РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов


 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Марийский (государственный) язык»
для 5-9 классов
 (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
 
ДЛЯ  5-9 классов
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
 
 
                                                                                                          Составитель программы:
Габдуллина Снежана Михайловна.
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009 года) и примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В.Константинова, Г.С.Крылова, Н.А.Кулалаева, Р.П.Игнаева). 1-11 класс. Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011-112 г.
Основными целями освоения программы по предмету «Марийский (государственный ) язык» являются:
- развитие личности ребёнка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- формирование сознательного отношения марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике . Для достижения поставленных целей изучения марийского (государственного) языка в основной школе необходимо решение следующих практических задач:
- обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке в рамках тем, предусмотренных программой, формирование умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями, ситуациями общения; развитие мышления, воображения, памяти и внимания школьников на основе совершенствования речевых навыков;
- освоение учащимися знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания и письменные тексты-описания, тексты-повествования ( в рамках требований программы);
- воспитание у учеников уважительного отношения к марийскому языку как к духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.
Место учебного предмета «Марийский (государственный) язык» в учебном плане для образовательных учреждений РМЭ

Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений Республики Марий Эл всего на изучение марийского (государственного) языка в основной школе выделяется 68 ч. (2 часа в неделю), из них 4 ч выделяются на контроль и оценку знаний, 4 ч – на проведение нетрадиционных уроков.
Структура курса
Учебный курс «Марийский (государственный) язык представлен в среднем звене обучением следующим видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. Но в общем объёме часов, выделенных на изучение предмета, приоритет отдаётся развитию навыков аудирования и говорения. Навыки чтения и письма формируются параллельно с развитием навыков говорения. На такое структурирование учебного материала указывает коммуникативная технология обучения языку.
Грамматический материал даётся через лексику, то есть обучающийся усваивает и совершенствует употребление лексической единицы в нужной грамматической форме для выражения мысли в той или иной ситуации.
Основные содержательные линии
Содержание предмета «Марийский (государственный) язык» для обучающихся среднего звена представлено в примерной программе следующими компонентами: коммуникативным, социокультурным, лингвистическим.
Коммуникативный компонент определяет объём речевого материала, обеспечивающего сформированность речевых умений и навыков в рамках требований программы.
Социокультурный компонент обуславливает широкое привлечение краеведческого и лингокраеведческого материала как основы диалога культур.
Лингвистический компонент обеспечивает объёмом языкового материала.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении марийскому (государственному) языку играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать);
познавательных ( учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранить, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении предмета «Марийский (государственный) язык» формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.Результаты изучения учебного предмета
«Марийский (государственный) язык» в 5-9 классах
Личностные УУД
- понимает значимость изучения марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики ;- применяет изученные грамматические правила ( в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятия на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом своё отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомиться, представлять друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем ? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказывается о себе, своей семье, своём друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом своё отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАРИЙСКОМУ (ГОСУДАРСТВЕННОМУ) ЯЗЫКУ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сферы и темы для навыков общения
6 класс
1.Шыже пайрем.
2.Финно-угор калык ешыште.
3. Школ илыш.
4. Марий Элем – шочмо верем.
5. Мемнан ешыште пайрем.
6. У ий толеш.
7. Профессий туняште.
8. Мари йтеатр.
9. Библиотекыште.
10. Тазалыкым аралыза.
11. Сенымаш пайрем.
12. Провой кундемыш путешествий дене.
7 класс
Тунемме паша – тун паша.
Марий йылмызе-влак.
Шыже пагыт.
Келшымаш.
Йошкар-Ола Чарла.
Йоратыме сомыл.
Теле жап.
Волжск кундем.
Йоча мода.
Сем алан
Шошо.
Туризм
8 класс
Уржа – сорла пагыт.
Марий письменность.
Тунеммаште – вий.
Пуртусым аралыза!
