Нетрадиционные формы работы с родителями Семейный клуб Семь-Я


Ершова Марина Вячеславовна
воспитатель первой кв.категорииМАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 35"Соловушка"
Республика Татарстан г.Набережные Челны
Современные формы работы ДОУ с семьей
        «От того, как прошло детство, кто
 вёл ребёнка за руку в детские годы, что
 вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
                                   /В.А. Сухомлинский/
        В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Первая школа воспитания растущего человека-семья. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".
Детский сад-это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников (совместная работа в триаде"Семья - ребенок - детский сад")
         Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
        Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка  в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
 В своей деятельности я использую традиционные формы работы с родителями:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3.Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды
4.День открытых дверей, посещение семьи ребенка
Кроме этого я использую нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
 Нетрадиционные формы общения с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы
        Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование, "почтовый ящик". Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.
        Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
К досуговым формам относятся:
Праздники: «Встреча Нового года», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник мам», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы», спортивные соревнования «Большие гонки», «Форт Бояр», «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья»Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
        открытые занятия в своей группе провожу по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
        В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
В настоящее время являюсь руководителем семейного клуба «Семь - Я» (Семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей)
Целью данного клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Подготовила и привела следующие мероприятия в семейном клубе “Семь -Я”:
Круглый стол «Адаптация детей к детскому саду»;
Дискуссия «Гиперактивность»;
Круглый стол «Агрессивное поведение дошкольника»
«За и против иностранных мультфильмов» (с просмотром видеофильма)
Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики»;
Круглый стол «Презентация опыта семейного воспитания»;
В рамках семейного клуба была проведена исследовательская работа:
1.«Особенности родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста». Целью данного исследования было изучение и сравнение особенностей родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста.
В работе были использованы методики:
- Тест - опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга и В.В.Столин)
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М.Марковская)
2. «Родительское представление об индивидуально-типологических особенностях детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить и сравнить родительское представление об индивидуально-типологических особенностях детей дошкольного возраста.
В работе мной был использован тест-опросник «Родительские представления о психических особенностях детей дошкольного возраста».
Так же мной была разработана и реализована проектная работа на тему «Влияние привязанности ребенка к матери на уровень сенсомоторного интеллекта детей раннего возраста»
Цель проекта: изучить и выявить влияние типа привязанности ребенка к матери на уровень сенсомоторного интеллекта детей раннего возраста.
По результатам проекта был разработан и проведен тренинг для родителей и детей, направленный на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений «Осьминог и осьминожки»
По результатам проектной работы также была составлена и апробирована развивающая программа для детей раннего возраста «Мой Мир!».
Цель программы: развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
Следует отметить, что в работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей-выставки, конкурсы, экскурсии. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Регулярно в ДОУ проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д. Одна из проходящих ежегодно – выставка работ “Знак года”: Конкурс-выставка "Новогодняя маска", «Волшебница Осень»
В моей группой был осуществлен проект «Моя семья». Цель которого - Воспитание гражданина своей страны, любящего свой родной дом и близких ему людей. Родители моей группы приняли активное участие в этом проекте: рисунок "Моя семья", фотоальбом "Я и моя семья", генеалогическое древо.
В нашем клубе есть рубрика "Мама-Рукодельница", где мамы представляют изделия, сделанные своими руками.
Регулярно проводятся тренинги детско-родительских отношений в семье "Волшебный клубок", позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы и пользуются большой популярностью.
Работа с родителями захватывает каждую образовательную область:
«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов ит. д. ;«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований и т. д. ;«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и т. д. ;«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, оформление портфолио, организацию выставок и т. д. ;«Труд» - совместная деятельность взрослого и ребенка,
«Познание» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду;
«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах и т. д.
«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;
«Музыка» - совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения . Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.