотография решетки Летнего сада в Петербурге 32 – 33 учебник «Русская словесность». Прочитать. 27.01 19 Интонация. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные предложения. 1 Сформировать представления об особенностях стихотворной и прозаической формы словесного выражения.
Узнать, что такое ритм. Русская словесность» с. 114 - 122
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.113- 117 Учебник § 34 – 36
учебник «Русская словесность 3.02 20 Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композициистихотворной речи. 1 Сформировать представления об особенностях стихотворной и прозаической формы словесного выражения.
Узнать, что такое ритм. Русская словесность с.123 – 129 Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.117 -120 Учебник § 32 – 38
учебник «Русская словесность» 10.02 Устная народная словесность 4 21 Понятия: произведение,устная народная словесность. 1 Произведения словесности – искусство слова; разновидности сказок; зачин и концовка сказок; специальные слова и выражения Индивидуальная, групповая, парная Работа по учебнику «Русская словесность» с.130 - 135
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.120- 126 Презентация Викторина по сказкам § 39 – 42 учебник «Русская словесность».прочитать.
Сочинить сказку или небылицу, проиллюстрировать ее 17.02 22 Знаномство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. 1 Индивидуальная, групповая, парная Работа по учебнику «Русская словесность» с.135 -138
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 126 -128 Видеозапись «Небылицы в лицах», «Жил у дедушки козел» Индивидуальная, групповая, парная Работа по учебнику «Русская словесность» с.135 -138
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 126 -128 Видеозапись «Небылицы в лицах», «Жил у дедушки козел» Индивидуальная, групповая, парная Работа по учебнику «Русская словесность» с.135 -138
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 126 -128 24.02 23 Другие виды народной словесности: загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. 1 Дать представление о художественных особенностях и назначению малых жанров народного творчества Работа по учебнику «Русская словесность» с.136 -140,143 - 149
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с. 135 -137 Выставка рисунков учащихся Рисунки Ю.А.Васнецова, видеозапись «Лиса и гусь». Посиделки , выставка работ § 47 учебник «Русская словесность».прочитать, 2.03 24 Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. 1 Научить правильному пунктуационному оформлению диалога, уметь различать монолог и диалог. Воспитание культуры речи. Повторить понятие о литературном языке Работа по учебнику «Русская словесность» с.107 -110
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.107 -111 Иллюстрации Л.Владимирского к сказке «Приключения Буратино», репродукция с картины
А.А. Пластова «Первый снег» Сочинение § 31 учебник «Русская словесность». Прочитать. 9.03 Литературное эпическое произведение 6 25 Произведение, созданное писателем. Эпическое,лирическое и драматическое произведения. 1 Познакомить учащихся с лирическими, эпическими и драматическими произведениями. Признаки литературной сказки
Коллективная, индивидуальная Работа по учебнику «Русская словесность» 150 -153
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.138-153 Презентация
Иллюстрации Ю.А.Васнецова и А.П.Рябушкина Сочинение § 48- 49 учебник «Русская словесность». Прочитать. 16.03 26 Эпичесноепроизведение:произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях. 1 Произведения словесности – искусство слова; разновидности сказок; зачин и концовка сказок; специальные слова и выражения, закрепление знаний и применение на практике Работа по «Тетради для работ по литературе» с.59-60
Презентация Учебник «Литература» книга 3 с. 55 - 81 прочитать 23.03 27 Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё. 1 Дать представление об особенностях сюжета и эпизода в произведении Работа по учебнику «Русская словесность» с. 164 - 168
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.162 -167 Презентация
Репродукция с картины З.Е. Серебряковой «За обедом» Сочинение § 54- учебник «Русская словесность». Прочитать.
