Рабочая программа+КТП 2 класс марийский язык


I. Пояснительная записка
Создание условий для сохранения единства образовательногопространства и повышения культуры межнационального общенияявляется одной из важнейших стратегических задач образовательнойполитики Российской Федерации, реализуемых в общеобразовательных учреждениях с обучением на двуязычной основе. Регионы современной России крайне неоднородны по языковой ситуации и коммуникативным функциям русского и родных языков. В некоторых регионах утрачивается коммуникативная функция родных языков и остро стоит вопрос о формировании мотивации к их изучению.
В связи с новой языковой ситуацией необходима разработка современных, адекватных социальным запросам научно обоснованных форм в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы на родном и русском языках. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Безусловно, все вышеперечисленные проблемы затрагивают и систему образования Республики Марий Эл, становятся очевидным пути их решения. Обеспечение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся в рамках образовательной политики Республики Марий Эл осуществляется на принципах, сформулированных в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации в сопряжении с региональными особенностями Марий Эл.
Основные направления работы по сохранению и развитию родных языков и культур народов, проживающих в республике определены Конституцией Российской Федерации; Конституцией Республики Марий Эл; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Законом Республики Марий Эл «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл; Законом Республики Марий Эл «О языках в Республики Марий Эл». Каждый руководитель (начальник отделов образования и директор образовательного учреждения) обязан содействовать организации полноценной деятельности образовательных учреждений, эффективному обеспечению обучения и воспитания в соответствии со следующими законодательными актами:
Статья 26 Конституции РФ:
1) Каждый вправе определять и указывать свою этническую принадлежность.
2) Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества, (однако на зная языка, невозможно выбирать;…выбор будет в 16 лет, а до этого образовательные учреждения и семья должны обеспечить изучение родного языка и сохранение своей индивидуальности).
Статья 68 Конституции РФ:
1) Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Статья 6 Закона РФ «Об образовании»
1) Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп,их функционирования.
2) Язык (языки), на котором ведется обучение, и воспитание в образовательном учреждении определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
3) Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик.
Новые стандарты предусматривают выравнивание возможных расхождений в содержании образования через предъявление единых Требований к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.
II. Общая характеристика учебного предмета
Главная стратегическая цель разработки рабочих программ учебных предметов по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся Республики Марий Эл направлена на формирование духовно-нравственной свободной личности, ориентированной на ценности родной, русской и мировой культуры, осознающей себя гражданином многонационального российского государства и представителем конкретного этноса.
        Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
      Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
        Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихсяк продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение.
Безусловно, самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмет и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.), но в то же время необходимо обратить внимание на то, что обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, в том числе и предметы, обеспечивающие и этнокультурные потребности, которые должны во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и на их изучение по классам (годам) обучения. Каждый руководитель (начальник отделов образования и директор образовательного учреждения) обязан содействовать получению образования на родном языке, созданием условий для их функционирования.
III. Место в учебном предмете
        В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (Постановление государственного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10»Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучающихся в общеобразовательных учреждениях») на 1 час увеличивается допустимая учебная нагрузка. Для организации преподавания учебного предмета «История и культура народов Республики Марий Эл» и предмета «Марийский (государственный) язык» (2 часа в неделю ), за 34 учебные недели 68 часов по решению образовательного учреждения можно выделить необходимые часы в части, формируемой участниками образовательного процесса.
IV. Ценностные ориентиры содержание учебного предмета
Содержание обучения марийскому языку в начальной школе дает ответ на вопрос «чему учить обучающихся младшего школьного возраста» и включает все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность обучающегося, а также учебный материали процесс его усвоения. В содержание обучения входят как предметные и процессуальные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально-оценочный опыт участников образовательного процесса:
сферы коммуникативной деятельности (или сферы общения), темы и ситуации, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты и образцы общения);
языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования им;
комплекс речевых умений, характеризующих уровень практического овладения языком как средством общения, в том числе и в интеркультурных ситуациях;
комплекс знаний национально-культурных особенностей и реалий этноса марийского языка, минимума этикетных форм речи и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения (социокультурный компонент содержания);
общие учебные ожидаемые и компенсирующие результаты, рациональные приемы умственного труда.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты Личностные результаты
1. В области говорения:
осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне с взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер тематики и ситуаций общения, обозначенных в программе;
высказываться на элементарном уровне о себе и об окружающем мире, прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
2.В области аудирования:
в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем изучаемого языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;
Метапредметные результаты
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и, преимущественно, невербально на их содержание;
Предметные результаты
В области чтения:
выразительно читать вслух;
читать про себя с целью:
а) понимания основного содержания учебных, а также несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития младшего школьника;
б) полного и точного понимания содержания учебных, а такженесложных (адаптированных) аутентичных текстов с эксплицитновыраженной информацией, построенных на знакомом обучающемусяязыковом материале или содержащих незнакомые слова, о значениикоторых можно догадаться;
в) поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).
