Тема: Конспект урока по изобразительному искусству «Красота осеннего сада». Урок – экскурсия ( 2 класс)

Тема:  «Красота осеннего сада». Урок – экскурсия

 Цели и задачи:
-формировать эстетическое отношение к действительности;
-развивать внимание и наблюдательность;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание отражать впечатления в изобразительной деятельности
Сбор гербарий


Место проведения: школьный сад.
Оборудование: фотоаппарат, репродукция картин художников, атлас определитель «От земли до неба».
Ход занятия
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности детей на экскурсию.
Проведение инструктажа «Правила поведения во время экскурсий»

2.Сообщение темы, целей занятия.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-экскурсия.
Мы будем наблюдать за природой родного края.
Цель нашей экскурсии – это ваши наблюдения. Вы должны будете определить названия растений и животных, птиц, насекомых, которые нам  встретятся.
3Построение, прибытие на место
4Осмотр местности
- Ребята, посмотрите вокруг. Кто нас сейчас встречает (деревья, кустарники, травянистые растения, поздние цветы, птицы, насекомые)?
- Давайте сначала станем в общий круг и возьмемся за руки. Полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с обитателями этого сада, пожелаем им красоты, тепла и добра. Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются в ответ.
- Послушайте, какие звуки вокруг? Как вам кажется, рада вам природа? Как вы себя чувствуете, какое настроение (ответы)?
- Раз вам хорошо, значит и природа вам рада, запомните это открытие. И если вдруг вам станет плохо, вы всегда можете выйти в парк, посмотреть вокруг на красоту природы, послушать пение птиц, и уверяю вас, хорошее настроение вернется. Но в ответ и природа просит бережного отношения к себе.
- Скажите теперь, в чем сила улыбки?  Радостно у вас на душе? Настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, природе, друг другу, то ваша волшебная улыбка будет дарить и вам, и окружающим добро, здоровье, счастье.
- Посмотрите вокруг, какие царства живой природы вы видите, слышите?
Остановка 1. Какие растения вы видите вокруг? Назовите их (дети называют). Помните ли вы какие-либо стихи о природе?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
(И.Бунин)

Какие чувства вызывают у вас эти строки стихотворения? Как сказочно красива осень в стихах?
А художники описывают осень красками
Кто же расписал терем-лес?  (Осень – художница).
Какими цветами она пользовалась (лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно – красный).
Посмотрите, какие цвета выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени.

Остановка 2. Каких животных, птиц, насекомых вы видите или слышите? Назовите их (дети называют).
- Как вы можете помочь животным (дети называют)?

Остановка 3. Скажите, пожалуйста, кого еще кроме животных и растений мы может отнести к живой природе (грибы)?
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной
А. Блонский

Многие поэты с большой любовью и мастерством описывали это чудесное время года.
- А сейчас, давайте вспомним, ещё какие стихотворения знаете про осень?
- «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» (Читают по желанию)
-Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?
-Где поэт наблюдает осеннюю картину?
-Какое слово помогает представить осенние листья? Нарисуйте в своем воображении то, что он увидел.
-Какое слово помогает представить осенние листья?
-Какое настроение у вас после прочтения этого стихотворения?                            
Очень важно не только увидеть красоту природы, суметь ее изобразить, найти нужные цвета.

 Действительно, в  лесу осенью можно увидеть столько интересного. Вот на  нашем  пути встретилась  поляна ярко-красных мухоморов.
Вдруг   мы  наткнулись на прозрачную паутинку, которая просто «висела» в воздухе  и ни за что  не  держалась. Она  блестела на солнце, а  её  тонкие   ниточки переливались  разными цветами.
    Беседа о красоте осенних листьев. Обратили ли вы внимание на окраску осенних листьев деревьев и кустарников? Какого цвета трава осенью? Почему осень называют золотой?
       


- Мы можем прямо здесь и сейчас сделаем доброе дело, достойное звание человека. А давайте поиграем в экологов:  быстро соберем весь мусор с этого участка (показывает небольшой участок) и порадуемся за свое доброе дело (собирают мусор).
6. Итог
- Понравилась ли вам экскурсия?
- Какие растения и животных мы с вами наблюдали?
- Какое доброе дело сделали?

                 Мы и не заметили, как прошло уже два часа. Отдохнули  в осеннем лесу душой и телом. Домой уходить из  этого сказочного царства вовсе не  хочется. Всю обратную  дорогу  вновь и вновь вспоминали все чудеса  осенней природы, встреча с которыми  надолго останется в наших сердцах и на фотографиях.

 
 Самооценка:
Оцените свою работу:
У вас на руках у всех осенний букет, где есть листья разных деревьев и все они разноцветные. Покажите , пожалуйста, лист:
        Зелёный – я был активен и доволен нашей экскурсией.
        Жёлтый – я старался, но я не очень был внимателен.
        Красный –  я наблюдал не достаточно хорошо.


15