6.04 28 Басня. Басенные герой и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Басенная «мораль» 1 Особенности жанра басни; аллегория и иносказание, мораль басни Индивидуальная, групповая
( инсценировка)
Учебник
Иллюстрация Е.М.Рачева к басне И.А. Крылова Упражнения 1.Иллюстрации к понрав. басне
2.Аллегорич. смысл 3- х басен И.А. Крылова 13.04 29 Рассказ и повесть.Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. 1 Дать понятие термину, рассмотреть на примерах художественных текстов, развивать устную речь учащихся с использованием репродукций художников. Нормы литературного языка. Учить орфоэпическим нормам Групповая, парная работа. «Русская словесность» с.33 -44
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.32 -35 Репродукции с картин :
И.И. Левитан
« Озеро», «Золотая осень» Поленова и Остроухова
Сочинение, упражнения Разгадать ребусы, § 10прочитать 20.04 30 Особенности языка эпического произведения: повествование,описание и диалог в эпичесном произведении. 1 Различие рассказа, повести, романа; композиционные особенности Дать представление об особенностях сюжета и эпизода в произведении Подготовка к письменной работе «Сочиняем детектив». «Тетрадь для работ по литературе» с.57 – 58 Видео «Живая шляпа» Сочинение § 54 учебник «Русская словесность». Прочитать 27.04 Литературное лирическое произведение 2 31 Лирическое произведение: произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. 1 Особенности лирического произведения. Учить видеть прекрасное, красоту окружающего мира
Коллективная, индивидуальная Работа по учебнику «Русская словесность» с.169 -173
Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.167- -171 § 55,59
учебник «Русская словесность». Прочитать. 4.05 32 Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Итоговый контроль. 1 Отличие сюжетных стихотворений от др. лирических произведений.
Мысли и чувства, передаваемые в них Коллективная, индивидуальная Коллективная, индивидуальная Работа по учебнику
«Русская словесность» с.181 -186, Рабочая тетрадь «Русская словесность» с.190-196 Сюжетные стихотворения Сам.работа по теме:
«Литературное лирическое произведение» § 57
учебник «Русская словесность». Прочитать.
11.05 Литературное драматическое произведение 2 33 Драматическое произведение. Пьеса - сказка. 1 Особенности драматических произведений. Композиционные . особенности. Что такое афиша, ремарка.
Групповая,
коллективная Работа по учебнику «Русская словесность» 187 -195
Рабочая тетрадь «Русская словесность» 196 -217 Пьеса – сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев»; А.Н.Толстой пьеса – сказка «Золотой ключик» Чтение драматического.произведений по ролям § 60- 61 учебник «Русская словесность». Прочитать. 18.05 34 Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Контрольная работа. 1 Проверка знаний по пройденному материалу Выполнение тестовых заданий и сочинение, работа по учебнику с.196 -204 Выполнение тестовых заданий Сочинить пьесу 25.05 2.2.4. Содержание учебного предмета
Что такое слово (3ч)
Слово как единица языка и как словесное васказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Что такое словесность (3ч)
Словесность как словесное творчество,словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях.
Богатство лексики русского языка (7ч)
Лексичесное значение слова. Способы определения значения слова.Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины,способы определения понятия. Омонимы,их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы,их роль в художественных произведениях.
Антонимы,их роль в художественных произведениях.
Неологизмы,их роль в художественных проихведениях.
Устаревшие слова:архаизмы и историзмы,их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Прямое и переносное значения слова(2ч)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Текст(2ч)
Текст как результат употребления языка,связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание,рассуждение, диалог, монолог.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения(3ч)
Понятие о стихотворной и прозаичесной формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные,вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте,интонация в них.Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Устная народная словесность(4ч)
Понятия: произведение,устная народная словесность.
Знаномство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки,пословицы,поговорки, считалки,скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
Литературное эпическое произведение (6ч)
Произведение, созданное писателем. Эпическое,лирическое и драматическое произведения.
Эпичесное произведение:произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.
Басня. Басенные герой и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль»
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование,описание и диалог в эпичесном произведении.
Литературное лирическое произведение(2ч)
Лирическое произведение: произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Стихи,рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лиричесном произведении.
Литературное драматическое произведение (2ч)
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.Диалогичесная форма изображения жизни в драматическом произведении,реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
2.2.5. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета
1.На уроках словесности ученик изучает законы употребленияязыка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грам-матические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразиесловесного выражениясодержания в произведенияхразличныхродов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и в о с п р и ниматьпроизведение как целостн о е явлениеискусстваслова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческомуупотреблен и ю родногоязыка.
В результате обучения русской словесностиобучающиеся 5 класса должны:
знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
уметь:
Понимать художественное произведение
Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
условия реализации программы учебной дисциплины
3.1.список литературы для учителя и для учащихся
Литература (основная и дополнительная).
Альбеткова Р.И. Учебник «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2012.
Альбеткова Р.И. Рабочая тетрадь «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2012.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2010.
Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилист ки. — М., 1981.
ВинокурГ. О. О языке художественной литерату-ры / сост. Т. Г. В и н о к у р; предисл. В. П. Григорьева. —М., 1991.
Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
Г о р ш к о в А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.
Львова СИ. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.
Список электронных пособий по русскому языку
1\CD\ "Репетитор по русскому языку КиМ 2008 CD-ROM" (Нью Медиа Дж)
2\CD\ "Русский язык. Средняя школа. 5 класс" (1С)
3\CD\ Интерактивный плакат. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка
4\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.1 Гласные и безгласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
5\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.2 Согласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
6\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Ч.З Части и запчасти (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
Литература для учащихся:
1 Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.;
2 Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
3 Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;
4 ГраникГ.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;
5 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;
6 Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;
7 Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
8 Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;
9 Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;
10 Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;
11 Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;
12 компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
13 Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.
14 Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.
15 Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
4.1. КИМы по предмету
4.2.КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Контрольная работа №1
Тестовые задания
Лексика и фразеология
Вариант 1
1. Лексика изучает:
1) звуки речи
2) морфемы
3) слова
4) предложения
2. Многозначные слова
1) имеют лексическое и грамматическое значение; 2) имеют несколько значений;
3) имеют одно лексическое значение
3. Омонимы – это слова:
1) слова, близкие по значению
2)слова, совпадающие по звучанию
3) слова, не похожие по значению, но одинаковые по написанию или звучанию
4) слова, имеющие противоположные значения
4. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Говядину можно тушить с овощами.
5. Синонимы – это слова:
1) одинаковые по звучанию
2) близкие по значению, но различные по звучанию и написанию
3) с противоположным значением
4) совпадающие по написанию, но различные по значению
6. В каком предложении есть синонимы?
 1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
 2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
 3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
 4) Яблоки не кислые, а сладкие.
7. Антонимы – это слова:
1) одной и той же части речи с противоположным значением
2) одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию;
3) одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.
8. В каком предложении есть антонимы?
 1) Рана заживает, а рубец остаётся.
 2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
 3) Метель метёт, и вьюга плачет.
 4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
9. Устаревшие слова – это слова:
1) вышедшие из употребления;
2) употребляемые в книгах по истории;
3) употребляемые в начале 20 века
10. Найти архаизм:
1) очи
2) кафтан
3) колчан
4) булава.
11. Найти неологизм
1) смайлик 
2) квартира
3) карета
4) фабрика
12. Профессионализмы – это слова:
1) употребляемые людьми одной профессии; 2) употребляемые жителями одной местности;
3) употребляемые всеми русскими людьми.
13. Составить текст ( 4 предложения) с профессионализмами
14. Диалектизмы – это слова:
1) употребляемые людьми одной профессии; 2) употребляемые жителями одной местности;
3) известные всему народу.
15. Из упражнения № 28 выписать диалектизмы
16. Заимствованные слова - это слова:
1) употребляемые жителями одной местности; 2) употребляемые людьми одной профессии;
3) вошедшие в русский язык из других языков.
17.В каком ряду все слова заимствованные:
1) земля, родной, футбол
2) река, повар, беляш
3) дорога, шоссе, цветок
4) транспорт, автодром, хот-дог
18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
 1) золотое кольцо 2) тёмная ночь
 3) серебряные волосы
 4) идет по дороге
19. Фразеологизмы – это:
1) слова, которые употребляются в словосочетании;
2) устойчивые сочетания слов с переносным смыслом , лексическое значение которых равно одному слову;
3) слова, которые употребляются в разговорной речи.
20. Придумай предложение с фразеологизмом ( на выбор из упр. 41)
Вариант 2
1. Лексика изучает:
1) звуки речи
2) морфемы
3) слова
4) предложения
2. Многозначные слова
1) имеют лексическое и грамматическое значение; 2) имеют несколько значений;
3) имеют одно лексическое значение
3. Омонимы – это слова:
1) 1) слова, близкие по значению
2)слова, совпадающие по звучанию
3) слова, не похожие по значению, но одинаковые по написанию или звучанию
4) слова, имеющие противоположные значения
4.Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Птица киви - удивительная птица, её перья напоминают длинную шерсть, а крыльев и вовсе почти нет.
