Урок по теме Роль России в открытии и освоении Антарктиды.

Методическая разработка урока по теме:
«Роль России в открытии и исследовании Антарктиды».
Урок с использованием презентации и видеоматериалов.
Цели урока:
Раскрыть особенности исследования материка, роль России в открытии, а затем и в исследовании и освоении Антарктиды.
Сформировать познавательный интерес учащихся, умение и навыки работы с картами, схемами и другими источниками информации, развивать творческое мышление.
Воспитывать чувство патриотизма, мужества и героизма
Оборудование урока: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта Антарктиды, географический атлас (7 класс), портреты исследователей Антарктиды, акустическая система, телевизор, DVD-проигрыватель.
Мультимедийная презентация «Роль России в открытии и исследовании Антарктиды».
Смонтированные автором видеофильмы:
Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.
Покорение Южного полюса Р. Амундсеном и Р. Скоттом.
Россия в Антарктиде.
Ход урока
1 .Организационный момент урока.
Учитель.
Класс делится на четыре команды, каждая из которых получает индивидуальное задание по теме: «Роль России в открытии Антарктиды».
Мотивация учащихся
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов... Такова Антарктида... материк, который по площади почти равен Южной Америке... и внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны». Так писал об Антарктиде в 1947 году известный американский полярный исследователь Р. Бэрд.
Слайд № 2
2. Изучение нового материала:
2.1 Открытие Антарктиды и первые исследования.
Слайды № 3, 4
Ученик 1. Антарктиду открыли значительно позже других материков. Многие иностранные экспедиции XVIII в. стремились, плавая в этих водах, достичь берегов таинственного материка Антарктиды, сведения о существовании которого, были распространены в географической науке еще с древних времен. Открытию южного материка в значительной мере было посвящено и второе кругосветное плавание (1772 - 1775 г.г.) знаменитого английского мореплавателя капитана Джемса Кука. Д. Кук не раз пересекал полярный круг, но пробиться к материку он так и не смог. Д. Кук, решительно отрицая наличие южного материка, писал в своих дневниках: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания. Земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы, эта страна обречена природой на вечный холод. ...Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».
Ученик 2. Именно мнение Д. Кука, доказывавшего в отчете о своем втором кругосветном плавании, что Антарктиды или не существует, или, что ее достичь вообще невозможно, служило причиною отказа от дальнейших попыток открыть шестую часть света, почти полвека вплоть до отправления русской антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена - М.П. Лазарева.
Слайды №№ 5, 6
Русские ученые - мореплаватели - И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев, В.М. Головнин и др., основываясь на научных данных, неоднократно высказывали мысль о том, что выводы Д. Кука ошибочны, и утверждали, что южный материк существует. Именно они выступили инициаторами русской экспедиции для поисков Южного материка. Предложение флотоводцев получило одобрение императора Александра I в начале февраля 1819 г.
Ученик 3. И сразу же выяснилось, что времени осталось чрезвычайно мало: отплытие намечалось на лето того же года. Поэтому обе экспедиции снаряжались в весьма спешном порядке, ввиду чего в состав их были включены не специально построенные для плавания во льдах парусные корабли, а находившиеся в постройке шлюпы, предназначавшиеся для отправления в обычные кругосветные плавания. Основные данные этих шлюпов приведены на слайде.
Слайд № 7
Шлюп «Восток» был построен из сырого соснового леса и не имел никаких особых скреплений, кроме обыкновенных. Подводная часть была скреплена и снаружи обшита медью, причем эти работы были выполнены уже в Кронштадте русским корабельным мастером И.П. Амосовым. Корпус шлюпа «Восток» оказался слишком слабым для плавания во льдах, и в условиях непрерывной штормовой погоды и его приходилось неоднократно подкреплять, перегружать все тяжести в трюм, ставить дополнительные крепления и уменьшать площадь парусности. Несмотря на это, к концу плавания «Восток» был так изношен, «что дальнейшие покушения к зюйду казались почти невозможными. Беспрестанное отливание воды изнуряло людей чрезвычайно... » - пишет Ф.Ф. Беллинсгаузен 1 декабря 1820 г. Шлюп даже не имел дополнительной («фальшивой») наружной обшивки, чего требовал при подготовке к экспедиции М.П. Лазарев, наблюдавший за снаряжением обоих шлюпов ввиду того, что назначение Ф.Ф. Беллинсгаузена состоялось лишь за 42 дня до выхода экспедиции из Кронштадта.