Кызытсе Йошкар-Ола.
Чием дене вашлийыт.
Морко кундем.
Ме Москвашке каена.
Марий спортсмен-влак.
Искусство.
Пуртус помыжалтеш.
Каныме жап шуэш.
9 класс
Паша чырык пытен.
Кундемысе школ системе.
Айдемын уш-акылже да техника.
Марий калык пайрем-влак.
Шернур вел.
Самырык тукым.
Марий сандалык.
Марий телевидений ден радио.
Йошкар-Ола - Марий Элын образований рудерже.
Ялысе да оласе быт. Сервис.
Шошо толеш.
Родо –тукым калык дек унала.
Фонетика
- Марий йылмысе йук-влакым чаткан, чын каласен моштымаш.
- Марий йылмыште ончыл радам гласный ончылно согласныйын пушкыдемдалтдымыже.
- Марий йылмыште ударенийым шындымаш.
- Гласный-влакын ударений деч ончылно шогымышт годым раш каласалтмышт.
- Мут туналтышыште кок согласный йыгыре лийын кертдымаш.
- Мут мучаште безударный гласныйым ойлымаш.
- Сложносочинённый да сложноподчинённый предложенийлаште интонацийым шынден моштымаш.
Лексика
Тун этап мучаште 2300 мут да мут сочетаний гыч 800 дене куштылгын пайдаланен мошташ (500 мут – туналтыш этап; 300 – тун этап).
Мут чонымашСуффикс полшымо дене мутым чоне моштымаш. Сложный мут-влакым чонен моштымаш. Ик ойлымаш ужашын весыш вончымыж дене лийше мут-влакым ойырен моштымаш.
Грамматика
Морфологий
Лум мут: падеж-влак, лум мутын числаже, лум мутын притяжательный суффиксше,
-маш, -ер суффиксан лум мут-влак, лум мутын –зе, (-зо, -зо), -че (-чо, -чо) суффиксышт.
Глагол: глаголын лицаже, лица дене вашталтмыже, кызытсе-шушаш жап да тудын шорымо формыжо, кокымшо эртыше жап да тудын шорымо формыжо, повелительный наклонений да тудын шорымо формыжо, желательный наклонений да тудын шорымо формыжо, кокымшо кужу жап, -ман суффиксан инфинитив.
Пале мут: пале мутын кучык да кужу формыжо, танастарыме да првосходный степеньже.
Олмештыш мут: личный олмештыш мут, указательный олмештыш мут, неопределённый олмештыш мут, личный олмештыш мутын падеж дене вашталтмыже.
Чот мут: шотлымо да радам чот мут.
Наречий: жапым ончыктышо наречий, верым ончыктышо наречий, действий кузе лиймым ончыктышо наречий, чотым ончыктышо наречий, амал ден цельым ончыктышо наречий, -н, -ын суффиксан наречий-влак.
Причастий: действительный причастий, страдательный причастий.
Деепричастий: -меке, -мешке, шыла суффиксан деепричастий.
Почеш мут: годым, чоло, наре, мучко, кора, гай, семын, деч ончыч, деч вара, деч посна, дене пырля; верым ончыктышо почеш мут.
Ушем мут: садлан кора, садлан верч, тудлан верч, гын, гынат, кунам, тунам, манын, садлан.
Частице: -ат, эсогыл; шорымо частице-влак.
Синтаксис
Сложносочинённый предложений.
Сложноподчинённый предложений.
Кучылтшаш произведеий-влак:
В.Абукаев . Школыш.
В.Акцорин. Чумбылат.
А.Бик. Партизанка Ольга Тихомирова. Шужарем. Чодыраште. Мый ом луд.
К.Беляев. Йолташ.
В.Бояринова. Туняште мо эн шерге. Ава.
А.Букетов. Йошкар-Ола. Ок мондалт.
Ш.Булат. Ёлка.
К.Васин. Мемнан чодырана.
В.Васильев. Марий йылме. «Марий муро» сборник.
С.Вишневский. Ава.
Л.Воронкова. Ава.
А. Горохов. Тунемше. У ий кастене. Шошо. Муро.
В.Регеж-Горохов. Шочмо элем. Шушпык.
Б.Данилов. Толын шщырчыкна. Сылне У ий ёлкына. У ий муро. Йушто чевертен.
В.Дмитриев. Школ пакчаште.
М.Емельянов. Чеверын, кенеж.
М.Иванов. Мый моткоч йоратем.
Гр. Иванов. Кок сурет.
В.Иванов. Футбол. Самырык садовник-влак.
В.Изилянова. Морко велне.
М.Казаков. Кунам колам пайрем салютым. Шинчымаш путынь умырлан. Тый ко лицйнет? Маляр. Эн мотор столица. Пеледыш пайрем. Мый Москваште каем. Йушто Кугыза, Йоратем мый теле кечым.
В.Колумб. Шочмо йылме. Кайык-влакын танже.
З.Краснов. Волжск ола.
А.Кузнецов.йур.
В.Крылов. Шыргыжше пеледыш.
Н.Лекайн. Сенен портылшо салтак. Саска кумо жап.
Г.Матюковский. Эсен лий, шочмо марий мланде.
А.Мокеев. Шокталте, шувыр.
Е.Макаров. Туныктышо гыч академик марте.
Н.Мухин. Кенежым.
С.Николаев. Марий луман ола.
А.Новиков. Урокышто.
И.Осмин. Олыкыштет кушкалеш. Шувырзо Шыже тольо.
И.Одар.Таргылтыш.
В.Осеева. Йомдарыме кече.
Дим. Орай. Сорал жап.
В.Панов. Илышемын эн чеверже.
А.Патрушев. Чарла-Йошкар-Ола.
Я.Пинясов. Петю ден Мику.
В.Рожкин. Йошкар-Ола.
В.Сави. Кишке.
Г.Сабанцев. Пакчаште.
В.Сапаев. Кушеч шочмо эл туналеш?
А.Тимиркаев. Учёный тукым.
А.Фёдоров. Теле.
С.Чавайн. Книга. Изак-шоляк-влак. Изайлан полшем. Шыже тус. Кенеж.
Ю.Чавайн. Парт коклашке шинчына.
В.Чалай. Кайыклан.
М.Шкетан. Парашют.
Шабдар Осып. Кориш. Шошо ояр кече. Шыже. Книгам кузе кучылтман?
В.Юксерн. Вудшо йога, серже кодеш.
Шочмо эл, теле, шошо, кенеж, ьшыже, тазалык, келшымаш нерген калыкмут-влак.
Газет ден журнал гыч материал.
Лумло ен-влак нерген биографический текст.
Требования к уровню подготовки учащихся 5-9 классов
Аудирование:
- 2-3 минут нарек икшырымын йонгалтше текстым умылаш (текстыште 2-3% палыждыме мут лийын кертеш);
- Йонгалтше текст гыч тун информацийым налын керташ;
- Диалогын тун содержанийжым умылен мошташ.
Говорение:
Диалог
- темлыме ситуаций почеш, тыгак ужмо да колмо, лудмо нерген ямдылалтде мутланен мошташ;
- диалогым чонымо годым кажне мутланыше 6-8 репликым кучылт керташ; мутланымашым туналын, йодышым шынден да вашмутым пуэн мошташ; шкем гыч информацийым налын керташ; шке шонымашым ушандарен каласен керташ;
- марий илыш-йула дене кылдалтше этикет сынан диалогым чонен мошташ.