5. Синонимы – это слова:
1) 1) одинаковые по звучанию
2) близкие по значению, но различные по звучанию и написанию
3) с противоположным значением
4) совпадающие по написанию, но различные по значению 6. В каком предложении есть синонимы?
1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
 2) Сова спит днём, а охотится ночью.
3) В поэтической речи глаза часто называют очами.
4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
7. Антонимы – это слова:
1) одной и той же части речи с противоположным значением;
2) одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию;
3) одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.
8. В каком предложении есть антонимы?
 1) Хлеб мягкий, свежий.
 2) Ищи не дом, а соседей.
 3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
4) Полководец был храбрый, но его войско - трусливое.
9. Устаревшие слова – это слова:
1) вышедшие из употребления;
2) употребляемые в книгах по истории;
3) употребляемые в начале 20 века10. Найти историзм:
1) чело
2) кафтан
3) десница
4) перст
11. Найти неологизм
1.ксерокс
2.кофта
3.шаль
4.каникулы
12. Профессионализмы – это слова:
1) употребляемые людьми одной профессии; 2) употребляемые жителями одной местности;
3) употребляемые всеми русскими людьми.
13. Составить текст ( 4 предложения) с профессионализмами
14. Диалектизмы – это слова:
1) употребляемые людьми одной профессии; 2) употребляемые жителями одной местности;
3) известные всему народу.
15. Из упражнения № 28 выписать диалектизмы
16. Заимствованные слова - это слова:
1) употребляемые жителями одной местности; 2) употребляемые людьми одной профессии;
3) вошедшие в русский язык из других языков.
17.В каком ряду все слова заимствованные:
1) посёлок, вечер, менеджер
2) молодец, дрожит,фитнес
3) рассказ, русский, мировоззрение
4) блендер, шаурма, теннис
18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
1) читает письмо
2) ветер воет
3) старинная крепость
 4) хлебный магазин
19. Фразеологизмы – это:
1) слова, которые употребляются в словосочетании;
2) устойчивые сочетания слов с переносным смыслом , лексическое значение которых равно одному слову;
3) слова, которые употребляются в разговорной речи.
20. Придумай предложение с фразеологизмом ( на выбор из упр. 41)
Ответы:
Вариант 1
1.3 2.2 3.3 4.тушить 5.2 6.1 7.1 8.4 9.1 10.1 11.1 12.1 14.2 16.3 17.4 18.3 19.2
Вариант 2
1.3 2.2 3.3 4.киви 5.2 6.3 7.1 8.4 9.1 10.2 11.1 12.1 14.2 16.3 17.4 18.2 19.2
Контрольная работа № 2
1 вариант
1.Переписать, подчеркнуть эпитеты
Волшебная мелодия, богатырское здоровье, янтарный мёд, губки бантиком,слепой дождик,гордый дуб, веселый ветер, шелковые волосы, красна девица, Василиса Прекрасная.
2.Переписать, подчеркнуть сравнения.
Ягненочек кудрявый, месяц
Гуляет в голубой траве. С.Есенин
3.Определить средство выразительности
Медузы похожи на кружевные юбочки балерин.
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение
4.Определить средство выразительности
Голова ли ты, головушка!
Что на грудь ты наклонилася?
Отчего ты безо времени
Белым инеем покрылася?
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение
5. Определить средство выразительности
Стоит мужик над водою, трясёт сивой бородою (камыш).
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение
6. Определить средство выразительности
Что, дремучий лес,
Призадумался, Грустью темною Затуманился?А.В.Кольцов
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение
7.Определи аллегории
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.(Хитрость, глупость, тщеславие)
8.Переписать,найти и подчеркнуть омонимы
Люблю, когда звенят лугами косы...  Но мне милей моей любимой косы!..
9.Выписать антонимыЧитая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу - значит вновь увидеть старого друга.
10. Выписать синонимыУ нее были не глаза, а очи.
11. Дописать фразеологизм в стихотворение:
Чтобы контрольной избежать,
Антон готов был убежать
От школы вёрст за пятьдесят,
Уйти (куда глаза глядят).
2 вариант
1.Переписать, подчеркнуть эпитеты
Золотой человек, быстрые мысли, каменное сердце, ясный сокол , живая вода, Василиса Премудрая,горькие мысли, сладкие мечты, холодное сердце, горячая любовь.
