Выступление на районном методическом объединении для молодых педагогов Все дети рождаются талантливыми

Выступление на районном методическом объединении для молодых педагогов . 2015г

Развитие речи детей в начальной школе.
(Бейль Т.Н. МКОУ СОШ №5)

План.

1.Развитие монологической речи.
2.Особенности коммуникативного развития младших школьников.
3. Развитие творческих способностей.
4.Игры по развитию речи.
5.Из опыта работы.
6.Игры , тренинги,рекомендации.

Использовала в выступлении:

Стихи учеников,загадки , потешки на своб.тему.
Стихи по текстам « Окружающий мир»,»Литературное чтение», «История»
Книжка «Плач планеты» с сочинениями учеников.
Для учителей: эпиграфы к сочинениям по временам года,
детские стихи для заучивания, двустишья для тренировки в написании стихов. .



1.Развитие монологической речи.

Не смотри на того , кто говорит ,смотри на того , кто заставляет говорить .( гласит японская пословица).(Но нет на свете лучшего ответа невежде ,чем молчание)
Система уроков развития речи один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной “глухоте”. От развития речи ребенка будет зависеть его учеба, его дальнейшая взрослая жизнь. Обучение учащихся монологу- кропотливая работа педагога.Мо-нологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Критерии монологической речи.
Основные ( связность, целостность)
Дополнительная.(грамматическая правильность построения предложения)
Семилетний ребенок постоянно пополняет свой словарный запас.Выделяет слог , обобщает и классифицирует предметы по различным признакам.Активно развивается ,логически мыслит. Для успешного обучения необходимо развивать память внима-ние детей.

2.Особенности коммуникативного развития младших школьников.

Опережение устного высказывания и понимания на слух.
Недостаточная сформированность всех речевых механизмов, в частности осмысления.
Недостаточный уровень развития способов формирования мысли.
Необходимо при развитии речи учеников учитывать :
Вид монолога( сообщение , описание, повествование, рассуждение)
Связность и логичность изложения мысли и структурно–композиционная завершенность высказывания.
Объем высказывания –степень раскрытия темы и количества предложений.
Степень языковых ( лексических, грамматических средств, т.е. характер речевого творчества)
Лексико-грамматическая( в том числе и синтаксическая правильность)
Для работы над развитием монологической речи необходимы: наглядность, тема ,опоры , текст,ситуация
Например.Байкал-озеро. Оно очень глубокое, счистой водой.Рассказывают , что сквозь толщу воды видны рыбы и дно.
-Давайте добавим красивые слова ,отвечающие на вопрос (какой? какая?)чтобы текст изменился,стал ярче, насыщеннее. Поработаем художниками слова.

Байкал-спокойное озеро.Оно очень глубокое с удивительно чистой водой.Рассказывают , что в тихую погоду сквозь толщу прозрачной воды видны серебристые рыбы и каменное дно
.
3 Развитие творческих способностей.

Задача педагога соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.
Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников.
Чем разумнее человек, утверждают психологи, тем дольше прочное закрепление в памяти знаний всех учебных дисциплин отличается яркостью и полнотой восприятия, эмоциональной окрашенностью, осознанием важности взаимосвязанных знаний в жизни и практической деятельности, глубоким осмыслением содержания смежных предметов и их практическим применением, организацией неоднократного, обоснованного воспроизведения в сознании учащихся ранее усвоенного.

Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться.
Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика.
На протяжении многих лет наблюдаю за развитием речи и способствую развитию речи учащихся, потому что речь ребенка является ключевым моментом его развития. По речи человека можно определить степень его культуры и образованности, уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления высших эмоций.
Младшие школьники – это удивительно творческие люди. Их воображение подсказывает им необыкновенные сюжеты сказок, рассказов. Дети готовы поделиться своими творческими идеями с одноклассниками, учителями,родителями. Не всегда можно найти время на уроке, чтобы выслушать ребенка, сочинившего свое произведение. Не у каждого родителя есть время и желание поддержать творческие порывы своего сына или дочери. Без поддержки взрослых людей, без систематической работы над словом, желание заниматься сочинительством быстро угасает.
Все это заставляет меня искать новые пути в своей работе, чтобы дать учащимся возможность раскрыть свои способности, развить их, благодаря творческим занятиям. Моя задача состоит в том, чтобы создать условия, способствующие формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений. Мне необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов . Учителя предлагают учащимся творческие занятия в различных кружках. Кружковая деятельность(10 часов в неделю) помогает ребенку реализовать себя, развить свои задатки и способности.
сформировать высокую культуру речевого общения, развивает творческие способности, удовлетворяет стремление мыслить и действовать самостоятельно.
. На первое место ставлю обучение языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации.
Речевое развитие детей – основной принцип всех занятий по данной программе. Оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.по литер.чтению.
По наблюдениям психологов, до шести лет речь ребенка формируется в основном стихийно, в процессе общения с взрослыми людьми. Семилетний ребенок имеет в активном словаре до 7 тысяч слов. Когда ребенок приходит в школу, у него появляется интерес к живому слову, он хочет говорить и говорит много и охотно, у него пробуждается потребность говорить правильно, он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.
Необходимо расширять коммуникативные возможности ребенка, вооружать его языком как средством общения, всячески способствовать успешному речевому развитию. Речевое развитие возможно только в том случае, если ведется активная работа по обогащению словаря учащихся, то есть лексическая работа. Путь обучения языку должен быть коммуникативным. Каждое слово должно быть исследовано ребенком, понято, осмыслено, и только после этого его можно включать в работу, где предусмотрены грамматические задания.
Коммуникативный подход выводит учащихся на путь сознательного поиска, каждый ребенок становится исследователем, изобретателем, он познает язык, слово.
Поэтому путь обучения языку должен иметь познавательный характер, он должен способствовать развитию логического мышления. Сама природа слова, его связь с окружающей средой, людьми, миром мыслей и чувств человека требует вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К.Д.Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Лексикология с ее коммуникативной, практической, огромной познавательной, развивающей,
воспитательной направленностью имеет неограниченные возможности для формирования творческого мышления учащихся.
Речь является главным средством общения. В то же время обучение речи невозможно без общения. Значит, необходимо обучать общению, так как оно имеет большое значение для интеллектуального общего и речевого развития. Лексическая работа требует постоянного общения, собеседования, обмена мнениями. Она позволяет учащимся активно включаться в диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик». При этом общение не сводится только к обмену информацией, но постоянно идет процесс выработки новой информации, общей для учащихся. Формируется новый тип обучения через общение.
Особое место уделяю изучению группы так называемых «волшебных» слов, то есть слов выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения и других. Знакомство учащихся с этой группой слов имеет своей целью развивать культуру общения детей, прививать им посредством лексики доброе отношение к окружающим.Предмет « Риторика» тому пример, знакомство с различными словарями, Поисковая деятельность учащихся организована за счет использования материалов толкового и других словарей, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
Программа ориентирована на развитие эмоциональной сферы учащихся, их творческого воображения, речевой культуры, на развитие детского речевого творчества через слово.
- развивать мотивацию к творческому сочинительству.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к языку, как к важнейшему средству общения;
- настроить учащихся на дружеские, доверительные отношения во время общения;
- пробудить потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи.
знакомство со словом как лексической единицей. На доступном детям языке это звучит так: «настоящее» слово всегда что-то обозначает,
знакомство с лексическим значением слов. Раз у слова есть значение, его нужно понимать,
введение в лексическую систему языка, знакомство с многозначными словами, словами - омонимами, словами - синонимами, словами - антонимами.
знакомство с текстом, темой, основной мыслью текста, опорными словами, заголовком, планом текста.
самостоятельное сочинительство..
занимательные и развивающие лексические игры. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. Различные игры я провожу на всех этапах урока. Психотерапевтические технологии: сказкотерапия. Предусматриваю знакомство со сказками, их драматическую импровизацию, обучение сочинению сказок. Сухомлинский В.А. говорил о том, что истоки творческих способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Эту связь я использую на своих занятиях. Нарисованный детьми цветок подснежник пробуждает детское воображение, заставляет увидеть цветок как живое существо. Его стебелек становится ножкой, листочки - ладошками, цветок превращается в глазок. Оживший подснежник совершает различные действия, поступки. Дети работают с ожившим словом творчески, сочиняют сказку, инсценируют ее.
Вырезанная из бумаги снежинка, оживает в воображении детей.
Юмористические ситуации, занимательные вопросы, пословицы, загадки, стихи активизируют интерес детей к языку, развивают воображение и речевые способности детей.
Технология учебного диалога. Учебный диалог – это особый тип обучения, при котором ученик становится активным участником познания. Подбираю дидактический материал, вызывающий у учащихся интерес к его содержанию. Стараюсь, чтобы преобладали проблемные, неоднозначные задания. Использую большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением. парная работа, работа в парах сменного состава, групповая, коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Педагогические технологии по выявлению и поддержке одаренных детей. Данные технологии помогают выявить способных к творческому сочинительству учащихся. Слово должно оставаться живым.

