Основы работы над певческим дыханием в классе вокала детской музыкальной школы


Основы работы над певческим дыханием
в классе вокала детской музыкальной школы
Научить детей петь красиво, свободно и выразительно – это значит помочь раскрыть свой собственный уникальный голос, голос души ребенка - одна из важных педагогических задач работы с детскими голосами. Учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем.
Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания.
Формирование певческого дыхания – сложный и длительный процесс, поэтому основное внимание на самом начальном этапе певческого обучения сводиться к овладению плавным и равномерным выдохом, которое определяет дальнейший процесс звукообразования.
Вдох должен быть спокойным, не перегруженным воздухом, без участия плеч.
На начальном этапе музыкальный материал (небольшие музыкальные фразы, умеренные темпы) не мешает воспитанию непродолжительного и неглубокого дыхания у маленьких детей. В дальнейшем постепенно продолжительность выдоха увеличивается, дыхание укрепляется. Затем появляется новая задача – выработка быстрого, но спокойного вдоха в подвижных произведениях и между фразами, не разделенными паузами. Далее от детей требуется умение распределять дыхание в песнях напевного характера с различными динамическими оттенками и при усилении и ослаблении звучности.
Приступая к занятиям с учеником, прежде всего, нужно познакомиться с его манерой дышать, т.е. на его естественный тип дыхания. Если манера дыхания правильная, то нужно объяснить ученику сам процесс и действие дыхания во время пения. Если он дышит неверно, можно показать ему на своем примере, объяснить и проследить правильно ли он усваивает новую манеру дыхания. Для этого нужно предложить ученику, взявшему дыхание, на мгновение задержать его и сейчас же подавать дыхание движением диафрагмы вверх, по возможности, не меняя первоначального положения, получившего в момент задержания дыхания. Мгновенная задержка дыхания, после вдоха перед выдохом, является первым моментом ощущения опоры.
Нужно следить за тем, чтобы ученик не перегружался дыханием, т.к. важно не количество набранного дыхания, а умелая подача и распределение его при выдохе. Перегрузка дыхания ведет к перенапряжению связок, часто к детонации, тяжелому, громкому вдоху, тремоляции и даже потере своего естественного тембра.
Манера дыхания неразрывно связана и с положением корпуса. При правильном дыхании певец держится естественно прямо, с несколько развернутыми плечами. Все указанные задачи, связанные с певческим дыханием, распределяются на годы обучения с 1-7 классы.
Педагогу необходимо для каждого ученика индивидуально подобрать тот или иной тип дыхания, учитывая возраст, пол, физическое устройство певческого аппарата.
Как известно, существует несколько типов дыхания – нижнереберное диафрагмальное (косто-абдоминальное) и диафрагмальное (абдоминальное, брюшное), верхнереберное дыхание обычно не практикуется, т.к. ведет к напряжению мышц шеи.
Для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания, сколько характер выдоха.
Выходящее дыхание должно быть плавным, без толчков, лишнего напряжения, но и достаточно организованным. Здесь мы воспитываем мышечную память на основе анализа и самоконтроля. Выдох осуществляется при действии мышц брюшного пресса, диафрагмы и ребер. Вдох, его длительность и объем диктуется музыкальной фразой и выразительными задачами. Входящее дыхание производится быстро, безшумно через нос. Вдох лучше сопровождать представлением, будто мы заполняемся ароматом цветка. Грудь и плечи при этом абсолютно спокойны.
Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.
Длительность и сила дыхания развиваются при помощи различных упражнений на дыхание. Но это тема для отдельного разговора.
Литература:
Гонтаренко Н. Сольное пение.-Ростов-на-Дону. Феликс, 2007
Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе, вып.15:Сборник статей – М.:Музыка, 1982
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.:Музыка, 1968
Ерохина И. Работа с начинающими певцами/методическая разработка. – Самара, 1999