Монолог
- темлыме стуаций почеш, тыгак ужмо-колмо, лудмо нерген шке шонымашым, ямдылалтде, раш да чаткан каласен керташ;
- турло сынан монологым кучылтын ( описаний, рассуждений, повествований), текстын тун содержанийжым каласкален мошташ;
- 10-12 предложениян монологым чонен мошташ;
- ончылгоч ямдылалтын, 2-3 минут йонгалтше текстым каласкален мошташ.
Чтение
- текст гыч турыс информацийым ик гана лудмо гычак налын мошташ ( текстыште 2-3% палыдыме мут лийын кертеш);
- текст гыч тун информацийым ик гана лудмо гычак налын мошташ ( текстыште 2-3% палыдыме мут лийын кертеш);
- лудмеке, текстын авторжо, содержанийже, колан возалтмыже да т.м. нерген каласен мошташ.
Письмо
- тунемме тема почеш текстым шке гыч возен мошташ;
- деловой кагазым (йодмашым, увертарымашым, автобиографийым, характеристикым, серышым, саламлымашым) возен мошташ;
- сурет почеш текстым чонен мшташ;
- текст почеш планым возен мошташ;
- темлыме план почеш текстым чонен мошташ;
- тема почеш каласкалаш ямдылалтме годым текст гыч кулеш информацийым возен длуктын мошташ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Параньгинская средняя общеобразовательная школа»
 