2.Переписать, подчеркнуть сравнения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный… Иван Бунин
3.Определить средство выразительности
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение
4.Определить средство выразительности
Плывут, как мысли, облака. Н.Рубцов
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение
5. Определить средство выразительности
Осторожно ветер Из калитки вышел,
Постучал в окошко, Пробежал по крыше… М.В.Исаковский
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение
6. Определить средство выразительности
Рассыпался горох
 На тысячу дорог.
 Никто его не соберет. (Звезды)
1)метафора
2)сравнение
3)аллегория
4) олицетворение.
7.Определи аллегории
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк. (Сила и беззащитность)
8.Переписать, найти и подчеркнуть омонимы
Вдруг лебедей метнулась пара,
Закат замлел за дымкой пара.
9.Выписать антонимы
Книги - лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности. С. Смайльс.
10. Выписать синонимы
Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный!
11. Дописать фразеологизм в стихотворение
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
Ответы
1 вариант
1 Волшебная мелодия, богатырское здоровье, янтарный мёд, губки бантиком,слепой дождик,гордый дуб, веселый ветер, шелковые волосы, красна девица, Василиса Прекрасная.
2 Ягн Ягненочек кудрявый, месяц
3 Ме сравнение
4 М метафора
5 М метафора
6 олицетворение
7 нааллегория хитрости и глупости
8 Лю Люблю, когда звенят лугами косы...  НоНо мне милей моей любимой косы!..
9 гг новый - старый Но
10 У н глаза - очи.
11 Глаз куда глаза глядят
2 вариант
1 Зол Золотой человек, быстрые мысли, каменное сердце, ясный сокол , живая вода, лиса Василиса Премудрая,горькие мысли, сладкие мечты, , горячая любовь.
2 Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
3 метафора
4 сравнение
5 олицетворение
6 метафора
7 Аллегории силы и слабости
8 Вдруг лебедей метнулась пара,
Закат замлел за дымкой пара.
9 Старости - юности
10 Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный!
11 Медвежью услугу
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Текст, типы речи, стили речи
Конец формы
Начало формы
Вопрос № 1 Укажите тип речи текста: "Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".
 описание повествование рассуждение
Вопрос № 2
Укажите стиль речи текста: "Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха".
 художественный научный 
Вопрос № 3 Определите тип речи: "Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно". (И. Бунин)
 описание повествование рассуждение
Вопрос № 4 Вставьте вместо точек нужный термин: "... - часть текста, которая начинается с красной строки".
 абзац описание тема
Вопрос № 5Какая речь представлена следующим текстом? - Алло. - Здравствуйте, будьте добры, позовите Алексея Григорьевича к телефону. - К сожалению, его сейчас нет... - Тогда я позвоню позже.
 монологическая диалогическая
Вопрос № 6 Укажите тип речи текста: "В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга".
 рассуждение повествование описание
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4
Итоговое тестирование по русской словесности (1-я четверть, 5 класс)
1. Словесность -
а) совокупность всего, что поётся, рассказывается в народе, хранится в народной памяти;
б) искусство слова; творчество, выражающееся в устном и письменном слове;
в) род фольклора и литературы, основной особенностью которого является воспроизведение чувств человека.
2. Виды словесности:
а) устная;
б) письменная;
в) устная и письменная.
3. Фольклор - это
а) совокупность всего, что поется, рассказывается в народе, хранится в народной памяти;
б) совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи и человечества;
в) совокупность рассказов о мире, о богах и героях.
4. Малые жанры фольклора - это
а) пословицы, поговорки, сказки;
б) пословицы, поговорки, загадки;
в) пословицы, былины, загадки.
5. Выберите правильное определение: Магия —это...
а) колдовство, волшебство;
б) множество обрядов, имеющих магическое значение;
в) вера в действие и связанных с этим действием слов; колдовство, волшебство.
6. Закончите пословицу:
1) «Не спеши языком....» а) «...надо меньше спать»
2) «Сам пропадай....» б) «.. .торопись делом»
3) «Хочешь много знать.... » в) «... а товарища выручай»
7. Сказка - это
а) совокупность действий, совершаемых в определённой последовательности и связанных с бытовой традицией;
б) замысловатый вопрос, составленный в форме метафоры;
в) преимущественно прозаическое художественное повествование волшебного, авантюрного или бытовоп характера с установкой на вымысел.
8. Учёный и собиратель сказок Афанасьев А.Н. разделил всю сказочную прозу на разряды:
а) на два;
б) на три;
в) на четыре.
