Календарно-тематическое планирование по курсу Русская словесность 6 класс

Пояснительная записка
Русская словесность
6 Б класс

Программа по русской словесности для основной школы составлена на основе Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 24».
Цели и задачи изучения курса.
Цели обучения в организации учебного процесса по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» в 6 – м классе:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск;
освоение знаний о русской словесности, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русской словесности.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно – нравственных, эстетических, информационных, организационных;
формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности, понимании их значения, применении средств художественной изобразительности в собственных высказываниях; овладение обучающимися средствами создания юмора в произведении писателей, обогащение словарного запаса языка и грамматического строя речи обучающихся;
умение отличать из произведений народной словесности былины, особенности языка былины, легенды, предания, понимания выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации в создании текста, выразительное чтение произведений;
умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, особенности их языка, изображение сюжета произведений и характера их героев; выразительное чтение произведений.
Общая характеристика учебного процесса.
Методы обучения и формы обучения.
Поскольку в 6 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных заданий, в том числе и творческого характера
Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными. Уроки игры со словом, ролевые и деловые игры, работа в малых группах.
Технологии организации учебного процесса.
развивающее обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
По учебному плану на изучение словесности в 6 классе выделяется 34 часа, т.е. 1 час в неделю.





Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности
в 6 Б классе на 2014-2015 учебный год

№ темы
Дата по плану
Дата по факту
Темы учебных занятий
Основные виды деятельности

Употребление языка -7

1
3.09
3.09
Стилистические возможности слов и выражений
работа с информационными источниками: чтение учебных текстов.


2
10.09
10.09
Общеупотребительные слова
изучение содержания параграфа, рассуждение на лингвистическую тему

3
17.09
17.09
Диалектные слова
построение рассуждения на лингвистическую тему,
уметь объяснить значение диалектного слова через подбор однокоренного.


4
24.09
24.09
Специальные слова (профессионализмы)
работа в парах с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя,


5
30.09
30.09
Заимствованные слова. Неологизмы
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста, построение рассуждения на лингвистическую тему

6
7.10
7.10
Стилистические возможности грамматики. Употребление имени существительного.
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста,
построение рассуждения на лингвистическую тему

7
14.10
14.10
Употребление имени прилагательного и глагола
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста.
Создание диалогов в заданной ситуации в форме ролевой игры

Средства художественной изобразительности - 8

8
21.10
21.10
Средства художественной изобразительности.
Сравнение, аллегория, эпитет.
построение рассуждения на лингвистическую тему, создание собственные высказывания с использованием изобразительных средств родного языка


9
28.10
28.10
Метафора. Олицетворение.
построение рассуждения на лингвистическую тему
участие в коллективном диалоге, создание собственные высказывания с использованием изобразительных средств родного языка


10
11.11
11.11
Метонимия.
построение рассуждения на лингвистическую тему, создание собственные высказывания с использованием изобразительных средств родного языка


11
18.11
18.11
Синекдоха
построение рассуждения на лингвистическую тему, создание собственные высказывания с использованием изобразительных средств родного языка


12
25.11
25.11
Гипербола.
построение рассуждения на лингвистическую тему, создание собственные высказывания с использованием изобразительных средств родного языка


13
2.12
2.12
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор.
построение рассуждения на лингвистическую тему, создание собственные высказывания с использованием изобразительных средств родного языка


14

9.12
9.12
Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза.
построение рассуждения на лингвистическую тему, создание собственные высказывания с использованием изобразительных средств родного языка


15


16.12
16.12
Творческая работа по разделу: «Средства художественной изобразительности»
построение рассуждения на лингвистическую тему
участие в коллективном диалоге, оценка собственной и чужой речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Юмор в произведениях словесности - 3

16


23.12
23.12
Что такое юмор. Средства создания юмора. Комическая неожиданность
построение рассуждения на лингвистическую тему, оценка собственной и чужой речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

17

13.01
13.01
Соединение несоединимого (оксюморон)
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста,
построение рассуждения на лингвистическую тему

18

20.01
20.01
Остроумная речь. Играем со словами!
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста,
построение рассуждения на лингвистическую тему

Произведения устной народной словесности -3

19


27.01
27.01
Былины. Былинный стих. Особенности языка былины
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста, построение рассуждения на лингвистическую тему

20

3.02
3.02
Легенда. Предание.
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста,
построение рассуждения на лингвистическую тему

21


10.02
10.02
Произведения устной народной словесности
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста,
построение рассуждения на лингвистическую тему

Эпическое произведение - 4

22


17.02
17.02
Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Характер литературного героя
Извлечение необходимую информацию из прочитанного текста,
построение рассуждения на лингвистическую тему

23


24.02
24.02
Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и его автор
Формулирование вопросов по тексту , построение рассуждения на лингвистическую тему

24

3.03

Особенности языка эпического произведения
Формулирование вопросов по тексту , построение рассуждения на лингвистическую тему

25

10.03

Анализ эпического произведения
построение рассуждения на лингвистическую тему
участие в коллективном диалоге, оценка собственной и чужой речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Лирическое произведение -5

26

17.03

Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения
Формулирование вопросов по тексту , построение рассуждения на лингвистическую тему

27


7.04

Двусложные и трехсложные размеры стиха
построение рассуждения на лингвистическую тему

28
14.04

Роль аллитерации в стихотворном тексте
построение рассуждения на лингвистическую тему, создание собственного высказывания с использованием средств родного языка


29
21.04

Рифма, ритм, стиховая пауза.
построение рассуждения на лингвистическую тему

30

28.04

Анализ лирического произведения
построение рассуждения на лингвистическую тему
участие в коллективном диалоге, оценка собственной и чужой речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Драматическое произведение -4

31


5.05

Что такое драматическое произведение. Особенности языка драматического произведения
построение рассуждения на лингвистическую тему, участие в коллективном диалоге.

32

12.05

Как изображается характер героя в пьесе.
построение рассуждения на лингвистическую тему

33


19.05

Сюжет драматического произведения
построение рассуждения на лингвистическую тему

34
26.05

Язык как материал словесности. Произведение словесности
построение рассуждения на лингвистическую тему, оценка собственной и чужой речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.













15