 В области письма:
написать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и др.), выразить пожелание;
Таким образом, языковой материал курса «Марийский язык» призван сформировать научное представление о системе и структуре марийского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся, способствовать усвоению норм языка, и решению практических задач общения.
Одним из разделов основной общеобразовательной программы является раздел – программы отдельных учебных предметов, курсов. Данный раздел должен содержать рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности.
Программа формирования универсальных учебных действийу обучающихся на ступени начального общего образования является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Разработка и утверждение рабочих программ по учебным предметам, относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.
Рабочие программы по предметам этнокультурной составляющей учебного плана способствуют формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Республики Марий Эл, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения языка как государственного языка Республики Марий Эл;
3) сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах марийского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В системе предметов общеобразовательной школы курс марийского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная УУД предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- Коммуникативные УУД изучения марийского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; создание условий для освоения обучающимися традиций и обычаев культуры марийского этноса в диалоге с русской, с культурами других народов Российской Федерации; развитие на базе общероссийской идентичности обучающихся этнического самосознания.
Для достижения поставленных целей изучения марийского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка или государственного языка субъекта Российской Федерации;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса, стремления совершенствовать свою речь;
повышение уровня мотивации владения марийским языком;
формирование психологической готовности к общению на марийском языке;
формирование этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.
В начальном обучении предмет марийский язык рекомендуем изучать на основе сбалансированного, функционального (или даже симметричного) двуязычия, с опорой на знания, полученные при изучении русского языка.
Преимущества предлагаемого научно-методического подхода обучения состоят в следующем:
- методика взаимосвязанного изучения марийского и русского языков позволяет не только развивать марийский язык, но и сохранять качество обучения русскому языку;
реализация взаимосвязанного обучения марийскому и русскому языкам позволяет скоординировать содержание программ и учебников по марийскому и русскому языкам;
опора на знания, полученные при изучении русского языка, помогает реализовать принцип коммуникативной направленности обучения марийскому языку с возможной полнотой;
использование запаса знаний, полученных в опережающем режиме при изучении русского языка, способствует решению актуальных воспитательных задач, а именно: задачи формирования общероссийской идентичности в корреляции с этнической самоидентификацией.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО МАРИЙСКОМУ (ГОСУДАРСТВЕННОМУ) ЯЗЫКУ

Обучение устному общению (говорение \ аудирование)
Задачи обучения, коммуникативные намерения Предполагаемый результат
Научить вступать в контакт и поддерживать его в учебных, игровых и реальных ситуациях общения.
Коммуникативные намерения:
Поприветствовать и ответить на приветствие ( в том числе по телефону); попрощаться и ответить на прощание (в том числе по телефону); представиться и представить кого – либо (друга, родителей); извиниться и отреагировать на извинение; спросить о самочувствии и ответить на вопрос о самочувствии; высказать добрые пожелания (хорошо встретить Новый год, хорошо провести выходные). Учащиеся способны: поприветствовать кого – либо и попрощаться, используя различные средства языка в зависимости от социальной характеристики партнёра (незнакомый, взрослый человек, друг и т.д.); представиться и или представить кого - либо, назвав своё имя, возраст, место проживания, место рождения, занятие (работает или учится в школе); запросить информацию о самочувствии кого – либо и о том , как идут дела, отреагировать на соответствующие вопросы; попросить помощи в выполнении задания на уроке; предложить свою помощь в выполнении чего – либо и отреагировать (согласием или несогласием) на предложение помощи.
Научить описывать (на элементарном уровне) людей, предметы, животных и действия с ними.
Коммуникативные намерения:
описать что – либо; охарактеризовать кого – либо; запросить информации о чем – либо. Учащиеся способны: назвать имя, возраст, национальность, род занятий, место проживания и т.д. и запросить информацию о ком- либо; описать животное (название, что оно умеет делать, какое оно), запросить соответствующую информацию о каком – либо животном; описать предмет (название, принадлежность, качество, месторасположение) и запросить соответствующую информацию о каком – либо предмете; сообщить о том, что делает, что будет делать или что делал, и спросить кого – либо о том же; прокомментировать действия сверстников (что и как делают); описать (на элементарном уровне) маршрут (дорогу) до… 9назвать номер домов, транспорт, на котором можно доехать ); описать куклу(назвать имя, дать характеристику её внешности, описать её одежду); расспросить кого – либо о любимом занятии (напитках, блюдах, учебных предметах и т.д.) и ответить на соответствующие вопросы.
Научить выражать свои желания, потребности и реагировать на желания, потребности собеседника.
