Практическая организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста Клуб путешественников Маленькие патриоты


КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ»
Одним из условий радостного, полноценного проживания периода дошкольного детства является удовлетворение ведущих его потребностей (игра, движение, познание, общение, творчество). Наиболее ценной, нам представляется деятельность, в которой одновременно реализуется максимальное количество потребностей ребенка - дошкольника.
Игра - путешествие - яркий пример такой деятельности. Здесь ребенок не только открывает новые объекты мира, но и взаимодействует с ними через ролевое проживание. Системный подход к организации таких игр дает возможность последовательно расширять детскую картину мира, вводить детей в мир ценностных отношений.
В играх-путешествиях ведущие потребности реализуются в единстве, что и обеспечивает основы для радости жизни, эффективность развития. Игры-путешествия гармонично включают в себя всё разнообразие детских видов деятельности (изобразительная, музыкально-ритмическая, конструкторская, игровая, познавательная, спортивно-двигательная). Их интеграция усиливает общий положительный эффект жизнедеятельности ребенка.
Не обладая ресурсами реального введения ребенка в широкое пространство окружающего мира, мы нашли выход в организации игрового погружения в окружающую действительность (в пространстве и во времени). Тем самым педагоги - родители способствуют расширению представлений о мире и освоению воспитанниками позиций субъектов жизненного пространства. «Проживая» игровые ситуации, дети «примеряют на себя» роли исследователей, путешественников, тружеников, учатся активно взаимодействовать с миром, приобретают опыт общения, познания, продуктивного творчества.Учитывая приоритетность восприятия детьми информации из уст сверстников или старших товарищей, мы включили в сюжеты игровых “путешествий” мальчика Почемучку и девочку Любознайку. Кроме того, каждый раз, когда дети совершают “путешествия”, их встречают ребята - сверстники, которые рассказывают о своем участке земного шара, показывают его удивительные места, привлекают “путешественников” к участию в играх, традиционных обрядах, праздниках, театрализованных представлениях. Роли детей-хозяев той или иной страны могут выполнять как взрослые, так и школьники-воспитанники детского дома.
С целью поддержки игрового мотива, последовательности развития сюжета игры, непрерывности обогащения ролевых взаимодействий было создано детско-взрослое сообщество - клуб путешественников “Маленькие патриоты”.
Разработаны, совместно с детьми, традиции, ритуалы, принципы, заповеди клуба - все то, что является ядром сообщества, устанавливает ролевые правила и определяет характер отношений.
Подготовка и организация одного путешествия может длиться от недели до месяца. По окончании путешествия, как совместной деятельности взрослых и детей, игра переходит на уровень самостоятельной детской деятельности. После прохождения трех маршрутных линий открывается “Бюро путешествий” и разыгрывается сюжетно-ролевая игра, в которой дети отражают свои впечатления о событиях и общении во время путешествий.
Цель клуба: Обогащение впечатлений детей об окружающей действительности и приобретение субъективного опыта гуманистического взаимодействия с миром.
Задачи клуба:
1. Способствовать формированию у воспитанников целостной картины мира с определением своего места в нем.
2. Развивать познавательные интересы, навыки, исследовательской
деятельности и поиска познавательной информации.
3. Создавать условия для развития умений совместно планировать, развивать игровые сюжеты, устанавливать социально-ролевое взаимодействие.
4. Содействовать развитию художественно-творческих способностей, умений проектировать и создавать панораму игры.
Принципы организации воспитательно-образовательной деятельности:
- Принцип факцинации (вовлечение через увлечение).
- Принцип системности - открытие мира на основе тематического погружения в пространство.
- Принцип взаимосвязи реальных (жизненных) и воображаемых (игровых) ситуаций.
- Принцип субъективной активности и максимальной самостоятельности участников тематических проектов.
- Принцип гармонизации интеллектуальной, эмоциональной и деятельност-ной сфер.
- Принцип интеграции и комплексного взаимодействия ведущих видов детской деятельности.