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ /Р.М.Габдрахманова /

_______________ 2014г.
 
 
 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
 
Класс:6-9
Учитель: Габдуллина Снежана Михайловна
 
Количество часов:
Всего: 68 часов (272 часов)
в неделю: 2 часа
 
Планирование составлено на основе рабочей программы
Габдуллиной Снежана Михайловна
Программа утверждена директором школы, приказ № 69/Ш от 28.08.2014г
 
6 класс
№п/пТема урока Кол-во часов Дата Фактически
Осень – прекрасное время года. 1 Осенние праздники 1 Осенние праздники 1 Праздничная одежда осени 1 Повторение 1 Финно – угорские народы 1 Их имена, место жительства 1 Марийский народ, марийский язык в семье ф/у народа 1 Пословицы и поговорки ф/у народов. 1 Пословицы и поговорки ф/у народов. 1 Получение знания – знакомство с миром 1 Дружный класс 1 Около расписания. 1 Любимый урок. 1 Рабочий день. После уроков. 1 Контрольная работа. 1 Местоположение Марий Эл. 1 Города и поселки. 1 Богатство марийских лесов. 1 Богатства озер и рек. 1 4 ноября – праздник Марий Эл. 1 Город Йошкар – Ола. 1 День рождения. 1 Семейные традиции. 1 Умение пользоваться столовым прибором. 1 Марийская кухня. 1 Повторение 1 Волшебная зима. 1 Какая природа. 1 Скоро Новый год. 1 Обычаи марийского народа. 1 Рождество. 1 Профессии родителей. 1 Профессия, которая мне нравится 1 Где учат 1 Повторение. История марийского театра. 1 Театры в Йошкар – Оле. 1 Марийский государственный театр. 1 Артисты Марий Эл. 1 Мы идем в театр 1 Скоро спектакль. 1 Контрольная работа. 1 Книги – наши друзья. 1 В школьной библиотеке. 1 Любимая книга. 1 Беседа в библиотеке. 1 Марийские детские журналы и газеты 1 Экскурсия в детскую библиотеку. 1 Режим дня. 1 Чистота рук и тела. 1 В аптеке. Бабушкины рецепты. 1 Здоровье в наших руках. 1 Самый большой праздник. 1 Они учились в нашей школе. 1 Около обелиска. 1 Марийские герои. 1 Дедушкины ордена. 1 Контрольная работа «Марийские герои» 1 Республика Башкортостан. 1 Звенигово – самый молодой город. 1 Знаменитые люди Звениговского района. 1 Первый марийский композитор. 1 Контрольная работа «Знаменитые люди» 1 Повторение пройденного 1 Развитие речи. 1 Развитие речи. 1 Обобщающий урок. 1 Обобщающий урок. 1 7 класс
№п/пТема урока: Кол-во
часов Дата Фактически
1. Учеба – главный труд. Новые предметы. 1 2. Школьные мероприятия 1 3. Режим дня 1 4. На уроке марийского языка. 1 5 Во время перемены. Имена числительные. 1 6 История школы 1 7 Марийские языковеды. МарНИИ им. Васильева 1 8 Современные марийские ученые- языковеды. 1 9 Где готовят учителей марийского языка. МарГУ. 1 10 В.Васильев – первый марийский языковед. 1 11 Осенняя пора 1 12 В огороде. 1 13 В магазине овощей. 1 14 Осенний наряд природы. 1 15 Выходной день осени. 1 16 Проверочная работа «Имена числительные» 1 17 Дружная семья. Назывные предложения (без глаголов) 1 18 Хочу быть похожим на отца 1 19 Я горжусь своим другом. 1 20 Дружная семья разных народов. Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. 1 21 22 Из истории города Йошкар –Олы. Прошедшее время глаголов желательного наклонения. 1 23 Исторические памятники города. 