План конспект открытого урока Тема Работа над дыханием


БПОУ РК «Колледж искусств имени П.О.Чонкушова»
План-конспект открытого урока .Тема «Работа над дыханием.» Преподаватель отделения
«Вокальное искусство »
Тюрбеева Б.К.

Элиста 2015 год
Цель: Сформировать   навыки певческого дыхания.
Тип занятия: урок изучения нового материала
Задачи: 
-  дать понятие термина дыхание, ознакомить с исполнителями школы Bell canto, особенностями вокальных школ.                                                                                                                                       - развить технику взятия нижнерёберно-ниафрагматического дыхания  с помощью методов  итальянской школы Bell canto.                                                                                                                                        - воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: фортепиано, мультимедийная доска, ноутбук, слайды.
Литература: Дж. Лаури-Вольпи «Вокальные параллели», Марио Мелани "Поговорим о вокале".
План урока:
I   Организационный момент.
     а) Сообщение темы, психологический настрой студента.
     б)  Актуализация знаний
II  Изложение новых знаний
1.  а) типы дыхания
     б) использование нижнерёберно-диафрагматического дыхания
     в) упражнения и дыхательная гимнастика
2.  а) распевание
           б) работа над произведениями
      III Подведение итога занятия.
           а) вопросы по пройденной теме, рефлексия.
           б) домашнее задание
Ход урока:
I  Организационный момент. Настрой студента на предстоящее занятие; сообщение темы и цели занятия с применением мультимедийной доски и опрос по предыдущим темам;
- Задумывались ли Вы как мы дышим?
- Какая певческая установка является правильной?
- В каком положении должен находится корпус  во время пения?
II  Изложение новых знаний.
а) Дыхание является энергетическим фактором, от которого                     зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.
Различают следующие типы дыхания:
Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные упражнения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Этот тип дыхания был распространён в староитальянской школе пения (до начала 19-го века). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхнее  грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.
Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами          мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.
Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
б) Диафрагматическое дыхание или нижнерёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. Почему мы называем его нижнерёберно-диафрагмальным? (Так во время осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха).
в) Упражнение «Насос»
Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:
- наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот);
- сделайте вдох на «дно колодца», не выпрямляясь;
- при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;
- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);
- подъем с «нейтральным» звуком.
Итак, три раза на каждой ноте.
- Упражнение «Шарик»- представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С»  выдыхаем воздух. Затем повторяем это же самое упражнение на гласный звук «А». Запоминаем ощущения,  которые сопровождают момент выдоха и задержки дыхания.
2. а) Распевание с использованием  приёмов  Bell canto.
б) Работа над произведениями.
- Г. Зейдлер – Вокализ №6. – пропевание на  гласную «А», нормируя подачу воздуха к каждой ноте. Проработка динамических оттенков, которые влияют на подачу звука, а следовательно на опору звука, дыхание.
- П. Булахов – И нет в мире очей – в произведении много отрывистых фраз, на которых необходимо продолжать удерживать взятый воздушный столб, сохраняя интонацию и начальное усиление звука. Проработка романса на слоги «Ми» - «Я», для приближения звучания и активизации мышечной поддержки диафрагмы.
III  Подведение итога занятия.
а) Основные понятия и возможность применения певческого дыхания в произведениях. Рефлексия.
- о каких видах дыхания вы узнали?
- как вы оцениваете свою работу на уроке?
б) домашнее задание:
- задания по отдельным произведениям.
- изучить тему по выданной литературе