Ученик 4. Зато прекрасные мореходные качества показал второй шлюп - «Мирный», построенный русским корабельным мастером Колодкиным. Шлюп «Мирный» имел значительно меньшие размеры, и первоначально числился в списках флота в качестве транспорта «Ладога». Его командир, прекрасный практик морского дела лейтенант М.П. Лазарев, приложил много стараний в подготовительный период перед отправлением в дальнее плавание, чтобы улучшить мореходные качества этого шлюпа: он был снабжен второй обшивкой, сосновый руль был заменен дубовым, были поставлены добавочные крепления корпуса, такелаж был заменен более прочным и т. д.
И Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев неоднократно сетуют на то обстоятельство, что в состав экспедиции были включены по два совершенно разнотипных корабля, значительно отличающиеся друг от друга по скорости хода. Лишь благодаря изумительному морскому искусству М.П. Лазарева шлюпы ни разу не разлучались за все время плавания, несмотря на исключительно плохие условия видимости в антарктических водах, темные ночи и непрерывные штормы.
Слайд № 8
Учитель. Что же касается снабжения, то, несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была, в общем хорошо. Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами. Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцинготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. При каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали или выменивали на островах Океании у местных жителей большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для полного использования всем личным составом.
Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену: жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в импровизированной бане. Предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п. Благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей, никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.
Для связи между собою шлюпы имели семафорный телеграф, незадолго перед тем изобретенный русским морским офицером капитан-лейтенантом А. Бутаковым. Это русское изобретение принесло очень большую пользу экспедиции для переговоров шлюпов между собою на дальних расстояниях.
На каждом из шлюпов имелась значительная библиотека, содержавшая описания морских путешествий на русском, английском и французском языках, морские календари на 1819 и 1820 г.г., сочинения по геодезии, астрономии и навигации, лоции и наставления для плавания, небесные атласы и др.
Основная задача экспедиции определялась морским министерством как чисто научная: "открытия в возможной близости Антарктического полюса" с целью "приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре".
Поход экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Беллинсгаузен доказал неверность мнения Д. Кука и сделал чрезвычайно много для исследования южнополярных областей на двух небольших парусных судах, не приспособленных для плавания во льдах.
Просмотр видеофильма «Открытие Антарктиды
Беллинсгаузеном и Лазаревым», продолжительность 2 мин - 26 с.
Плавание экспедиции продолжалось 751 день, в том числе в Южном полушарии - 535, а под парусами - 527 дней. Она прошла более 92 тыс. км, это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. В течение 100 суток плавание проходило южнее Полярного круга среди айсбергов и льдов.
2.2. Каковы же были результаты первой русской антарктической экспедиции?
Ученик 1. Во-первых, экспедиция выполнила главное задание -открыла материк Антарктиды и тем самым утвердила приоритет нашей Родины в этом отношении. Всего ею было вновь открыто 29 ранее неизвестных островов, в том числе 2 в Антарктике, 8 - в южном умеренном поясе и 19 - в жарком поясе.
Ученик 2. Во-вторых, экспедиция провела громадную научную работу. Существенная заслуга экспедиции состояла в точном определении географических координат островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюбленной специальностью самого Ф.Ф. Беллинсгаузена. Нужно удивляться исключительной точности наблюдений как самих Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, так и прочих офицеров экспедиции, и особенно астронома И.М. Симонова - профессора Казанского университета. Эти определения координат не потеряли своего значения до сих пор и очень мало отличаются от новейших определений, произведенных на основе более точных методов и более современными мореходными инструментами.
Учитель. Карта Южных Шетландских островов являлась наиболее точной вплоть до самого последнего времени, а зарисовки островов, сделанные художником П.Н. Михайловым, впоследствии академиком живописи Академии художеств России, используются в английских лоциях до сих пор; особенно точно были измерены высоты гор и островов М.П. Лазаревым.
