Урок по математике на тему Объемные тела


Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые на данном этапе урока)
Этап мотивации к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Петровна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь. Теперь поднимите руку кто все приготовил к нашему уроку(учебник, тетрадь, ножницы, принадлежности для письма)
Проведем урок под девизом: “Звезды, в гости ждите нас”!
Вы любите путешествовать?
Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие, а куда? Отгадайте кроссворд, получите ключевое слово, оно расположено по вертикали сверху вниз, прочитайте его и вы узнаете.
Вам понадобятся знания, полученные на уроках “окружающего мира” по теме о небесных телах, ваш кругозор.
Самая маленькая планета по размеру в солнечной системе. /Меркурий/
Неизвестный летающий объект. /НЛО/
Планета, на которой по предположению ученых есть наибольшая вероятность какой-либо жизни. /Марс/
Название планеты, на которой мы живем. /Земля/
Металлическое или каменистое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства /метеорит/-/ пояснение: метеорит – тело, метеор – вспышка небесного тела, влетающего в верхний слой атмосферы из космоса./
Планета, украшенная кольцами от вращения спутников. /Сатурн/
/на доске сетка кроссворда от 1 до 6 по горизонтали/
Кто нашел и прочитал это слово? /К о с м о с /
-Итак – наше путешествие в космос.
Далекие звезды над нами горят.Зовут они в гости ребят.Собраться в дорогу не трудно для насИ вот мы к полету готовы сейчас! Дети здороваются с учителем. Эмоционально настраиваются на рабочий лад.
Да
Слушают учителя, нацеливаются на работу на уроке.
Отвечают на вопросы кроссворда. Ученик, который ответил на вопрос, выходит к доске и переворачивает карточки с ответом.
Слушают учителя Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Актуализация знаний -Какие геометрические фигуры и тела мы изучили?
-Назовите плоские фигуры.
-Почему они относятся к плоским фигурам?
-Назовите объемные тела
-Почему они относятся к объемным телам?
плоские и объемные
Квадрат, треугольник, и т. д.
нет объема, имеют 2 измерения: длину и ширину, находятся в 2-х мерном пространстве.
Пирамида, куб, и т.д.
есть объем, имеют 3 измерения: длину, ширину, высоту, /глубину/находятся в 3-х мерном пространстве Личностные УУД: широкий интерес к учебному материалу;
Регулятивные УУД: понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
Коммуникативные УУД:: владеть диалогической формой коммуникации;
Этап построение проекта коррекции выявленных затруднений
Ребята, чтобы нам отправиться дальше вам нужно взять с собой ящик для космического корабля, чтобы положить туда все необходимые предметы космонавта.
Показывает коробку.
«Ребята, сегодня мы с вами выполним развертку такой коробки, только в уменьшенном виде.»Откройте учебник на странице 7, задание 287. Посмотрите на развертку объемного тела. Чем она отличается от этой коробки?( показывает готовую коробку)
Теперь возьмите листы в клеточку и перечертите развертку на листы в масштабе размером 2:1. Кто знает как это начертить?.
Но чтобы нам приступить к выполнению задания нам нужно знать правила техники безопасности работы с ножницами
С ножницами не шути,Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,Другу их передавай.Лишь окончена работаНожницам нужна забота:Не забудь ты их закрытьИ на место положить.
Работа с учебником
слушают учителя.
Для этого нужно измерить сколько см длина и ширина каждой стороны и увеличить в 2 раза
Слушают учителя
Самостоятельная
практическая работа.
Ученики чертят развертку на листе, вырезают и складывают по контуру.
Личностные УУД: ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Познавательные УУД: на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, заданных ситуаций, осуществлять выбор наиболее эффективных моделей для данной учебной ситуации;
Коммуникативные УУД: координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы;
Предметные УУД: выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями.
Реализация построенного проекта Приступайте к заданию
Контролирует процесс выполнения
Обсуждение выполненного задания
Давайте сложим и посмотрим, что в итоге у нас получилось. Учитель показывает заготовку.
Ученики измеряют стороны, чертят на листы, вырезают.
Складывают коробку по контуру
Личностные УУД: создание основы для формирования позитивной самооценки, самоутверждения, личностного оптимизма;
Регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Познавательные УУД: сроить математические сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Обобщение затруднений Проверяет, как ученики выполнили задание
Молодцы ребята! У вас отлично получилось. Но чтобы нам отправиться дальше нам нужно вычислить сколько человек поместится на нашем комическом корабле. Для этого давайте решим задачу.
Обсуждение условия задачи
1)о чем говорится?
2)что известно?
3)что найти?
Запишите краткое условие. На доске таблица с условием. Вызывает к доске ученика для, записи недостающих значений.
Кто хочет решить эту задачу у доски?
Вызывает ученика к доске для решения задачи
«если известно, что в купейных вагонах едут 324 пассажира и это в 2 раза больше, чем пассажиров в плацкартных вагонах, что можно узнать?
Скажите, пожалуйста, в каких вагонах пассажиров больше, а в каких меньше?
Как же узнать сколько пассажиров в плацкартных вагонах?
Если известно , что в купейных вагонах едут 324 пассажира, по 36 человек в каждом вагоне, что можно узнать?
Если известно, что 162 человека едут в плацкартном вагоне и в каждом вагоне помещается 54 человека, то что можно найти?
Если известно число купейных и плацкартных вагонов, что можно найти?
Хорошо, ребята, с этой задачей мы справились.
1)ребята читают про себя
2)читает один ребенок вслух
О вагонах
Кол-во мест в купейном и плацкартном вагоне, всего мест в купейном вагоне
Число вагонов
К доске выходит ученик и с помощью заготовок выполняет краткое условие задачи. Все остальные работают в тетрадях.
К доске выходит ученик
Сколько вагонов в плацкарте
Больше в купейных
1)324:2=162(чел)-в плацкартных вагонах
2) 324:36=9(вагонов)-купейных
3) 162:54=3(вагона)-плацкартных
3+9=12(вагонов)-всего
Личностные УУД: способы решения новых учебных задач, исследовательской деятельности;
Регулятивные УУД: различать способы и результат действия;
Познавательные УУД: осуществлять действие подведения под понятие;
Коммуникативные УУД: задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;
Предметные УУД: анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.
Включение в систему знаний и повторение Посмотрите задание 283.
Измерьте чему равен единичный отрезок?
Определите координаты точек.. Теперь перечертите луч в тетрадь и отметьте на нем точки М(1\3), Д(1\6).возьмите единичный отрезок 3см клеточек.
6 см
А(1\2), С(1\6), В(2), К(3)
Находят координаты точек, чертят в тетрадь луч для самостоятельного определения координат Личностные УУД: создание основы для формирования позитивной самооценки, самоутверждения, личностного оптимизма;
Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные УУД: установление обобщения;
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Вы отлично справились. Теперь давайте решим примеры(стр. 7)
Контролирует выполнение работы.
По окончании открывает доску с решенными примерами и дети сверяют ответы.
1)неполное делимое 414(88 десятков), значит в значении частного одна(две) цифры, возьмем по 9….
Одна девочка и мальчик решают примеры на боковой доске. Все остальные в тетради. По окончании проверяют ответы.
Личностные УУД: ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
Предметные УУД: составлять, записывать алгоритм
Рефлексия учебной деятельности Дает домашнее задание
Подводит итог
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Спасибо всем за активное участие на уроке. Вы молодцы. С вами можно отправляться в настоящий полет!
Урок окончен.
Пишут в дневник.
Отвечают на вопросы Личностные УУД: навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;
Регулятивные УУД: итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно;
Коммуникативные УУД: стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;