Конспект урока литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях».


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 5а. Дата проведения: 11.10.2016 г.
Тема: «Басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях».
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Предметные:
Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
УУД:
Личностные:
Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Анализ выполнения домашнего задания
3. Изучение нового материала
Роды и жанры литературы      Читаем теоретическую статью учебника (с. 53), делаем записи в тетради, например:
Роды литературы Жанры
Эпос Рассказы, повести, романы
Лирика Стихотворения, поэмы
Драма Пьеса-сказка, драма
      – Произведения каких жанров мы уже изучали? К каким родам литературы они относятся?
Активизация знания, которые есть у детей к 5 классу.      – Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?      Как правило, дети уже знают, что такое мораль басни, читали басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Мартышка и очки», «Квартет», «Мужик и Медведь» и некоторые другие. Предложим тем, кто повторил басни, прочитать их наизусть.      Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.      Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.      Приведем примеры аллегории: волк – злой человек, лиса – хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).      – Что такое мораль басни?      Мораль басни – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Слово учителя
Басня – очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев – Эзоп – жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.
ЭЗОПВОРОН И ЛИСИЦА
      Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.
Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:      Эзопов язык – язык иносказаний.      В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Дядюшка ворон, сидя на дереве,Держал в своем клюве сыр.Дядюшка лис, привлеченный запахом,Повел с ним такую речь:«Добрый день, благородный ворон!Что за вид у вас! что за красота!Право, если ваш голосТак же ярок, как ваши перья, —То вы — Феникс наших дубрав!»Ворону этого показалось мало,Захотел он блеснуть и голосом,Разинул клюв — и выронил сыр.Подхватил его лис и молвил: «Сударь,Запомните: всякий льстецКормится от тех, кто его слушает, —Вот урок вам, а урок стоит сыра».И поклялся смущенный ворон (но поздно!),Что другого урока ему не понадобится.
«Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности      Учитель читает басню «Свинья под Дубом». Возможно, она уже знакома ученикам. Тогда важно сделать так, чтобы дети увидели в тексте то, чего они не понимали раньше.      — Какой описывает Крылов Свинью?      Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии.      — Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни.      — В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?      Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.      В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди:
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —Ничуть меня то не тревожит;В нем проку мало вижу я;Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
      Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, —Ей с Дубу Ворон говорит, —Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
      — Вспомните, что такое аллегория.      — Какое явление жизни аллегорически описывает басня?      Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь».
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Подготовить выразительное чтение наизусть (инсценировку, чтение по ролям) одной из басен: «Свинья под Дубом» или «Ворона и Лисица».
Рефлексия
Кто такой Эзоп? Кто во Франции переработал его басни? Что значит эзопов язык?
Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он передает это?
Какие качества осуждает и высмеивает автор в баснях, с которыми мы сегодня познакомились?