Технологическая карта к открытому уроку по теме Предложение (5 класс)


Технологическая карта урока русского языка
5 класс
Тема: «Предложение»
Время на урок: 30 минут
Технологии: дифференцированного обучения, проблемного обучения, ИКТ-технология, здоровье сберегающая.
Цели:
Образовательные: развить понятие о предложении; показать основные признаки предложения; углубить знания о грамматической основе предложения.
Развивающие: развитие умения рассуждать и делать выводы; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, оценочные карточки, мультимедийное оборудование (презентация).
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности (на этом этапе применяется работа с оценочным листом).
актуализировать требования к учебной деятельности;
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Итог: организационный момент обеспечил нормальную внешнюю обстановку работы; задачи, стоящие на этом этапе, выполнены, цели достигнуты.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем урок русского языка. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете урок?
- Перед вами лежат оценочные листы. Подпишите их и отметьте галочкой тот смайлик, который наиболее соответствует вашему настроению.
- А теперь откройте тетради и запишите сегодняшнее число. (Учитель спрашивает 3-4 обучающихся)
В оценочных листах отмечают настроение.
Актуализация знаний (2 мин.)
Цель: Подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению действия
актуализировать ЗУНы, мыслительные операции, познавательные процессы, необходимые и достаточные для восприятия нового материала;
зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
мотивировать к действию;
Итог: итогом явилась самопроверка полученных на предыдущих уроках знаний
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- Мы с вами на последних уроках повторяли различные орфограммы. Назовите их.
- Как проверяем безударные гласные в корне?
- Непроизносимые согласные? Парные согласные? Жи-ши? Ча-ща? Чу-щу?
-Можно ли проверить удвоенные согласные?
Безударные гласные в корне, непроизносимые согласные, парные согласные, удвоенные согласные, гласные у, и, а после щипящих.
(3-4 обучающихся отвечают, остальные исправляют или дополняют их ответ).
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (5 мин).
Цель: организовать проверку знаний, оценку знаний.
выполнение самостоятельной работы;
взаимопроверка по эталону;
оценка усвоения знаний проведена в форме взаимопроверки и самооценки;
Итог: практическое применение теоретических знаний, формирование коммуникативных и личностных УУД
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какое задание вы должны будете выполнить?
- Совершенно верно.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по эталону. Около каждого правильного пункта ставьте «+», а около неправильного – «-».Посчитайте количество + и -. У кого все правильно? Молодцы! У кого одна-две ошибки? Какую оценку вы заработали? А у кого больше двух ошибок? Какую оценку вы себе поставите?
Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы, объяснить их написание.
(Выполняют задание)
Проверяют работу по эталону
Ставят отметку
Формулировка темы и постановка целей урока (3 мин)
Цель: открытие темы урока и постановка целей
развитие мышления;
записать тему урока;
сформулировать цели урока
Итог: учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- С предыдущим заданием вы легко справились. Посмотрим, как вы выполните следующее. Вернитесь к записи. Скажите, какие синтаксические единицы здесь записаны? Найдите в записанных пунктах предложения.
- Почему у вас возникло затруднение?
- А как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока?
- Сформулируйте цели нашего урока.
- Запишите тему урока в тетради. Возникает трудность: слова, словосочетания или предложения?
Предложение
Повторить, что такое предложение, его признаки, углубить знания о грамматической основе предложения.
Объяснение нового материала (7 мин)
Цель: ввести понятие предложения, грамматической основы.
Выполнить упражнения
Сделать вывод и подтвердить его теоретическими сведениями в учебнике
Итог: обучающиеся формулируют определение предложения, делают вывод о грамматической основе.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- Вы уже знаете о предложении многое, но не все. Хотите узнать больше? Этому помогут учебник и ваши умения рассуждать и делать выводы.
- Откройте учебники на стр. 66. Прочитайте текст. О чем он? Назовите тему текста. Назовите основную мысль текста.
- Письменно составьте предложения на тему «Лес за рекой» по вариантам (задание на стр. 67). Работаете в парах.
- Прочитаем теоретические сведения и правила на стр. 67.
- Проведите самостоятельные наблюдения и сделайте вывод. Предложение описывает часть действительности.
2-3 обучающихся зачитывают предложения вслух, остальные комментируют их.
Динамическая пауза (1 мин)
Цель: организовать время отдыха для глаз и спины
Построение затруднения и проекта выхода из затруднения (3 мин)
Цель: организовать затруднение при нахождении грамматической основы предложения и проект выхода из затруднения.
1) постановка цели деятельности;
2) согласование темы урока;
3) выбор способа (дополнение или уточнение);
4) построение плана действий.
Итог: сделаны выводы о признаках предложения, о видах грамматической основы предложений, работа на перспективу – для применения в речи.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- А теперь попробуйте сравнить два предложения: Сумерки. и Наступили сумерки.
- Давайте подтвердим свои выводы чтением теоретических сведений на стр. 68.
Вывод. Только основа 3го предложения состоит из двух главных членов.
В 1м предложении грамматическая основа стоит из одного подлежащего. Смысл этого предложения состоит в том, чтобы обозначить картину, назвать происходящее в природе, зафиксировать факт. Во втором предложении грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого. Смысл этого предложения состоит в том, чтобы сообщить о наступлении сумерек. Значит, грамматическая основа может состоять из одного или двух грамматических членов.
Этап первичного закрепления изученного материала (4 мин)
Цель: закрепить полученные на уроке знания с помощью упражнений, заданий
Итог: сделаны выводы о первичном понимании изученной на уроке темы.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- Давайте вернемся к нашей первой записи. Итак, под какими пунктами у нас записаны предложения?
- Выделим грамматические основы в предложениях.
- Какие затруднения у вас возникают? В каких предложениях?
- Мы с вами сделали вывод о том, что грамматическая основа может быть выражена только подлежащим, подлежащим и сказуемым. Применим этот вывод к записанным предложениям.
– А может ли грамматическая основа выражаться только сказуемым? Какой смысл имеют такие предложения?
- Итак, что нужно сделать, чтобы отличить предложение от словосочетания?
- А как мы ее будем выделять? 2, 4, 5, 6
Рассуждают, формулируют вывод.
Выделить грамматическую основу
9. Рефлексия учебной деятельности (4 мин)
Цель: организовать фиксацию нового содержания, рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
фиксация нового содержания;
рефлексивный анализ учебной деятельности;
оценивание собственной деятельности;
обсуждение и запись домашнего задания (дифференцированное задание).
Итог: самооценка собственной деятельности, эмоционального состояния
Деятельность учителя Деятельность обучающихся- Давайте подведем итоги нашего урока
-Что нового вы узнали?
- Есть ли такие ребята, у которых настроение после урока улучшилось? Почему?
- Есть ли такие ребята, у которых настроение после урока ухудшилось? Почему?
- Кто, на ваш взгляд, сегодня работал на 5? Кто на 4? Кому еще нужно постараться?
- Как вы думаете, что вы будете делать дома?
Запишите домашнее задание в зависимости от оценки, которую хотели бы получить:
5 – упр. 142, 143
4 – упр. 143
3 – упр. 142 - отмечают настроение
- рефлексия деятельности
Упражняться в определении и написании предложений.
Задание к п. 3
З…л…тыми лист..ямиТ..мнеетПо извилистой тр..пинке
Щ..бечут птицы
Ос..ньВ..ч.реет
В ч..щу леса