Конспект урока чтения М. Шпагин Как баклуши били

Урок чтения в 4 классе коррекционной школы VIII вида
Тема: « Как баклуши били» . М. Шпагин.
Цели: Образовательная:
формирование навыка выразительного чтения и пересказа прочитанного, активизация познавательной деятельности на основе знакомства с рассказом.
Коррекционно-развивающая:
Развитие и коррекция:
произвольного внимания, через формирование его устойчивости;
мышления, через операции анализа, сравнения, синтеза;
связной речи учащихся путём полных ответов на вопросы учителя.
3.Воспитательная:
* воспитание положительного отношения к труду, к результатам своего труда,
* воспитание коммуникативных умений (умение слушать учителя и друг друга) через организацию беседы.
Оборудование: «Книга для чтения»З. Н. Смирнова ,Г. М. Гусева,4 класс,
- изделия из дерева: разделочные доски для резки овощей, шкатулки, ложки.
-карточки с напечатанными пословицами и словами.

Ход урока
1. Организационный момент.
- Я очень рада встрече с вами! Улыбнитесь мне, а теперь друг другу! У нас у всех хорошее настроение!
2. Проверка домашнего задания.
-Какое домашнее задание вы готовили дома? (Читали выразительно рассказ «Два плуга»)
- Почему один из плугов заржавел, а другой блестел , как новый ?
(Ответы детей)
-Чему вас учит рассказ?
3. Целеполагание и мотивация.
- Сегодня на уроке мы должны понять, что означает выражение «бить баклуши» , должны научиться выразительно читать и пересказывать новый рассказ.
4. Актуализация опорных знаний.
* вводная беседа о том ,что можно сделать из дерева (демонстрирую предметы из дерева: шкатулки, доски для резки овощей, ложки)
-Все эти предметы сделаны из дерева, посмотрите, какие они красивые! В столярной мастерской в старших классах вы будете учиться делать такие предметы.
* проблемная ситуация:
-_Подумайте, как из деревянной чурочки вырезать ложку?
( составление плана работы)
-Сегодня мы будем читать рассказ «Как баклуши били», в этом рассказе вам встретятся трудные слова:
* Баклуши - деревянные заготовки для ложек ,небольшие чурочки
*Римские рабы - это люди ,которые трудились на богатых людей, на тех, кто купил их.
*Яства - это еда.
*Половник - большая суповая ложка.
*Знать, богачи - знатные, богатые люди.
* Отлынивать- бездельничать.
*Расщеплять- колоть на щепки.
5. Усвоение новых знаний.
Чтение рассказа учителем, беседа по содержанию.
- Какое занятие считалось самым лёгким?
6. Физкультминутка.
Чтение рассказа учащимися вслух по «цепочке».
7. Первичное закрепление нового материала.
* выборочное чтение.
-Как в старину делали деревянные ложки?
-Что означает выражение «бить баклуши»? (ничего не делать)
(- А как вы думаете, это качество человека хорошее или плохое?
- Кто из героев прочитанных сказок «бил баклуши»?
* Пересказ прочитанного рассказа
* Работа с пословицами.
- В старину говорили: « Без труда не вытащить и рыбку из пруда»,
« Не сиди сложа руки, так не будет и скуки»,
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
8. Информация по домашнему заданию.
-Дома вы научитесь выразительно читать и пересказывать рассказ «Как баклуши били».
9. Рефлексия.
-У меня на столе лежат рисунки ложек, одни ложки цветные, а другие нераскрашенные. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое, возьмите цветную ложку, если было что-то непонятно, возьмите нераскрашенную ложку.
10. Итог урока.
-Чему вас учит этот рассказ?
- Что такое баклуши?
- Что делали половником?