Открытый урок по Хору Начальный этап работы над двухголосием в хоре


МБОУДО детская школа искусств с. Восток
Начальный этап работы над двухголосием в хоре
Открытый урок по хору
Перподаватель Смирнова Наталья Геннадьевна
Концертмейстер Ким Татьяна ИнхвановнаПреподаватель:  Смирнова Наталья Геннадьевна
Дата проведения:  20.10.2016г.
Класс:  1-7
Предмет:  хоровой класс.
Тема урока:  Начальный этап работы над двухголосием в хоре.
Форма проведения:  коллективная.
Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока:  развитие навыков двухголосного пения в хоре.
Задачи :       Образовательные:
формировать навыки пения a cappella;
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического  слуха;
выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
      Развивающие:
продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
продолжение развития гармонического слуха;
развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар  (произведения русских классиков ,современных композиторов, народных песен).
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения: 
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
       Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Про ежа», «Кашка-ромашка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Про ежа»);
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  младших школьников;
юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.
         
        Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального  развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
 Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
Структура урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
а. Выборочная проверка ( два учащихся) знание своей хоровой партии «Кашка-ромашка», муз. Л. Марченко ; б. Коллективное проговаривание 2-го куплета песни М. Ройтерштейна «Про ежа».
 Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании и в песнях Л. Марченко «Кашка-ромашка» М. Ройтерштейна «Про ежа».
Основной этап.
4.1.Распевание
Разминка: -  «Кривляние»,
                     -  «Язычок»,
                     -  «Замочки»(дети открывают рот по руке).
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Чайка»(«немой» звук);
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.
«Восьмёрки»;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием ,удлинением фраз.
Скороговорка  («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.
 Этапы работы:
скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение  вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса( ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического  трезвучия. Предварительно дети пропели по группам  свои голоса(1,3 и 5 ступени).
Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.
4.2. «Про ежа» Музыка М. Ройтерштейна, слова Н. СлепоковойЭтапы работы:
Беседа с детьми о характере, настроении песни : песня о ежике, значит характер лёгкий , воздушный ,вдох  тоже лёгкий ,короткий, звук округлый;
исполнение с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
Альтовую партию пропеваем с определенными акцентами;
1 цифру исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом , выразительно. Задание детям:  ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.
4.3.Музыка Л. Марченко «Кашка - ромашка».
Этапы работы:
беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо ,а значит на хорошей опоре, активно;
исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
1-4 фразы с остановками на высоких звуках ,отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
исполнение песни целиком.
Пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:
- «зависать» на затакте (отработка интонации),
- окончания фраз короткие( «выталкивать»),
- последнюю фразу на «КУ»;
8.    Работа над припевом:
-  «прокатиться» по букве «Р»,
-  дыхание активное ,петь на опоре, как на батуте;
Заключительный этап.
Урок окончен , до свидания.