Коммуникативные намерения:
выражение радости, удивления, восхищения, сожаления, пожелания, огорчения. Учащиеся способны: выразить пожелание сделать что – либо (купить, поехать, прочитать, пойти в кино и т.д.); отреагировать на предложение друга сделать что – либо согласием/несогласием, радостью, удивлением и т.д.; выразить желание иметь что – либо и отреагировать на предложение иметь что – либо; запросить информации о желаниях партнера по общению.Научить понимать и уметь выражать требования, указания, команды, отказ (в общении со сверстниками и взрослыми). Учащиеся способны: попросить кого – либо выполнить просьбу, требование, указание, команду; выполнить действие, выразить согласие/несогласие по поводы просьбы; отдать команду; выразить отказ на чью – либо просьбу; комментировать выполнение действия, указывая на качество его выполнения.Обучение аудированиюЗадачи обучения Предполагаемый результат
Развивать механизмы аудировнияУчащиеся способны: см.выше (первый этап), а также выполнять указанные выше задания с опорой на печатный вариант высказывания.
Научить понимать основное содержание текстов как с опорой на зрительную и двигательную наглядность, так и без неё. Учащиеся способны: см.выше, а также (на элементарном уровне): придумать конец рассказа ( на марийском языке); выбрать заголовок; определить основную тему сообщения (о чем идет речь).
Обучение чтению
Задачи обучения Предполагаемый результат
Развивать технику чтения (вслух и про себя). Учащиеся знают буквы, умеют прочитать их и назвать звуки, которые они передают. Учащиеся способны: быстро и точно устанавливать буквенно-звуковые соответствия; правильно озвучить графический образ слова и соотнести его со значением, т.е. понимать читаемое; читать по синтагмам, объединяя слова в определённые смысловые группы; прочитать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными буквами, словами или рисунками вместо знакомых слов с неизвестной графикой; выразительно, с правильным ударением и интонацией прочитать вслух (обращённое чтение).
С полным пониманием содержания текста. Учащиеся способны: прочитать текст про себя, точно и полно понять его содержание (пользуясь, в случае необходимости, построчными сносками, языковой догадкой) и отреагировать на его содержание невербально: см.выше, а также: выполнить инструкцию, сделать что – либо по рецепту; соотнести рисунок с текстом (его частями); вербально: см.выше, а также: ответить на вопросы относительно деталей содержания; составить своё школьное расписание, рецепт; расположить отдельные части текста в последовательности, соответствующей прочитанному тексту; поставить вопросы к тексту.
Обучение письму
Задачи обучения Предполагаемый результат
Овладеть графикой марийского языка, т.е. написанием букв, буквосочетаний и их соотнесённостью со звуками и звукосочетаниями данного языка. Учащиеся способны: списывать прописи букв, буквосочетаний; переводить звуки речи в графические символы (буквы и буквосочетания); писать самостоятельно и графически правильно буквы, буквосочетания и слова.
Овладеть орфографией (правописанием) слов, усвоенных в устной речи. Учащиеся способны: написать зрительный диктант (дети видят написанное на доске, читают про себя и вслух, затем написанное с доски стирается и ученики пишут по памяти); написать орфографический диктант.Выполнить письменные задания, пользуясь усвоенными графикой и орфографией. Учащиеся способны: выполнить письменно лексические и грамматические упражнения; составить подписи к картинкам; ответить письменно на вопросы по прочитанному тексту; составить план устного сообщения; написать о животном, которое нравится.
Написать короткое поздравление сверстнику с днём рождения, Новым годом, Рождеством, Днём матери. Учащиеся способны: поздравить сверстника с праздником с опорой на поздравление - образец.
Таким образом, научно обоснованные формы и методы преподавания родных языков в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы и учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
VI. Содержание учебного курса
Систематический курс (1-4 классы) марийского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Важными в начальном курсе «Марийского языка» является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст». Основные универсальные учебные действия по этому разделу обучающиеся приобретают в период обучения грамоте по русскому языку. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. На уроках марийского языка при работе над темой «Звуки и буквы» необходимо направить на правильное произношение марийских звуков, а также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции. Особое место отводитсяв программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическоми грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи, подготовка к изучению частей речи на уроках русского языка начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении). Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, как на уроках русского, так и на уроках родного языка. Поэтому универсальные учебные действия, указанные в программе каждого раздела развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное вниманиек значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении марийскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных учебных действий в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы предусматривает закрепление основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры и состав инструментария; оценивание, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентирование образовательного процесса на полноценное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов и формирование универсальных учебных действий; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; составление динамики оценок учебных достижений обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения. Важную роль в обучении марийскому языку играет целенаправленная работа по развитию учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Марийский язык» осуществляется становление универсальных учебных действий, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроляк самоконтролю, от контроля, но результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. По окончании начальной школы у обучающихся сформируются следующие коммуникативные учебные действия (основные составляющие коммуникативной компетенции)
VIII. Материально-техническое обеспечение
1.. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. УКАЗ Президента Республики Марий Эл от 13 декабря 1997 г. № 473 «ОБ утверждении концепции государственной национальной политики, изучение марийского (государственного) языка в образовательных учреждениях».
