Проект — Школа территория здоровья.

ГКОУ "Азаровский детский дом-школа имени Попова В.Т."




Педагогический проект

«Школа – территория здоровья»

2013-2015гг.







Г.Калуга




«Школа – территория здоровья»

Государственное образовательное учреждение «Азаровский детский дом-школа» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является учреждением смешанного типа (для детей дошкольного и школьного возраста). На базе учреждения функционирует основная школа с коррекционными классами для детей с задержкой психического развития с 1 – 9 классы. Данные диспансеризации показали, что большинство детей страдают различными заболеваниями. Больше всего зафиксировано с нервно - психическими заболеваниями. Вопрос о здоровье детей в детском доме является первоочередным. Главная задача - это сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Одна из основных задач современного образования - помочь ребенку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем.
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов и не всегда положительно.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся активно обсуждаемые:

- перегрузка учебных программ;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- не соблюдение гигиенических требований в организации учебного процесса;
- недостаточное финансирование школы.


Факторы недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- недостаточная компетентность педагогов, в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса.

Цель: формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, потребностям и интересам отсюда вытекают задачи.


Задачи проекта

Основными задачами на пути достижения указанной цели являются:

Оптимизация уровня образовательной нагрузки на каждого ученика;
Проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
Реализация системы профилактических мероприятий;
Организация физкультурно-массовых мероприятий;
Оптимизация системы психологической помощи учащимся;
Формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах.

В основе этого – психологическая комфортность и рациональная организация образовательного процесса. Основным принципом здоровьесберегающего обучения является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса; создание в школе и на уроке атмосферы, раскрывающей детей. Реализация принципа психологической комфортности позволяет нашим учителям не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе и подавлении личности ребенка. Авторитаризм учителя наносит колоссальный вред здоровью детей, который несравним даже с учебными перегрузками.
Демократический метод обучения – один из основных инструментов гуманного воздействия на школьника, обеспечивающий сбережение его здоровья. Личность учителя, его доброта, человечность, преданность делу становятся важными нравственными, познавательными, личностными ориентирами для воспитанников. Поэтому так важна работа по поддержанию в педагогическом коллективе благоприятного морально-психологического климата. Он основывается на сознательной дисциплине всех работников школы, доброжелательном, объективном отношении администрации ко всем сотрудникам.
Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация не только учебной недели, но и каждого урока. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени – ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья школьников. Неправильно организованный урок может стать одной из причин, вызывающих нарушение в состоянии здоровья ребенка и формирующих целый комплекс школьных проблем. Рациональная организация урока предполагает не только учет продолжительности его отдельных компонентов, но, что еще более важно, соблюдение оптимального темпа учебной деятельности школьников. Учитывая это, мы стараемся целесообразно распределять учебную нагрузку, как в течение урока, так и в течение дня и недели. С этой целью в школе введены дни своеобразной разгрузки, в ходе которых организуются экскурсии, прогулки; на 25-й минуте каждого урока проводятся физкультминутки.

Главное правило, которого придерживаются все работники школы: «Сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».

Реализовать его во многом помогает система планирования работы по организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Работа по формированию здорового образа жизни предполагает:
Проведение дней физкультуры и спортивных праздников;

Организацию походов и экскурсий;

Функционирование различных спортивных секций на базе школы;
Проведение бесед о здоровом образе жизни;

Обеспечение правильного и качественного питания в школе и дома;

Проведение бесед о половом воспитании;

Осуществление контроля дисциплины учащихся;

Проведение ежегодных медицинских обследований;

Организацию образовательного процесса, позволяющего уменьшить учебные нагрузки;

Проведение прогулок со школьниками на свежем воздухе;

Показ видеофильмов о вреде алкоголя, курения и наркомании;

Увеличение количества уроков физкультуры;

Выполнение санитарно-гигиенических норм в школе;

Введение обязательной формы одежды для школьников.





План организации здоровьесберегающего образовательного процесса.