4.Для развития речи использую следующие игры:

Игра "Интервью". Сначала познакомьте детей с новыми словами. Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер - тот, кто задает вопросы. Респондент - тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить детей смело говорить.
2.Игра"Картинки-загадки". Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
3. Игра "Определи игрушку".
 Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь.
4.Игра"Сочини предложение". Учитель предлагает группе 2 карточки со словами , по смыслу не связанные друг с другом .Дети сочиняют из слов рассказ.
5. Игра "Противоположность".
Работа с антонимами.
6. Игра "Мостик".
Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), ".
7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".
Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок. Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. .в пятки не годится в подметки не годится К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Пословицы: 1. "Дело мастера боится". 2. "Всякий мастер на свой лад". 3. "На все руки мастер". 4. "Портной испортит - утюг загладит". 5. "Картошка поспела - берись за дело".
8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"
Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. 9. Внимание! Розыск!
Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность) Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга).
10. Игра "Два круга".
"Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое". ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.).
11. Придумываем рассказ.
Учитель читает предложение, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. Например: "На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?).
12. Распространение предложений.
Учитель говорит: "Садовник поливает (что? где? когда? зачем?).
13. Дополнить предложение.
Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...".
14. "Я был в цирке... "
"Я был в цирке и видел..." Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.
15. Предлоги.
- "на", "в", "под", "над", "с" и др. Использую мяч.

19. Путешествие.
"Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!".

22. Продолжи ряд.
 Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения. Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: "Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им". Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков. Приведем примеры заданий: Люди - человек, дети - Сын - дочь, внук - , племянник - Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - , упряжка оленей - Тундра - олень, джунгли - , пустыня - Шпалы - деревянные, рельсы - Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в , пассажир выходит из , пассажир стоит рядом с . . 24. История с продолжением.
Предложите детям сложить историю. Первый ученик произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д. 25. Какие бывают слова.
Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова". Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово - ракета. Есть кислое слово - лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик. Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех. Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.
26. "Похожие слова" - синонимы.
Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. 27. Рифма.
28. Инсценирование .Кукольный театр.
Многие произведения можнот так обыграть на литерат. чтении, окружающем мире.

5.Из опыта работы.

Все дети рождаются талантливыми .Но нужно выяснить , что же больше интересует малыша. «раздуть творческую искорку» , то сами по себе таланты к сожалению не разовьются. Надо дать ребенку самому попробовать « на вкус» самые различные виды деятельности в том числе рассмотреть и не «раздуть творческую искорку».