Экспедиция произвела много важных исследований в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Впервые доставались пробы воды с глубины помощью примитивного батометра, изготовленного корабельными средствами; производились опыты с опусканием бутылки на глубину; впервые определялась прозрачность воды помощью опускания на глубину белой тарелки; измерялись глубины, насколько позволяла длина имевшегося лотлиня, предположительно до 500 м.
Была произведена попытка измерения температуры воды на глубине, изучалось строение морских льдов и замерзаемость воды разной солености; впервые производилось определение девиации компасов на различных курсах.
Ф.Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения, например, Канарское. Задолго до Ч. Дарвина, Ф.Ф. Беллинсгаузен совершенно правильно объяснил происхождение коралловых островов, являвшееся до него загадкою, он дал правильное объяснение происхождению морских водорослей в Саргассовом море, оспаривая мнение такого авторитета в области географической науки его времени, как А. Гумбольдта. Идеи и мысли Ф.Ф. Беллинсгаузена в области теории льдообразования не потеряли своего значения до настоящего времени.
Ученик 3. Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, привезенные в Россию и переданные в различные музеи, где они хранятся до сих пор.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Свой обстоятельный труд «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света на шлюпах «Восток» и «Мирный...» Ф.Ф. Беллинсгаузен закончил в 1824 г., но из-за бюрократизма чиновников Адмиралтейского департамента этот труд увидел свет только через семь лет после его написания, при этом издан он был тиражом 600 экземпляров.
Слайд № 8
Работа Ф.Ф. Беллинсгаузена, переведенная на немецкий, голландский, шведский и английский языки, произвела за границей огромное впечатление. В 1867 г. немецкий географ А. Петерман, отмечая, что в мировой географической литературе заслуги русской антарктической экспедиции оценены совершенно недостаточно, прямо указывает на бесстрашие Ф.Ф. Беллинсгаузена, с которым он пошел против господствовавшего в течение 50 лет мнения Д. Кука: «Он бесстрашно пошел против... решения Д. Кука, царившего во всей силе в продолжение пятидесяти лет и успевшего уже прочно укрепиться. За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба, Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи».
Ученик 4. Особого внимания заслуживает альбом рисунков, составленный художником П.Н. Михайловым и состоящий из 47 страниц; в числе рисунков находятся зарисовки островов, пейзажей, типов местных жителей различных стран, животных, птиц, рыб, растений, типов ледяных гор и т. п. Ввиду того, что в составе экспедиции не было натуралистов, Михайлов старался особенно тщательно зарисовать все, что касалось фауны и флоры; так, например, на его рисунках птиц вырисовано каждое перышко, на рисунках рыб - каждая чешуйка.
Слайды №№ 9, 10
Учитель. Экспедиция была встречена на Родине с болыщш торжеством и ее открытиям, придавалось громадное значение.
Лишь более чем через 20 лет была послана первая иностранная экспедиция в антарктические воды. По этому поводу руководитель этой английской антарктической экспедиции 1839 - 843 гг. Джемс Росс писал: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».
В честь первооткрывателей Антарктиды кораблей экспедиции были названы научные станции в Антарктиде - "Восток", "Мирный", "Новолазаревская", моря Беллинсгаузена и Лазарева. Имена Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева носят крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда нашей страны.
Слайд № 11
Именем Ф.Ф. Беллинсгаузена названы: мыс на Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых, ледник Беллинсгаузена, лунный кратер. В 1870 году ему воздвигли памятник в Кронштадте. В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция», выпущены памятные медали.
Слайды №№ 12, 13
Практическая часть.
Нанести на контурную карту маршруты экспедиций Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева
2.3 Учитель. Одной из самых увлекательных и драматичных гонок в истории исследований стала пешая гонка к Южному полюсу. 14 декабря 1911 г. норвежский исследователь Р.Амундсен и четыре члена его команды прибыли на географический Южный полюс после 56 - дневного путешествия. Лишь 35 дней спустя, 18 января, Р. Скотт и еще четыре человека добрались до полюса. Преодолев расстояние длиной в 99 дней, все члены британской полярной партии Р. Скотта погибли на обратном пути в лагерь. Давайте посмотрим видеофильм об этих героических экспедициях.