Мероприятия
Сроки
Исполнитель

1
2
3
4

1
Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика
постоянно
Медицинская сестра и социальный педагог

2
Составление социологических карт по классам, составление списков:
Учащихся «группы риска»

Детей с хроническими заболеваниями
сентябрь
социальный педагог, классные руководители

3
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий
постоянно
Директор, зам. директора по АХЧ


4
Организация дежурств по школе
сентябрь
Зам. директора по учебной работе

5
Диспансеризация учащихся школы
В течение года
Медицинская сестра, врачи

6
Учет посещаемости школы учащимися
постоянно
Зам. директора по УР и ВР, социальный педагог, классные руководители

7
Оформление кабинета ОБЖ
сентябрь
Зам. директора по УР, учитель ОБЖ

8
Издание приказов:
«Об охране жизни и здоровья школьников»
«О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда»
сентябрь
Директор школы

9
Составление графика работы технического персонала школы
сентябрь
Зам.директора по АХЧ

10
Оформление листков здоровья в классных журналах
сентябрь
Классные руководители, медицинский работник

11
Организация спортивных секций, кружков
сентябрь
Зам.директора по ВР,

12
Соблюдение воздушного и светового режима в школе
постоянно
Директор, Зам.директора по АХЧ

13
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период
К началу зимнего периода
Директор, зам.директора по АХЧ

14
Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе
постоянно
Директор, зам.директора по АХЧ

15
Содержание в исправности всех средств пожаротушения
постоянно
зам.директора по АХЧ

16
Обеспечение и хранения спортивного инвентаря
постоянно
Учитель физкультуры, зам.директора по АХЧ

17
Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации
апрель
Медицинская сестра
психологи

18
Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х классах
Май, июнь
Зам.директора по УР

19
Организация ремонта учебных кабинетов
Летний период
Зам.директора по АХЧ, зам.директора по УР, заведующие кабинетами

20
Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году
Июль-август
Зам.директора по АХЧ

21
Приемка школы к новому учебному году
август
Директор школы

22
Рейды:
По проверке внешнего вида обучающихся;
По сохранности библиотечных учебников;
По выполнению школьниками режима дня
По отдельному плану
Зам. директора по УР, ВР, социальный педагог, библиотекарь, совет школьников






23
Регулярное проведение учебных пожарных тревог
По графику
Директор, начальник штаба ГО школы, зам. директора по АХЧ

24
Приобретение санитарного оборудования, люминесцентных и электрических ламп
В течение года
Зам.директора по АХЧ

25
Составление заявок на приобретение мебели. Наглядных пособий, оборудования для кабинетов
В течение года
Зам. директора по АХЧ
Зам.директора по УР

26
Приобретение моющих и чистящих средств
постоянно
Зам. директора по АХЧ

27
Приобретение посуды для столовой
В течение года
Зам. директора по АХЧ

28
Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов
август
Зам.директора по АХЧ

29
Обеспечение учащихся горячим питанием
В течение года
Директор школы,

31
Контроль физического воспитания учеников
По отдельному плану
Администрация школы, учителя физкультуры, медсестры

30
Проведение динамических пауз в первом классе
постоянно
Учитель 1-го класса, учитель физкультуры

31
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий
По отдельному плану
Директор, зам.директора по АХЧ, учитель физкультыры








План методической и учебно-воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся


Мероприятия
Сроки
Ответственные

1
2
3
4

1
Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда
Сентябрь, март
Директор. Зам.директора по АХЧ, зам.директора по УР

2
Организация работы экологического кружка
октябрь
зам. директора по ВР, учитель биологии

3
Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения
По отдельному плану
Классные руководители, учителя ПДД

4
Проведение семинаров «Здоровый образ жизни» по темам:
Для учащихся 1-4 классов:
«Болезни века»;
«Экология и здоровье ребенка»;
«Организация режима жизни в школе и дома»
В течение года
Директор школы, зам.директора по ВР, классные руководители, врач-нарколог, врач-педиатр, социальный педагог, психолог

5
Для учащихся 5-8 классов:
«Профилактика заболеваний: контроль массы тела»;
«Повышение иммунитета»;
«Питание и здоровье»;
«Сложные отношения в переходном возрасте»;
«Вредные привычки: как избежать увлечения ими»;
«Вред телевизора и компьютерных игр»;
«Сохраняем остроту зрения»:
Для учащихся 9 классов:
«Учеба на высоком пределе трудности. Как сохранить здоровье?»
«Методы предотвращения перегрузок»;
«Профилактика переутомлений в последние месяцы учебы и в период подготовки к экзаменам»
В течение года
Директор школы, зам.директора по ВР, классные руководители, врач-нарколог, врач-педиатр, социальный педагог, психолог, учитель физической культуры

6
Контроль соблюдения режима дня учащимися
постоянно
Зам.директора по ВР, социальный педагог

7
Организация классных часов по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся
По отдельному плану
Зам.директора по ВР, классные руководители

8
Проведение недели пропаганды здорового образа жизни
апрель
Зам. директора по ВР, учителя, воспитатели, учитель физкультуры

9
Проведение медосмотров педагогов школы
Май, июнь
Администрация школы

10
Озеленение учебных кабинетов и территории школы
Май-сентябрь
Зам.директора по УР, АХЧ, учителя биологии

11
Проведение дней здоровья
ежемесячно
Зам.директора по УР, учителя физкультуры

12
Организация летней оздоровительной площадки при школе
июнь
Зам.директора по ВР, педагоги дополнительного образования

13
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок
По графику
Медицинская сестра

14
Проведение углубленного медицинского осмотра первоклассников
октябрь
Медицинская сестра

15
Профилактика у учащихся близорукости и сколиоза, обеспечение соблюдения режима проветривания классных комнат на переменах
постоянно
Зам.директора по УР, учителя



























План работы школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.