3. В.В.Константинова, Г.С.Крылова, Н.А. Кулалаева. Кугыжаныш марий йылме программе: I-XI класс- Марий образований институт, 2011.

4. Крылова Г.С., Якимова Э.С. Марий йылме. 2 класс - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011
VII. Тематическое планирование
№ Дата Тема урока Кол.часов по Отм
о
выппрогКТП
жур
1 тема (5 урок) 4 5 1 2.09 Палыме лийына 1 1 2 3.09. Тендан лÿмда кузе? 1 1 3 9.09. Мый шотлем1 1 4 10.09. Мый шотлем1 1 5 16.09. Ушештарымаш 1 2 тема (3 урок) 3 3 6 17.09 Мемнан ешна1 1 7 18.09. Мемнан ешна1 1 8 23.09. Тый кушто илет? 1 1 3 тема (4 урок) 4 4 9 24.09. Тый кушто тунемат? 1 1 10 30.09. Ушештарымаш1 1 11 1.10. Йоча-влак, те кушто иледа? 1 1 12 7.10. Те кушто тунемыда1 1 4 тема (5урок) 4 5 13 8.10. Тиде кö? Тиде мо? 1 1 14 14.10. Тиде кö? Тиде мо? 1 1 15 15.10. Тиде кö? Тудо могай? 1 1 16 21.10. Тиде кö? Тудо могай? 1 1 17 22.10. Ушештарымаш 1 5 тема (3 урок) 3 3 18 28.10. Тиде кö? Тудо могай? 1 1 19 29.10. Тый кö улат? 1 1 20 11.11. Тый мыняр ияш улат? 1 1 6 тема (2 урок) 2 2 21 12.11 Зоопаркыште1 1 22 18.11. Ушештарымаш1 1 7 тема (2 урок) 2 2 23 19.11. Мыйын йолташем1 1 24 25.11. Анушын ачаже инженер 1 1 8 тема (3 урок) 3 3 25 26.11. Йöратем мый кувавайым1 1 26 2.12. Тый мом ышташ йöратет? 1 1 27 3.12. Ушештарымаш1 1 9 тема (5 урок) 5 6 28 9.12. Теле1 1 29 10.12. Телым1 1 30 16.12. У ий дене саламлем1 1 31 17.12. У ий дене. 1 1 32 23.12. Ушештарымаш 1 33 24.12. Арня1 1 10 тема (5 урок) 5 6 34 30.12. Аня шотла1 1 35 13.01. Мыняр жап1 1 36 14.01. Мыняр жап1 1 37 20.01. Эрдене1 1 38 21.01. Ушештарымаш 1 39 27.01. Таче могай тылзе? Таче могай числа? 1 1 11 тема (3 урок) 3 6 40 28.01. Мыняр жап1 1 41 3.02. Идалык жап 1 42 4.02. Шошо. Шошым1 1 43 10.02. Шошо.Шошым 1 44 11.02. Ушештарымаш 1 45 17.02. Могай тÿсан? 1 1 12 тема (5 урок) 5 5 46 18.02. Мыйын курчакем1 1 47 24.02. Йöратыме модышна1 1 48 25.02. Йöратыме модышна1 1 49 3.03. Сокыр тага1 1 50 4.03. Ушештарымаш1 1 13 тема ( 5 урок) 5 5 51 10.03. Тый мом кочкат? 1 1 52 11.03. Кочмем шуэш1 1 53 17.03. Устелтöрыштӧ 1 1 54 18.03 Пырысын шочмо кечыже1 1 55 7.04. Ушештарымаш1 1 14 тема (7 урок) 7 7 56 8.04. Ялыште1 1 57 14.04. Матроскин-ялыште1 1 58 15.04. Сад – ялыште1 1 59 21.04. Вöдыр чӱчӱ. Матроскинлан полша1 1 60 22.04. Ушештарымаш1 1 61 28.04. Кудывечыште1 1 62 29.04. Кö кузе йӱклана? 1 1 15 тема ( 6 урок) 2 6 63 5.05. Йомакым лудына1 1 64 6.05. Йомакым лудына 1 65 12.05. Шочмо вер 1 1 66 13.05. Словарь дене паша 1 67 20.05. Словарь дене паша 1 68 21.05. Иктешлымаш 1 58 68