Разработка урока познания мираОхрана животного мира.Красная книга животных Казахстана


Урок разработала учитель начальных классов Ахмерова И.В.
Тема. Охрана животного мира. «Красная книга» животных Казахстана.
Цель урока: продолжить изучение раздела о животных.
Задачи:
-систематизировать знания, умения. навыки по разделу,
-обобщить знания о классах животных, о среде обитания, о «цепи питания», о животных, занесённых в Красную книгу Казахстана, о животных, находящихся в заповедных зонах,
-воспитывать любовь к природе родного края, к животным, сочувствие к редким и исчезающим видам, стремление к охране и защите животного мира.
Оборудование: карта Казахстана, карточки групп животных, таблицы по теме, листы учёта.
Ход урока
I. Организация класса и постановка задач урока
-проверка готовности,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараемся всё понять,
И мир будем познавать.
II. Работа по теме урока.
-Назовите известные вам классы животных (Птицы, рыбы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые)1.Работа по карточкам
-Распределите животных по классам.
(Проверка, самооценка, занесение баллов в лист учёта)
-Что называется средой обитания?
-Назовите благоприятные условия для жизни животных.
-Соотнесите животных со средой их обитания.
(На доске: пустыня, горный баран, горы, верблюд, лес, лесная куница, река, олень, медведь, рыбы, заяц)Игра «Кому с кем нельзя встречаться»
Цыплёнок, орёл, заяц, лиса, волк, стрекоза, птица, кошка, мышка, курица, ёж, сова, тля, божья коровка, муравей.(Проверка, самооценка, занесение баллов в лист учёта)
3.«Цепь питания»
(в группах)
-Определите пищевую связь в экосистеме.
-Составьте цепь питания.
Орёл, трава, цапля, олень, рыба, сова, лягушка, заяц, мышь.
4. Индивидуальная работа
-Составь цепь питания и определи среду обитания.
-С чего начинается цепь питания? (С растений -это первое звено, травоядные животные- второе звено)
1группа (работает с иллюстрациями и карточками)
Сосна –жук-короед –дятел (лес)
Водоросли- карась- щука (водоём)
Дуб-мышь-сова ( лес)
Берёза-лось-волк (лес)
2 группа (работает по карточкам)
Рожь- мышь- змея- орёл (поле)
Трава- черепаха- степной орёл(степь)
Осина-заяц-лиса (лес)
Грибы- белка-лиса (лес)
Грибы- ёж-лиса (лес)
Капуста- слизни- жаба (огород)
Дуб-кабан-волк (лес)
-все растения и животные взаимосвязаны, если одно животное или растение исчезнет из цепочки жизни, другие животные не смогут жить и тоже исчезнут.
(Взаимопроверка. Занесение баллов в лист учёта)5. Животные Красной книги Казахстана
-Что знаете о Красной книге? (В неё занесены животные, которые стали очень редкими или находятся на грани исчезновения).
В Красную книгу занесено 125 видов животных. 16 видов рыб,3 вида земноводных, 10 видов пресмыкающихся,56 видов птиц,40 видов млекопитающих. Посмотрите на плакат и назовите известных вам животных, занесённых в Красную книгу Казахстана.
6. Просмотр фильма о птицах Казахстана
-Назовите птиц, занесённых в Красную книгу.
7. Физминутка.
Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала,
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела,
К солнцу сладко потянулась,
И назад в гнездо вернулась.
Рассказ о заповедниках. Заповедники создаются для того, чтобы охранять исчезающие виды животных. В Казахстане таких заповедников 10 (Аксу-Джабаглы, Алакольский, Алматинский, Барсакельмес, Западно -Алтайский, Каратауский, Кургальджинский, Маркакольский, Наурзумский, Устюртский. В ВКО находится Маркакольский заповедник. Озеро Маркаколь богато рыбой( Маркакольский ленок (ускуч), хариус) В нашей области есть и другой заповедник-Западно-Алтайский.
Кроме заповедников животные охраняются в заказниках, национальных парках, зоопарках. В заказниках в определённые сезоны или даже на несколько лет запрещаются охота, рыбная ловля. Существуют охотничьи, рыбохо-зяйственные заказники.
Национальные парки- это заповедники, открытые для посетителей и туристов, где можно наблюдать поведение различных животных, любоваться прекрасными пейзажами.
В Казахстане всего 8 национальных парков. В ВКО- 1( Катон-Карагайский).
8. Тест
1.Какое животное занесено в Красную книгу Казахстана*
а) гусь, петух, курица
б) пеликан, фламинго, степной орёл ,беркут
в) индюк, дятел, сорока
2. Какие пресмыкающиеся есть в Красной книге?
а) зайсанская круглоголовка, серый варан
б) желтопузик
в) уж
III. Работа по заданию учебника
-выполните тест на странице 153.
( Самооценка. «5»-без ошибок, «4»-1-2 ошибки. Занесение баллов в лист учёта)IV. Рефлексия.
-Порассуждайте на тему «что я могу сделать для сохранения животных на Земле».
(Для сохранения животных на Земле необходимо бережно относиться к живой природе. Т.е. не засорять леса, водоёмы, не трогать птиц и птичьи яйца, не разорять гнёзда. Не стрелять в птиц. Не уничтожать муравейники, лягушек. Соблюдать в лесу тишину, не разжигать костров. Не приносить домой животных, не вырубать леса.
V. Итоги урока.-Какой вывод можно сделать из того, что узнали на уроке?
( Беречь необходимо и тех животных, которых ещё много и не внесены в Красную книгу. Их жизнь зависит от людей и их поведения в природе.)-С какой целью создаются заповедники, заказники, национальные парки?
( В целях охраны и защиты исчезающих видов растений и животных, редких, которых осталось мало)
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Сосчитайте все баллы.
«5»-от 23 до 25 баллов
«4»- от 18 до 22 баллов
«3»-ниже 18 баллов
-Выставление оценок за урок
VI. Домашнее задание.
Составьте рассказ «Все-все нужны на свете»