1 24 Наш город. Прилагательные – антонимы. 1 25 Музеи города 1 26 Вокзал – ворота города 1 27 Хобби и его польза. 1 28 В свободное время. Страдательные причастия. 1 29 Дом детского творчества. Школьные кружки. 1 30 Это интересно знать. (Книга рекордов Гиннеса) 1 31 Проверочная работа. Кратная и полная форма имен прилагательных. 1 32 Развитие речи. 33 Зима на моей родине. 1 34 Прогноз погоды. Послелоги – деч посна - ден пырля1 35 Кормим птиц 1 36 В универмаге. 1 37 Зимний выходной день. 1 38 Поздравляем с Новым годом. 1 39 Волжская сторона. Послелоги времени. 1 40 Заповедник «Марий Чодыра» 1 41 Озеро Яльчик – место отдыха. 1 42 Город Волжск. 1 43 Знаменитые люди. 1 44 Художник Ямбердов. 1 45 Детская мода. 1 46 Журнал «Мода» 1 47 Школьная форма. 1 48 В ателье. 1 49 Проверочная работа Словосочетания времени. 1 50 Развитие речи. 1 51 Музыка в жизни человека. 1 52 Марийская музыка. Музыкальные инструменты. 1 53 Любимый музыкант. 1 54 Йошкаролинское музыкальное училище. 1 55 Любимые радио и телепередачи 1 56 Эшпаи. Действительные причастия. 1 57 Весна. Природа просыпается. 1 58 Йыван Кырля о весне. 1 59 Весна в нашем поселке. 1 60 Весной в огороде. 1 61 Весенний ветер обманчив. 1 62 Проверочная работа. Образование действительных причастий от глаголов. 1 1 63 Конец учебного года. 1 64 Турслет на берегу рек. 1 65 Скоро летние каникулы. 1 66 Это интересно знать. Повторение. 1 67 Обобщение изученного1 68 Проверочная работа. Наречия. 1 8 класс
№п/пТема урока: Кол-во
часов Дата
Фактически
1 Время уборки урожая 1 2 Хлеб- всему голова 1 3 Подготовка специалистов сельского хозяйства. 1 4 Мосолов – первый марийский академик 1 5 Знаменитые люди Мари –Турекского района. 1 6 Марийская письменность. 1 7 Первая марийская книга. 1 8 Первые марийские буквари и их авторы. 1 9 Рождение марийской литературы. 1 10 Знания – сила 1 11 День знаний 1 12 Проверочная работа. Повторение пройденного. 1 13 Много читаешь – много знаешь 1 14 Суффиксы деепричастий –шаш, -ышаш. 1 15 Научная жизнь. Работа с текстами 1 16 Берегите природу 1 17 Человек и природа 1 18 Природа в древней жизни 1 19 Богатство марийской земли. 1 20 Лекарственные растения. 1 21 Современная Йошкар – Ола. 1 22 Йошкар – Ола – столица образования и культуры. 1 23 Заочная экскурсия по городу. 1 24 Учебные заведения города. 1 25 По одежке встречают. 1 26 Одежда. Какая она должна быть? 1 27 Одежда в древности и сейчас. 1 28 Экскурсия в музей. 1 29 Правила поведения в общественных местах. 1 30 Проверочная работа « Слова, обозначающие время». 1 31 Работа над ошибками 1 32 Моркинская сторона 1 33 Богатство природы. 1 34 Родник талантов. 1 36 Заочное путешествие по Моркинскому району. 1 37 Валентин Колумб 1 38 Марийский фольклор. 1 39 Москва – столица России. 1 40 Зимой в Москве. 1 41 Прекрасная Москва. 1 42 Из истории Москвы. 1 43 Улицы Москвы 1 44 Марийские спортсмены. 1 45 Спортивные сооружения города 1 46 МарГУ, факультет спорта и туризма. 1 47 В.Исаев – сильный спортсмен. 1 48 На стадионе. 1 49 Телепередача про спорт. 1 50 Проверочная работа « Умение составлять предложения с союзами – гын, -гынат» 1 51 Искусство в жизни человека. 1 52 Деятели искусств. 1 53 В кинотеатре. 1 54 На выставке. 1 55 Любимый артист. 1 56 Развитие речи 1 57 Природа просыпается. 1 58 Ах, весна, весна. 1 59 26 апреля- день национального героя. 1 60 9мая - день победы 1 61 Сады цветут. 1 62 Повторение 1 63 Обобщение изученного1 64 Проверочная работа «Составные глагольные сказуемые» 1 65 Работа над ошибками 1 66 Итоговый урок. 1 67 Развитие речи 9 класс
