КОНСПЕКТ УРОКА: И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОБЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ. (5 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА (ФГОС))


№16. Тема: И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.5 класс лит-ра 10.10.16
Цели: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения: знать особенности содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр басни, развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поведением других.
Метапредметные УУД:
Личностные: смыслообразование – устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваимого содержания.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Ход урока
I. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».
Знакомство с текстом. Анализ басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».
Выразительное чтение произведения в лицах.
Анализ басни по вопросам:
1. Интересна ли басня?
2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)**
4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
III. Выполнения теста (на закрепление материала)
 Басня – это:
1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл3) короткое стихотворение о жизни зверей
2. Мораль басни – это:
1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце
3. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» является:
1) И.А. Крылов2) Эзоп3) М.В. Ломоносов
4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
1) «Волк на псарне»2) «Свинья под Дубом»3) «Ворона и Лисица»
5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?
1) «Волк на псарне»2) «Свинья под Дубом»3) «Ворона и Лисица
6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед...»?
1) «Волк на псарне»2) «Свинья под Дубом»3) «Ворона и Лисица»
7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?
1) Коршун2) Сокол3) Ворон
8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?
1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства9. Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»?
1) голубушка2) плутовка3) царь-птица
10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?
1) войну с Наполеоном в 1812 году2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.3) войну с японцами в 1904-1905 гг.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.