Урок. Тема: Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».


Тема: Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».
Задачи:
Знакомить с произведением об осени – стихотворением А. Плещеева «Осень наступила». Учить соблюдать при чтении интонации в соответствии со знаками препинания на основе партитуры. Учить отвечать на вопросы полными предложениями через беседу по произведению.
Корригировать аналитико-синтетическую деятельность при составлении картинного плана стихотворения. Развитие связной речи при ответах на вопросы.
Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: Рисунки с изображением осени, картинный план стихотворения, фонограмма «П.И.Чайковский Времена года», партитура выразительного чтения.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Вступительная беседа
.
3. Речевая зарядка
4.Проверка домашнего
задания.
5. Сообщение темы и цели
6. Подготовка к восприятию.
7. Первичное восприятие текста с нацеливающим вопросом.
8. Повторное чтение текста с анализом содержания
А) чтение учащихся
Б) чтение текста по частям и анализ содержания
В) целостное чтение
Работа над выразительностью чтения.
Работа над заучиванием стихотворения по меловому рисунку
\
9. Заключительная работа по прочитанному10. Домашнее задание.
11. Итог урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.
1гр. Дима Д., Рома Н., Артур Н., Паша П.
2 гр. Оля Г., Артем К., Томских Н.
3гр. Никита Л., Дима В., Алина Р.
Организация внимания: «Мы уверены в себе. У нас все получится».
Работа с картиной «Лето в лесу».
Какое время года изображено на картине?
4527555715
Что нужно изменить, чтобы летнюю картину превратить в осеннюю?
Какие краски понадобятся художнику, чтобы нарисовать осеннюю картину?
Вывод: Какие краски характерны для осени?
(темно-синие, желтые, красные, темно-зеленые).
Как много красок у осени! За лучшие ответы на уроке осень подарит вам разноцветные листочки. У кого их будет больше, тот получит лучшую оценку, а в конце урока вас ждет осенний сюрприз. Сейчас лучшие художники получают по листочку.
Какую тему мы изучаем на уроке чтения?
Назовите осенние месяцы
Каждому месяцу соответствует своя пора осени. Подумайте, какая пора осени наступила?
Перед вами три рисунка, Найдите каждой табличке свое место под картинкой.
Расставьте картинки в правильном порядке.
Какому осеннему месяцу соответствует та или иная картинка?

ранняя поздняя золотая
Докажите правильность ваших ответов.
За лучшие доказательства дается осенний листочек.
Что изображено на всех этих картинках? (Осенний лес)
Падают с ветки
Золотые монетки.
Прочитай ЗАГАДКУ. Каков ее смысл?
Какие слова подсказали отгадку?
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение домашнего произведения.
За лучшее чтение листочек.
На прошлых уроках мы познакомились с вами с разными произведениями, где рассказывалось об изменениях осенью в жизни животных и птиц. Это были рассказы, сказки, загадки.
Сегодня мы продолжаем тему: «Славная осень», но посмотрим на это чудесное время года другими глазами. Мы послушаем звучание осени через стихи. А поможет нам в этом стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».
Плещеев писал стихи, был переводчиком. Множество произведений написаны Плещеевым. Это очень музыкальные стихотворения. На них написаны музыкальные произведения Чайковского.
227330-1579880 Звучит музыка (П.Чайковский «Времена года»), на ее фоне учитель читает стихотворение.
Опишите, какую картину представили.
Чтение трудных слов
В стихотворении вам встретились слова: озимь, моросит, уныло. Как вы их понимаете?
Самостоятельное чтение учащимися
Повторное чтение текста.
Какую осень описывает поэт? (позднюю)
По каким признакам видно, что наступила поздняя осень?
Физкультминутка
Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
(ладони вниз, встряхиваем руки)
Дождинки пляшут, как живые:
-Пей, рожь, пей!
(подпрыгивание)
И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.
(наклоны)
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
(руки вверх, вниз).
Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать стихотворение.
Прежде чем мы начнем работать дальше.
Послушайте сказку:
Собрались как-то на лесной полянке птицы и звери и завели спор, кто из них красивее разговаривает.
Затараторила сорока: «Я быстрее всех говорю и красивее».
Черепаха медленно проговорила: « Не в скорости дело, а в смысле»
Грозный лев прорычал: Главное говорить громко, чтобы тебя все слышали.
Ежик тихонько возразил: «И спокойный голос тоже хорош».
Белка весело проговорила: «Чтобы речь была красивой, надо говорить радостно и весело».
Умный филин сказал, подумав: «Не только радостью наполнена наша речь.
Кто из них прав, ребята. Давайте разберемся.
Чтение стихотворения детьми.
Какое чувство вызывает у нас стихотворение? Почему?
Каким тоном мы должны его прочитать, чтобы выразить грусть?
В каком темпе следует читать стихотворение? ( в медленном).
Громко или вполголоса?
Кто же прав из зверей?
Все правы. Чтобы выразительно прочитать стихотворение, нужно правильно выбрать тон, громкость и темп чтения.
Чтение стихотворения, соблюдая все правила выразительного чтения.
Осень наступила
Высохли цветы.//
И глядят уныло

Голые кусты.//
Вянет и желтеет
Травка на лугах.//
Только зеленеет

Озимь на полях.//
Ветер в поле воет,/
Дождик моросит.//
Воды зашумели
Быстрого ручья.//
Птички улетели

В теплые края.//
Конкурс на лучшего чтеца.
(Вручение листочков победителям).
Давайте попробуем запомнить стихотворение с помощью маленьких подсказок.
Осень наступила
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
Найди признаки осени. Зачитай.
1,2гр. Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать осеннюю полянку. 3гр. Выразительное чтение.
Где мы побывали сегодня на уроке?
С каким произведением познакомились?
Чему учились на уроке?
Сколько листочков у каждого? Выставление оценок.
Сюрприз: Выложите все листочки на парту. У вас получилась красивая осенняя полянка, полюбуйтесь на нее. Какие чувства вызывает у вас вид этой разноцветной полянки?