Виды работы и мероприятия
Срок исполнения

1
2
3

1. Организационная работа

1
Знакомство с медицинскими карточками учащихся 1-х классов и прибывших в школу учащихся
С 1 по 15 сентебря

2
Оформление стенда «В здоровом теле - здоровый дух»
Сентябрь

3
Проведение тестирования психофизического состояния учащихся
сентябрь

4
Составление графика работы спортивных секций и спортивных залов
Первая неделя сентября

5
Физкультминутки во время уроков
В течение года

6
Планирование и проведение классных часов по профилактике здорового образа жизни
В течение года

7
Организация встреч с медицинскими работниками школы, психологами, учителями ОБЖ
В течение первого полугодия

8
Формирование спортивного комитета школы
сентябрь

9
Создание санитарного поста комитета школы
октябрь

10
Формирование уголка здоровья, экрана соревнований «Самый здоровый класс»
октябрь

11
Организация движения «Класс без курения»
В течение года

12
Конкурс плакатов «Выбор за вами»
В течение года

13
Проведение открытых уроков по теме «Мы против наркотиков»
февраль

2. Спортивно-массовые мероприятия

1
Спортивный праздник, посвященный дню рождения школы
сентябрь

2
Соревнования по мини-футболу и эстафеты.
Сентябрь, апрель

3
Первенство школы по различным видам спорта:
Легкой атлетике (1-9классы);
Мини-футболу 7-9классы
Пионерболу и волейболу 5-9классы
Баскетболу 5-9классы
Настольному теннису 7-9 классы
Шахматам 3-9 классы
Городки 1-9 классы
Лыжные гонки 1-9 классы
По отдельному плану

4
Участие в районных и городских соревнованиях
В течение года

5
Соревнования по настольному теннису
В течение года

6
Работа группы здоровья для учителей
В течение года

8
Праздники здоровья на природе
Апрель-май

3.Психологическая поддержка

1
Диагностика уровня развития психических функций учащихся
В течение года

2
Организация индивидуальных психологических консультаций для школьников и их воспитателей
В течение года

3
Разработка для учителей по вопросам педагогического общения
В течение года

4
Сказкотерапия 1-4 классы
Январь-март

5
Тренинги общения5-7 классы
Апрель-май

6
Работа групп психокоррекции
В течение года

7
Тренинг общения для учителей
В течение года

4. Методическая работа

1
Организация занятий с учителями школы, посвященным малым формам физического воспитания учащихся
сентябрь

2
Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся
сентябрь

3
Взаимопосещение уроков с целью изучения приемов и методов сбережения здоровья учащихся, используемых учителями различных предметов
По отдельному плану

4
Разработка рекомендаций по проведению классных часов, направленных на оздоровление учащихся
В течение года

5
Совещания по анализу тестирования резервов здоровья школьников
Октябрь, май

6
Разработка рекомендаций для учащихся по снятию стрессов, профилактике агрессивности
Декабрь-январь










Система работы школьного медицинского работника по оздоровлению обучающихся.

Медицинский работник школы:

Организует проведение:
- медицинского обслуживания как учащихся;
- регулярных медицинских осмотров, профилактических осмотров по предотвращению инфекционных заболеваний;
- бесед, инструктажей учащихся и учителей по предупреждению травматизма,

Контролирует:
- проведение ежегодных профилактических дезинфекционных работ в местах общего пользования;
- соблюдение работниками пищеблока санитарных правил при организации питания учащихся;
- прохождение медицинских осмотров и обследований всеми сотрудниками школы;

Контролирует и разрабатывает график текущих и генеральных уборок, проветриваний учебных и санитарных помещений;

Осуществляет мероприятия по повышению квалификации персонала в вопросах профилактики инфекционных заболеваний;
Работает, руководствуясь годовым планом работы.