С самых первых уроков развиваю речь детей . ( Статисты говорят , что мамы , в среднем, в сумме разговаривают с ребенком 14 мин., а папы 4 мин) так что развитие речи ложится на плечи учителей. , у меня в классе все дети ведут читательские дневники. Каждый вечер читают 1 стр. или по желанию больше. А утром , до уроков мне пересказывают. 30 чел.! Возле стола мальчики пересказывают девочкам – девочки – мальчикам , я слушаю . И так же на уроке провожу опрос вывода по параграфу по окр. миру.
На обучении грамоте 1ряд в понедельник по цепочке выходят и . составляют по 3-4 предложения по картинкам.( 2 ряд по вторникам , 3р по средам) Изготовлении книг - «почувствуй себя автором» Предполагается : дает возможность каждому быть автором . Совместная работа детей и взрослых. Отношение в семье к книге определяет во многом отношение к ней будущего читателя. А самое главное - это повод собраться всей семьей , услышать друг друга , изменить тональность межличных отношений.
Книгу составить : стихи , загадки ,скороговорки . Творческие рассказы о зиме . Например , волшебные рассказы , истории , сказки , считалки,
оформить.Ребята используют краски , бархатную бумагу , картон . Кто-то бежит в библиотеку , кто-то у бабушки перебирает все книги на полках, на чердаке - пока ищет материал для книги - столько интересно для себя найдет материала. Интересное стихотворение А.С. Пушкина ,
С Есенина перепишут себе в книгу - снизу рисунок к нему поместят. Свое собственное стихотворение сочинить не забудут( можно о зимних забавах).
О приключениях любимых игрушек в новогоднюю ночь , аппликации с забавными надписями ( Это Лелик - самый добрый кролик)
( Вот тигряша - радость наша).
Навыки стихотворной ритмики и наличие хорошего литературного вкуса помогут ребенку не только в его образовании , но и расширят его кругозор и мироощущение.
Мы в классе каждую неделю учим какое- то большое стих. произведение .Вот выучили стих:»Рассеянная няня» и со звонком рассказывают дети хором и не надо никого одергивать , просить красиво встать. Сначала мы тренируем память. Потом рифмы придумываем : дом-сом –комром
Стараемся как можно больше употреблять в разговоре прилагательных и глаголов для описания чего-либо. Старичок ( какой? )- горбатенький , добрый , милый , разговорчивый , трудолюбивый , злопамятный. Дерево ( какое? )- высокое , ветвистое , старое , молодое , гнилое , Вечер пасмурный , холодный , морозный , многообещающий., долгожданный.
2. Потом минисочинения пишут и прикрепляют на магнитики к доске, например , Я- дверь . Меня хозяева закрывают , когда уходят на работу. Бываю деревянная- входная , стеклянная – межкомнатная . Если мой хозяин мастер , то резная и красивая. Мне нравится , когда ручка является украшением двери. Иногда на дверь вешают замок. ( Есть даже загадка про него . Не лает , не кусает , а в дом не пускает) Но чаще всего бывает внутренний. Меня постоянно все задевают.
Я – дорога. Бываю лесная , заасфальтированная , полевая. По мне целый день ездят различные машины : грузовые , легковые, пассажирские. Перевозят грузы и людей. Я горжусь тем , что нужна всем . Нравится , когда вовремя проводят ремонт . И машины плавно двигаются , не прыгают и не проваливаются в ямки. ( про все предметы пишем ) по желанию. Я- холодильник.книга , компьютер, портфель., телефонВ 1 классе 1 полугодии составляем рассказы устно, затем оформляем письменно.
3. Игра : «Вопросы - почтой». Затеять переписку с героями любимых сказок .
4. Объявления люблю предлагать. Недавно писали на тему: « Пропала собака» .Порода – такса. Окрас - темно- коричневый. Передняя правая лапка белая , на спине серое пятно . Глаза добрые . На шее ошейник красный , с черными стразами. По аналогии : « Пропала кошка».»корова» .
Ходили на «Весенний вернисаж-выставку ---сочинение, Музей локальных войск –сочинение. И куда пойдем – обо всем напишем.Деду Морозу-получили мешок конфет от завуча по восп. работе.
5.Недавно изучали тему по окр.миру: «Почему идет дождь» Тут же составили волшебную историю про капельку. Составляем обычно коллективно все .По цепочке. А это еще труднее. Потому что не ожидают , что скажет предыдущий одноклассник.
6 . В 3 , 4. кл. пишем обо всем . Где бываем. О выставке , которую посетили, об уроке плавания в бассейне , отзыв о прочитанной книге , о сегодняшней дороге в школу, о всех дедушках и бабушках . Мои ученики знают все имена отчества всех членов семьи. О прогулке в парк, о подготовке к празднику 8 марта, о машинах будущего, о бытовой технике будущего машинах, о помощи родителям , посещении цирка.Недавно посетили музей « Локальных войн»(Зачитываю сочинения учеников)
7. Затем . переходим к стихотворной форме . Те же самые сочинения , но в стихах. На выпускном вечере читаю шуточные стихи учеников друг о друге ,в основном.
По русскому языку всегда даю на выбор творческие задания . Некоторые дети не 5 предл. пишут а все 10. Но мне нравится. Те же самые орфограммы они выделяют в сочинениях, которые изучаем на уроке . Кто выбрал творческую работу , те освобождаются от выполнения упражнения.

6.Игры , тренинги,рекомендации. (развитие речи на уроке «Окружающего мира»)

Урок «Окружающий мир» можно провести без наглядностей ,компьютера-
у многих его нет.Темы: « Поведение детей в лесу»,»Растения и насекомые леса», разделив детей на группы. «Оптимисты», «Пессимисты», «Группа нормальных людей», «группа учеников с отклонениями в поведении», «Зеленый патруль».Где каждый придумывает свое предложение , которое является продолжением предыдущего ученика и раскрывает тему группы.Можно использовать элементы кукольного театра. ( провожу игру с учителями)