№п/пТема урока: Кол-во
часов Дата
Фактически
1 Конец трудовой четверти 1 2 Прощай лето! 1 3 Готовь сани летом. 1 4 Хороший урожай. 1 5 Запомнившийся день лета. 1 6 Лето - время ягод. 1 7 Школьная система республики. 1 8 Первые школы республики. 1 9 Казанская новокрещенская школа. 1 10 Первая марийская школа. 1 11 Просветители. 1 12 Проверочная работа. Обобщение изученного. 1 13 Техника и знания человека. 1 14 Место техники в современной жизни. 1 15 На уроке информатики. Союзные предложения. 1 16 Умные солдаты для современной армии. 1 17 Йошкаролинский технический университет. 1 18 Проверочная работа. 1 19 Праздники. Их разновидность. 1 20 Праздники Марий Эл. 1 21 Ты любишь праздники. 1 22 Марийские народные праздники. 1 23 Праздник цветов – праздник дружбы. 1 24 Сернурская сторона. 1 25 Соседние районы. 1 26 В каких районах ты побывал. 1 27 Знаменитые люди. 1 28 Васин – знаток энциклопедий. 1 29 Молодое поколение. 1 30 У каждого поколения свои …. 1 31 Уважай старших, помогай младшим. 1 32 Моя будущая жизнь 1 33 Верный друг. 1 34 Проверочная работа. Отрицательные причастия с суффиксами - дымо, -дыме. 1 35 Марийская республика – маленькая часть России. 1 36 Марийский народ – древний народ. 1 37 История и культура народа 1 38 Марийский народ в разных областях России. 1 39 Сходство и разница между традициями народов. 1 40 Марийское телевидение и радио. Первые шаги. 1 41 Я диктор. 1 42 Любимая радиопередача. 1 43 Любимая телепередача. 1 44 Талантливые ведущие. 1 45 Йошкар – Ола – столица образования Марий Эл. 1 46 Образование в жизни человека. 1 47 В мире профессий. 1 48 Учебные заведения города. 1 49 Учитель в моей жизни. 1 50 Проверочная работа. Отрицательная форма глагола. 1 51 Быт деревни и города. 1 52 Городская квартира и дом в деревне. 1 53 Я живу в городе ( в деревне). 1 54 Домашняя обстановка. 1 55 Молодой дизайнер. 1 56 Новоселье. 1 57 Весна идет. 1 58 Женщина в жизни политики и государства. Сравнительный падеж. 1 59 И женщины приближали День Победы. 1 60 Место женщины в современной жизни. 1 61 Мама – близкий друг. 1 62 Проверочная работа. Методы сравнения. 1 63 В гости к финно –угорским народам. 1 64 Готовимся в дорогу. 1 65 Письмо другу. 1 66 Повторение изученного за весь год 1 67 Проверочная работа. Сравнительный падеж. Словосочетания с послелогами. 1 68 Обобщающий урок. 1 Пособия:
В.В.Константинова «Кутыраш туныктымо текст да паша»- 6 класс
С.В.Никитина, Т.И.Васильева «Марла тунемына» - 7 класс
С.В.Никитина, Т.И.Васильева «Марла тунемына» - 8 класс
О.Н. Васенина, Л.Н.Рябинина «Марла тунемына» - 9 класс
Учебники:
З.В.Учаев, Л.А.Петухова «Марийский язык» - 5-6 класс
З.В.Учаев «Марийский язык» - 7 класс
Л.А.Петухова, А.П.Чемекова «Марий йылме» - 8 класс