Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики


Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:
1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин.
2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-10 раз.
3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.
4. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть ненапрягаемыми.
5. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.
6. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.
7. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление.
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.Методические рекомендации:
- Рот полуоткрыт.
- Не высовывать язык далеко,
- Не заворачивать нижнюю губу внутрь.
- Боковые края должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя»
- Повторить упражнение сначала
«Чашечка»
Широко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Рот широко открыт.
- Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
- Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки.
- Края языка должны быть у верхних зубов.
- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.
«Иголочка»
Рот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым.
Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше.
- Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким.
- Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед.
- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
«Горка»

Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка.
Методические рекомендации: 
- Рот полуоткрыт, улыбнуться. 
- Кончик языка за нижними зубами.
- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
- Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и".
«Трубочка»
Вытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед.
Методические указания:
- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
- Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ.
- Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.
«Часы»

Выдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз.                                        
Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше.
- Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому.
- Нижняя челюсть не подвижна,
- Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз.
Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки.
Методические указания:
- Следить, чтобы работал только язык.
- Язык широкий в форме «чашки».
- Челюсти неподвижны.
- Делать движения широким языком сверху вниз.
- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами.
«Лошадка»
Прислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку.
Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка.
Методические указания:
- Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком.
- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.
- Челюсти неподвижные, работает только язык.
- Выполнить 10-15 раз.
«Грибок»
Раскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба.
Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку.
Методические указания:
- Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу.
- Подъязычная уздечка должна быть натянута.
- Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка».
- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.
- Выполнить 10-15 раз.
«Гармошка»
Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку).Методические указания:
- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти.
- Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.
«Качели»
Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка.
Методические указания:
- Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны).
- Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны).
- Поочередно менять положение языка.
- Менять положение языка 5-6 раз.
- Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны.
Родители часто задают  вопрос: «Почему мой ребенок никак не научится читать быстро?»  А как же ребенку научиться читать быстро, если он просто не умеет быстро говорить?  Если ребенок говорит медленно, мало,  тихо, с остановками, что свидетельствует о слабой артикуляции, то как он может быстро читать?
Оказывается,  первая причина  медленного чтения  - слабая артикуляция, т.е. недостаточная  работа речевого аппарата. Возникает какое-то  несоответствие – работа речевого аппарата, с  помощью которого мы разговариваем, замедляет чтение. Как же это получается?
Когда ребенок учится читать, он читает только вслух. Если артикуляционный  аппарат развит недостаточно, то ребенок может неправильно произносить звуки, говорить медленно, нечетко выговаривать, плохо владеет силой голоса и не может регулировать силу голоса и скорость речи.
Такие проявления очень замедляют чтение и дают чрезмерную нагрузку на всю психику ребенка,  он  быстро утомляется и может читать очень ограниченное время. Безусловно, при слабом речевом аппарате о хорошем быстром  чтении говорить не приходится.
Исправить положение можно достаточно просто.
К счастью, сильные нарушения речевого аппарата случаются редко, чаще мы отмечаем  слабость мышц языка, губ, недостаточное владение этими органами речи. Все такие нарушения исправляются с помощью артикуляционной гимнастики  и обычных скороговорок.  Причем, для проведения артикуляционной  гимнастики, совсем не обязательно везти ребенка к логопеду или другому специалисту, это можно и нужно делать дома, уделяя несколько минут в день специальным упражнениям и играм.
Многие  родители считают, что артикуляционная  гимнастика нужна только если ребенок не выговаривает несколько звуков, и то дошкольникам. Это мнение ошибочно. Артикуляционная гимнастика нужна всем детям, и школьникам тоже. Даже если ребенок говорит чисто, мышцы его речевого аппарата развиты не очень хорошо и при большой речевой нагрузке, которая бывает в школе, чрезмерно устают и работают медленно. Артикуляционная гимнастика  укрепляет мышцы и готовит к большой нагрузке, повышает работоспособность и скорость работы.  
Следовательно,  если Вы хотите научить ребенка быстрому чтению, то надо уделить внимание артикуляционной гимнастике, занимаясь по несколько минут в день,  и как можно чаще разучивать и проговаривать скороговорки. 
 
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения.
Обычно артикуляционную гимнастику проводят логопеды в детском саду. Но если ребенок уже пошел в школу, это вовсе не означает, что такая гимнастика ему не нужна. Очень часто ученики 1-2 классов читают медленно именно из-за слабых мышц речевого аппарата. Именно поэтому рекомендуется выполнять  артикуляционную гимнастику и школьникам.
Понятно, что родители – не специалисты-логопеды, и абсолютно правильно проводить артикуляционную гимнастику не смогут. А это и не нужно. Выберите несколько упражнений из предложенных далее и хотя бы несколько минут в день потратьте на их выполнение.
Далеко не каждый ребенок с радостью согласится выполнять эти упражнения. Но, если Вы предложите ему соревнование, то отказаться он точно не сможет.
Предложите соревнование:
« Кто дольше проскачет на лошадке?» и цокайте языком вдвоем.
Кто больше лопнет шариков? (упр.17)
У кого красивее хоботок? (упр. 2)
Сразу все упражнения делать не нужно.  Выполняйте 1 новое упражнение и 1-2 повторяйте из выученных  ранее. Гораздо легче дети выполняют такие упражнения между делом, в виде игры.  Поэтому рекомендуется сначала родителям самостоятельно попробовать сделать какое-то упражнение, а потом предложить ребенку «поиграть  язычком».
 
Упражнения для губ
1. Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок.Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
 
Упражнения для развития подвижности губ
7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
8. Улыбка — Трубочка.Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
9. Пятачок.Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
10. Рыбки разговаривают.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
12. Уточка.Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
13. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
14.Если губы совсем слабые:— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
 
Упражнения для губ и щек
15. Сытый хомячок.Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
16. Голодный хомячок.Втянуть щеки.
17. Лопни шарик. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
 
Динамические упражнения для языка.
18. Часики (Маятник).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
19. Змейка.Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
20. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
21. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
22. Чистка зубов.Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
23. Лошадка.Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
24. Маляр.Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
25. Вкусное варенье.Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Помните, что хорошее развитие артикуляционного аппарата  необходимо для  быстрого и выразительного чтения, для развития техники чтения.