Выступление по теме Технология опорных сигналов


Технология опорных сигналов
(Выступление на заседании творческой группы в рамках методической недели учителя русского языка и литературы Самсоновой Е.В.)
Технология опорных сигналов в педагогике активно используется благодаря В.Ф. Шаталову. Его главной заслугой является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:
- активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету;
- формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
- развитие умений увидеть большую тему в целостном виде;
- повышение интереса к изучаемому материалу.
Позволю себе дать немного теории:
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В методической системе В. Ф. Шаталова теоретический материал группируется в крупные блоки с помощью так называемых опорных сигналов.
Опорный сигнал, по Шаталову, - 1. это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию";
2) под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов".
3) обучение, построенное на данной технологии, предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, формирует не только навыки восприятия информации, но и выделения главного и второстепенного, а также навыки соотнесения материала с ранее изученным.
"Схема, - писал известный историк Л. Н. Гумилев, - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема - это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска"
4) как известно, процесс восприятия (и в целом процесс познания) строится на основе взаимодействия слуховой, зрительной, двигательной памяти с ассоциативным, абстрактным, логическим мышлением. Ключом к "механизму" этого взаимодействия, облегчающим восприятие и понимание учебного материала, становится опорный конспект.  Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету?   
       Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Почему я обратилась к данной теме? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. А сейчас это еще и требование ФГОС.
       Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
        Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике. При этом мне помогают опорные сигналы, опорные схемы, опорные конспекты.
     Во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.
     Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.
         В 5 классе я учила обучающихся работать со схемами – опорами простого вида и учила их составлять. Например, давала готовую схему на уроке литературы по теме «Устное народное творчество».
(см приложение). Использовала её при изучении нового материала:
- Рассмотрите внимательно схему и расскажите, что такое устное народное творчество.
Это задание выполнял обучающийся, имеющий высокую мотивацию к учению. Он опирался на схему, давал развернутый ответ, как минимум из 5 предложений.
При повторении использовала эту же схему:
- Вспомните и расскажите, что такое устное народное творчество.
Это задание выполнял слабый обучающийся, но опора на схему ему помогала дать развернутый ответ на вопрос.
Чуть позже они могли уже составлять простые схемы – опоры по темам «Рифма», «Средства выразительности».
В этом учебном году 6 классе я учу детей составлять кластеры на уроках русского языка. Я вам покажу составленные ими кластеры: по теме «Имя существительное как часть речи» вместе со мной, кластер по теме «Имя прилагательное как часть речи» они составили самостоятельно.
Я предлагаю вам составить кластер по теме «Имя существительное как часть речи». (Даю листы бумаги А4, карандаши и ручки) .- При составлении можно использовать геометрические фигуры, стрелки. Составляем с центра.
– Что вы думаете должно быть в центре?
- Правильно, имя существительное. Выбираем, в какую геометрическую фигуру его заключим.
- Вспоминаем, что мы знаем об имени существительном.
- Стрелками от существительного отделяем его составляющие.
- Вопросы: Кто? Что? Какой постоянный признак это помогает выделить у существительных? Правильно, отделяем нарицательные и собственные.
- Что обозначает? Дописываем.
- Какие постоянные признаки есть у имени существительного? Вносим в кластер.
- Какие признаки непостоянные? Записываем.
- Что осталось указать?
- Правильно, какую роль выполняет в предложении. Даю сразу все челны предложения. Только говорю, что роль определения у существительного будем изучать в более старших классах.
Кластер составлен. Спрашиваю:
- Где и когда мы его можем использовать?
- Чем он удобен?
Учить составлять опорный конспект планирую в более старших классах. Возможно, начну в 7 классе, но скорее всего в 8 классе. Готовые конспекты даю уже сейчас. Посмотрите на опорный конспект по теме «Фонетика». (Раздаю для демонстрации конспекты). - Какие есть ко мне вопросы?
В заключение хочу показать вам небольшую презентацию, которую нашла на днях в Интернете. Она проста, но мне показалась интересной. Расскажу: почему.
Опорные схемы, кластеры, конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.