Традиции Клуба путешественников “Маленькие патриоты”
Девиз клуба: Мы любим путешествовать
По Родине большой,
Так много интересного
Расскажет шар Земной.
5 заповедей как целевых ориентиров клуба:
1. Быть землянином - значить любить наш общий дом, ценить всех соседей по планете.
2. Быть гражданином - значит гордиться своей Родиной, делать полезные дела для умножения ее богатств.
3. Быть человеком - значит стремиться к добрым отношениям с другими людьми.
4. Быть путешественником - значит открывать ближние и дальние уголки планеты, познавать особенности жизни ее обитателей.
5. Быть созидателем - значит мечтать, представлять, творить светлое будущее Земли, страны.
Ролевые позиции.
Дети (участники клуба “Маленькие патриоты”) - путешественники, исследователи, корреспонденты, участники межнационального общения и культурных событий...
Взрослый (педагог-родитель): главный «путеводитель», готовый пробуждать эмоциональную отзывчивость, способствовать вхождению в игровые роли, поддерживать познавательные интересы, сопровождать детей на пути открытий, общения и творчества.
Принципы выбора цели путешествия:
Все так интересно,
Но сегодня нужно
Всем ребятам вместе
Выбор сделать дружно.
Будут нам подсказкой
Карты, чудо-глобус
И герои сказки,
И волшебный компас.
Главные традиции и ритуалы:
1. Ритуал принятия в клуб с вручением паспорта путешественника.
Я (……) вступаю в клуб «Маленькие патриоты»
Путешествовать по свету
Я готов с друзьями,
Чтоб смогли мы сами
О планете всей узнать,
Всех людей Земли понять
Чтоб общий дом ценить
И с соседями дружить.
2. Ритуал приветствия участников клуба.
Собрались опять мы в клубе,
Чтобы многое узнать
И готовиться мы будем
К путешествию опять.
Руки подадим друг другу,
Станем как одна семья
И пойдет тепло по кругу,
Ведь в кругу мои друзья.
Всем здоровья пожелаем
И открытий новых
Роли все распределим
И играть готовы.
3. Определение маршрута путешествия с помощью волшебных слов- заклинаний путешественников.
Глобус я кручу верчу,
Путешествовать хочу.
Когда только захотим
Туда сейчас и полетим.
4. Песня-гимн, как вхождение в очередное тематическое путешествие (песня).
Песня клуба: I. “Вот ребята непоседы!” -
Все о нас так говорят,
Вот такие непоседы
Жили сотни лет назад.
Путешествовать любили
По морям на корабле
Места новые открыли
На большой нашей земле.
Пр: Непоседы, непоседы
Открывать свою планету
В путешествиях по свету
Мы готовы вновь и вновь.
II. Непосед всех приглашаем
К неизведанной земле.
И в пути мы не скучаем:
Хватит дел тебе и мне.
В разных странах людей разных
Много есть на целом свете:
Удивительных, прекрасных -
Все соседи по планете.
Пр: Непоседы, непоседы
Открывать свою планету
В путешествиях по свету
Мы готовы вновь и вновь.
5.Планирование познавательной деятельности осуществляется с помощью различных источников информации.
1. Что я могу узнать из книг?
2. Что я могу увидеть по телевидению, узнать из видеофильмов?
3. Что я могу узнать от взрослых?
4. Что я могу узнать от старших товарищей?
5. О чем я узнаю из фотоальбомов и иллюстраций?
6. О чем мне расскажут игрушки, модели?
6. Поисково-познавательный диалог на основе исследуемых ситуаций.
Пример ситуативно-познавательного диалога:
1. Вы не знаете языка, на котором говорят жители страны, как вы объясните им цель своего приезда?
2. Вам хочется сделать фотоснимок экзотического животного, но вы не уверены в безопасности этого. Как быть?
3. Вас пригласили на национальный праздник. Как вы будете готовиться участвовать в нем?
4. Как вы считаете, должны ли хозяева дарить подарки гостям или гость должен ехать в другую страну с подарками?
5. Какие подарки понравились бы вам? А какие могут понравиться им?
7. Выпуск журнала “Непоседы вокруг света”