Опыт работы Применение опорных сигналов на уроках географии


Мастер-класс
"Применение опорных сигналов на уроках географии"
Авдусь Валентина Евгеньевна – учитель географии высшей категории МБОУ «Суземская СОШ № 2» Брянской области.
География в современном образовании является общеобразова-тельным предметом, который синтезирует знания из области естественных  и общественных наук, выполняет важную роль в развитии у школьников знаний о великом разнообразии и единстве мира. География способна объяснить связи и взаимодействие предметов и явлений природного мира, сформировать рачительное отношение к природе, устранить неясности и неопределенности в понимании обычаев, традиций, ценностей различных народов. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны всем (2-й слайд).
«Велика и поразительна область географии… Где найдутся предметы, сильнее говорящему юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души!» (Н.В.Гоголь)
Но, несмотря на значимость, география – это не единственный предмет в школе. С каждым годом количество изучаемых дисциплин и нагрузка на учащихся увеличивается, а количество часов в учебном плане на изучение географии уменьшается.
Я  понимаю, что для формирования географической культуры школьники должны иметь определенный понятийный аппарат, картографическую грамотность, освоить различные приемы логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В условиях уменьшения часов на изучение географии, для того, чтобы сохранить стабильные результаты, мне приходится ставить и решать ряд проблем:
как учить географии, чтобы обеспечить развитие, воспитание школьников и сформировать средствами географии систему ценностей личности;
как поддерживать высокую мотивацию учения;
как научить учащихся способам самостоятельной работы;
как обеспечить высокий уровень преподавания для тех ребят, кто может работать по повышенному уровню усвоения учебного материала и для тех, кто усваивает только минимальные базовые требования, когда такие учащиеся занимаются в одном коллективе;
как развивать умение работать с картой и запоминать большой объем картографической информации.
Более подробно я бы хотела остановиться на решении последней проблемы.
Работая в школе не один год, я часто  спрашиваю у старшеклассников: «Знаете ли вы карту?». И не всегда слышу положительный ответ. А ведь умение работать с картой одно из важных умений в географии. Карта прочно вошла в нашу жизнь. На экранах телевизоров, на страницах газет мы видим элементы картографических знаний.
Программа требует, чтобы учащиеся  знали и показывали многие географические объекты. Но даже самым лучшим учителям не удается добиваться высоких результатов в выработке умения работать с картой (3-й слайд).
Всего 30% учащихся справляются с программными требованиями. Так было и у меня. Такая ситуация заставила меня искать оптимальные методы и приемы для повышения результативности преподавания географии. Многие методические проблемы мне удалось решить с помощью применения на уроках и во внеурочное время технологии опорных сигналов. Но прежде чем начать ее применять, я подробно изучила особенности восприятия и переработки информации разными людьми.
Мир вокруг нас огромен, а наше сознание такое маленькое... Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Одним из наиболее важных фильтров являются так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства. Все мы подразделяемся на три типа: зрители, слушатели, деятели (4-й слайд).
-визуалы-кинестетики-аудиалыСовместно со школьным психологом я провожу диагностику для определения ведущего канала восприятия у моих учащихся (5-й слайд).
Учитывая результаты диагностики, я выстраиваю взаимодействие с учащимися, опираясь на их ведущую модальность. Необходимо не только рассказывать, но и показывать изучаемый новый материал, активизируя ощущения, эмоции, чувства, движения. В процессе обучения учителю нужно для учеников-визуалов использовать слова, которые описывают цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия. Для ученика-аудиала использовать модуляцию и тембр голоса. Для кинестетика - жесты, прикосновения, движения.
Сегодня я приведу примеры, как я работаю с учащимися - визуалами (6-й слайд).
Особенности восприятия визуалов:
- видеть то, что необходимо запомнить (минимум слов)
- выделять из общего наиболее значимое (лаконичность)
- запоминаемая информация должна быть представлена ярко, отличаться от второстепенной (яркость, неожидан-ность) - зрительно увидеть кодированный символ: значок, рамку, стрелку, схему.