Слайды №№ 14, 15
Слайды №№ 16, 17
Просмотр видеофильма «Покорение Южного полюса Амундсеном и Скоттом», продолжительность 2 мин-38 с.
Практическая часть.
Нанести на контурную карту маршруты экспедиций Р.Скотта и Р. Амундсена
2.4 Современные исследования Антарктиды
Несмотря на все предпринятые усилия, к середине XX века было изучено не более 2% поверхности Антарктиды, которая, таким образом, продолжала оставаться огромным белым пятном Земли. После второй мировой войны начинается современный этап исследований Антарктиды в рамках программы Международного геофизического года 1957 - 1958 гг.
В связи с этим были объединены усилия многих стран мира, направленные на комплексное всестороннее исследование природы шестого континента. По этой программе нашей стране отводилось исследование Восточной Антарктиды - самой труднодоступной и неисследованной части материка. Для координации научного сотрудничества между странами был создан Специальный комитет по антарктическим исследованиям.
Самым важным результатом стало подписание этими 12 странами в 1959 г. Договора об Антарктике с целью запрета военной деятельности, разрешения свободного доступа для научных исследований, защиты окружающей среды и решения проблемы территориальных претензий.
Слайд № 18
К 1958 г более 50 станций были основаны двенадцатью странами, в том числе, и во внутренних районах Западной и Восточной Антарктиды. Эти страны: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Великобритания, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южная Африка, США и СССР.
Слайд № 19
2.5. Первая комплексная антарктическая экспедиция СССР, возглавляемая М.М. Сомовым, вышла на дизель - электроходе "Обь" из Калининградского порта и 13 февраля 1956 года основала на берегу Антарктиды научную станцию "Мирный" - первую антарктическую базу нашей страны. В последующие годы были созданы и другие станции внутри континента и в прибрежных районах: "Восток", "Полюс недоступности", "Пионерская" и другие. В настоящее время Россия содержит пять постоянных зимовочных антарктических баз: «Мирный», «Восток», «Прогресс», «Молодежная», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен» и одну сезонную - «Дружная-4».
Слайды№№ 21, 22
Сразу же вслед за тем, как на «Востоке» был поднят флаг, начались постоянные комплексные метеорологические и аэрологические наблюдения, а позднее вертикальное зондирование ионосферы, геомагнитные измерения, наблюдение за полярными сияниями, измерение содержания озона и спектральной прозрачности атмосферы, наблюдения за космическими лучами и медицинские исследования. Именно благодаря метеонаблюдениям станция «Восток» стала всемирно знаменитой, а ее название записано во всех школьных учебниках и справочниках: 21 июля 1983 года здесь был зарегистрирован абсолютный минимум приземной температуры воздуха на планете, равный минус 89,2°С.
Слайд № 23
Просмотр видеофильма «Россия в Антарктиде»,
продолжительность 7 мин-27 с.
Учитель. В Антарктиде нет постоянного населения. Международный статус ее таков, что она не принадлежит ни одному государству. Только ученые всех стран мира могут заниматься на континенте научными исследованиями, да отдельные туристские и спортивные экспедиции нарушают ледяное безмолвие бескрайних просторов материка.
Учитель. Какие исследования проводят ученые на полярных станциях? Какие страны проводят исследования?
3. Подведение итогов урока: обобщение изученного.
Задание № 1. Работа с учебником: в тексте учебника найдите «рекорды» этого материка
Задание № 2. Каждая, из четырех команд получает задание: «Отгадай кроссворд», используя любые источники информации (атласы, учебники, справочную литературу). Кроссворд составлен учеником, получившим опережающее задание к этому уроку.
Через пять минут команды обмениваются кроссвордами и подводят итог, чья команда победила, используя информацию слайда № 24.
Слайд №24
Домашнее задание: § 39, вопросы в конце параграфа.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15