Система работы
школьного психолога по оздоровлению обучающихся

На протяжении многих лет психолог нашей школе совместно с педагогами проводит работу по укреплению и сохранению здоровья учащихся, которая включает в себя:
поддержку процесса адаптации первоклассников к школе, учащихся 5-х и 9-х классов к новым условиям обучения;
групповые и индивидуальные консультации, профилактические и просветительские занятия с воспитателями;
групповые занятия в классах, ориентированные на овладение элементарными навыками ведения здорового образа жизни;
тренинговые занятия с учащимися, на которых используются игры и упражнения, позволяющие установить в классе обстановку доверия и доброжелательности, что улучшает взаимоотношения в системе «учитель ученик»;
тренинги для старшеклассников по теме «Как успешно сдать экзамены и сохранить здоровье?», «Психологическая защита в стрессовой ситуации в период сдачи экзаменов».
Кроме того, в течение всего учебного года психолог проводит индивидуальные консультации для учащихся по проблемам сохранения психического здоровья.
Важной задачей психолога является организация и проведение работы со школьниками, требующими к себе особого внимания: со сниженными интеллектуальными возможностями и заниженной самооценкой, испытывающими трудности в обучении и общении. Поэтому школьный психолог регулярно проводит развивающие занятия, которые способствуют развитию социальной адаптации и саморегуляции «трудных» детей. На педагогических советах психолог знакомит педколлектив с психофизиологическими особенностями того или иного возраста школьников. С этой целью проводятся собрания на темы:
«Свободное время и семейный досуг».
«Подросток в мире вредных привычек».
«Что делать, если подросток курит?».
«Что делать, если подросток попал в дурную компанию?»
«Роль семьи в развитии моральных качеств подростков».
«Что делать, если вы заметили, что дети употребляют наркотики?».
«Я и ребенок поиски взаимопонимания».





Социальная служба

Индивидуальная помощь учащимся в конфликтных и критических ситуациях в процессе становления их жизненных отношений

Групповая работа, направленная на поддержку ученика и его ближайшей микросреды (семьи, школы)

3. Защита прав каждого ребенка и взрослого, независимо от уровня их развития и социального статуса

4. Посещение семей на дому для контроля сохранения физического и психического здоровья в данной микросреде

5. Профилактические беседы, тематические занятия, консультации по предупреждению вредных привычек.

Социальные педагоги оказывают индивидуальную помощь и консультирование воспитателей по проблемам в воспитании детей. Работая в тесном сотрудничестве с классными руководителями и медицинским работником, они проводят в классах со старшеклассниками классные часы с участием инспектора ПДН и психолога на темы:
«Суд над табаком».
«Курильщик сам себе могильщик».
«По ком звонит колокол?».
«В здоровом теле здоровый дух».
«Правда и ложь о СПИДе».

В юности особенно возрастает необходимость признания и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание работы по сохранению и укреплению здоровья, которую проводят школьный психолог, социальный педагог и классные руководители 9-х классов, проходят идеи самопознания и самоопределения жизненных ценностей и смыслов старшеклассников. Особый интерес у них вызывают классные часы на темы:
«Знаете ли вы себя?».
«Мое уникальное «Я».
«Я» глазами других».
«Как превратить свои недостатки в достоинства?».
«Ценности личности».










Методы и методики, используемые при реализации проекта

- лекционные занятия
- ролевые игры
- тренинги
- научно-практические конференции
- занятия по психогимнастике
- рефераты
- индивидуальные и групповые консультации
- выпуск газет, листовок тесты и анкетирования
- просмотр учебных фильмов
- диспуты
- экскурсии; сочинения-размышления
- конкурсы
- спортивные мероприятия






Ожидаемые результаты
реализации проекта

Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

Состояния физического и психического здоровья обучающихся и сотрудников школы.

Снижение заболеваемости и стрессовых ситуаций среди учащихся и педагогов.

Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.

Социальная адаптация детей с проблемами в развитии, ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Укрепление спортивной базы школы, ее качественное оснащение







Обеспечение ресурсами
Материально – технические ресурсы:

- спортивный и тренажерный залы

- зал ЛФК

- стадион

- спортивные площадки

- лыжная база

- спортивное оборудование и инвентарь

- комната психологической разгрузки


Кадровые ресурсы:

-учителя физической культуры и ОБЖ

-социальные педагоги

-администрация и педагогический коллектив школы

-врачи

-психологи











13PAGE 15


13PAGE 141315












Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся

Внутришкольные факторы (факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, школой)



Неблагоприятные
экологические факторы

Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья

Неблагоприятные антропогенные и техногенные факторы

Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения

Внешние по отношению к школе факторы



15