У таких детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся, а особенно визуалам необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу,  значимое можно выделять особенными значками (рамками, стрелками, буквами и т. д.). Именно это сохранится в памяти как некий кодированный символ. (Слайд 7).
Технология опорных сигналов в данном случае наиболее оптимальна.   Опорный сигнал – это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово,..), заменяющий некое смысловое значение .Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов- новаторов. Но я дополняю опоры, изменяю, адаптируя к ситуации, и придумываю свои
(8-й слайд).Использую идеи и опыт педагогов-новаторов:
В.Ф.Шаталова
П.Я.Гальперина
Н.Ф.Талызиной
М.Б.Волович
Т.М.БеньковичОпорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. (Слайд 9):
 Сигнал:
сжимает информацию;
облегчает понимание новой информации;
активизирует учащихся;
экономит время;
упрощает процесс запоминания новых терминов;
наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
помогает выделять главное;
благотворно действует на психологический климат урока.
Проведенный мною опрос показал, что учащиеся запоминают материал, представленный с использованием опоры более осмысленно и надолго. (Слайд 10):
Виды и формы опорных сигналов бывают разные
Виды:
смысловые;
ассоциативные;
аббревиатурные;
вербальные;
графические.
Формы:
схемы;
таблицы;
диаграммы;
ассоциативное поле;
опорные конспекты;
алгоритмы.
(Слайд 11):
Практическое применение технологии:
на уроках и во внеурочное время;
на уроках разного типа (традиционных и нетрадиционных);
на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, проверки знаний;
делюсь опытом с коллегами (на ШМО, ГМО, на региональном форуме);
разработала авторскую программу элективного курса «Развитие образной памяти при работе с географической картой».
Применяя технологию опорных сигналов, я заметила, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала.
Я приведу примеры применения опор на уроках географии.
При объяснении природного комплекса дается большой объем информации. Для облегчения записи в тетради и для лучшего запоминания я даю схему природного комплекса (12-й слайд).
Как правило, данная опора запоминается на долгие годы и легко воспроизводится детьми спустя много лет.
Опора упрощает процесс запоминания новых терминов. Пример приведен на слайде 13 – воздушная масса.
Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей.
Например, тема – географическое положение Урала (14-й слайд). Границы природного района учащиеся легко объясняют сами, используя опору.
А можно применять опоры для последующего моделирования ситуации. Например, я объясняю, что такое агломерация, а учащиеся продолжают, используя опору, объяснять, что такое мегалополис (слайды 15, 16).
Применяя опоры, я даю возможность учащимся «видеть» объект или понятие, которое уже исчезло из поля восприятия, т.е. запоминать его.
Данная технология помогает мне научить учащихся «видеть карту», даже не имея ее перед глазами. Поэтому с каждым модулем становится все больше учащихся, которые изъявляют желание сдавать зачет на проверку номенклатуры по контурной карте (17-й слайд).
Умение «видеть карту» помогает моим учащимся результативно участвовать в  олимпиадах, конкурсах, успешно сдавать экзамены в формате ЕГЭ, везде, где использовать атласы нельзя, а карту знать надо. Считаю, что технология применения опорных сигналов на уроке и во внеурочное время, помогает мне добиваться таких результатов.
Чтобы показать, как я применяю опорные сигналы на уроках, предлагаю вам побывать на уроке географии в 7 классе (слайды с18 по 26).
Тема «Географическое положение Евразии». Наша задача на данном этапе урока найти, показать и постараться запомнить полуострова Евразии. Задача трудная, так как береговая линия Евразии сильно изрезана, полуостровов много. Но я думаю, что у нас все получится!  Давайте представим, что материк Евразии –это часы. А полуострова  - это деления на часах. Каждому делению будет соответствовать один или два полуострова. Смотрим на экран, повторяем полуострова, находим их на карте и стараемся запомнить.
Давайте проверим себя (25-й слайд). Молодцы!
Можно запоминать, применяя другие виды опор, например; ассоциации. На что похожи полуострова Евразии? Придумайте ассоциацию.
Рефлексия (26-й слайд).