9. Сказка появилась
а) раньше мифов;
б) одновременно с мифами;
в) позже мифов.
10. «В некотором царстве, в некотором государстве...» - это
а) присказка;
б) зачин;
в) концовка.
11. К какому разряду относится сказка «Царевна-лягушка»:
а) бытовая;
б) волшебная;
в) о животных.
12. Какой обряд воспроизводится в сказке «Царевна-лягушка»?
а) проводы в солдаты;
б) масленица;
в) свадебный.
13. Кто из героев сказки «Царевна-лягушка» принадлежит к «чужому» миру:
а) старичок с клубочком, Кощей, Баба-яга;
б) Кощей, царь, Баба-яга;
в) Баба-яга, Иван-царевич, Кощей.
14 Кощей превратил свою дочь в лягушку за то, что она уродилась
б) умнее его;
в) «хитрей-мудрей его»?
15 Формула описания внешности героя в волшебной сказке:
а) ни то ни сё;
б) ни рыба ни мясо;
в) ни в сказке сказать, ни пером описать.
16 Сказки, в которых рисуются картины обыденной повседневной жизни не в фантастической форме, а непосредственно, прямо называются
а) волшебными;
б) о животных,
в) бытовыми.
17. Укажите, к какому типу сказок можно отнести данный отрывок?
«Что ты, дурак, наделал? Зачем медведя в сарай притащил? Он всех коров у нас порешил!»
а) волшебная;
б) бытовая;
в) сказка о животных.
18. Какой из ниже перечисленных предметов не встречается в волшебных сказках:
а) живая и мертвая вода;
б) гребешок;
в) зеркальце.
19. Из какой волшебной сказки данная фраза: «Этим ковром только от дождя лошадей покрывать».
а) «Василиса прекрасная»;
б) «Конек-горбунок»;
в) «Царевна-лягушка».
20. Определите элемент композиции сказки «Царевна-лягушка»:
«Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из конюшни Кощея, сел на него с Василисой-Премудрой и воротился в свое Царство-государство»?
а) волшебные помощники и предметы;
б) победа и возвращение героя;
в) появление героя.
21. Определите, к какому виду сказок относится «Морозко»?
а) волшебные;
б) социально-бытовые;
в) сказки о животных.
22. Укажите художественные средства, чаще всего используемые в создании былинных образов:
а) антитеза;
б) аллегория;
в) гипербола.
23. Найдите соответствия:
1) Илья Муромец а) Одихмантьев сын
2) Соловей разбойник б) славныястольно-киевский
3) Владимир - князь в) старыя казак
24. Время действия в былинах: 1)10-12 в.;
2) 11-12 в.; 3)12-13 в.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс Количество в контрольном диктанте Кол-во слов в словарном диктанте
слов (самостоятельных и служебных)1 орфограмм2 пунктограмм слов с непроверяемыми орфограммами3 5 90-100 12 2-3 5 15-20
6 100-110 16 3-4 7 20-25
7 110-120 20 4-5 10 25-30
8 120-150 24 10 10 30-35
9 150-170 24 15 10 35-40
1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания диктанта
Вид
диктанта Оценка / количество ошибок
«5» «4» «3» «2»
Контрольный 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
2орф. - 2 пункт.
или
1орф.- 3пункт.или
0орф. – 4 пункт.
*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. 4орф. - 4пункт.или
3орф. - 5 пункт.
или
0орф. - 7 пункт.
*в 5 классе допуск.при 5 орф. и 4 пункт.
*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. 7орф.- 7 пункт.
или
6орф. - 8 пункт.
или
5орф.- 9 пункт.
или
8орф.- 6 пункт.
Словарный 0 ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки до 7 ошибок
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
Класс Объем текста для
подробного изложения1 классного сочинения
5 100-150 слов 0,5 – 1,0 страницы
6 150-200 слов 1,0 – 1,5 страницы
7 200-250 слов 1,5 – 2,0 страницы
8 250-350 слов 2,0 – 3,0 страницы
9 350-450 слов 3,0 – 4,0 страницы
1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной
мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка Основные критерии оценки
содержание и речь грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,
или
3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
(в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или
5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов
«Рассмотрено» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей № ___от «_____»______20___г.
____________/_____________/
Руководитель ШМО
___________________/________________/