Конспект ООД по ФЦКМ подготовительная группа Тема: История возникновения книги


ФЦКМ подготовительная группа тема « История возникновения книги».
Мамаева Л.Б.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно - исследовательской деятельности «История возникновения книги».
Задачи:
1. Создать условия для расширения представлений детей об истории возникновения книги.
2. Создать условия для развития исследовательских навыков.
3. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, самостоятельного выбора партнёров, материала.
3. Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками.
Ход занятия
Этапы образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия.
Организационный момент Загадка.
Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу, Чтоб со мною подружиться, Читать нужно научиться. - Что это? - Для чего нужны книги? Дети стоят полукругом, слушают, высказывают свои предположения.
Условия для развития слухового внимания, логического мышления, речевой активности.
Основная часть Письмо, презентация.

Столы, верёвки, глиняные таблички, палочки. салфетки, клеёнки.
Стол, ручка- перо, бумага, клеёнки, салфетки, чернила, панно, картинки –метки, клей.
Панно, картинки- метки, клей, салфетки.
- Дети, посмотрите , какую книгу мне сегодня передали. Давайте все вместе её рассмотрим и прочитаем .- Кто хочет прочитать, что тут написано?
« Здравствуйте, ребята! Я книжка- малышка. Хочу попасть в страну Знаний . Но попасть туда не просто. Чтобы попасть в эту страну, все мои страницы должны быть заполнены. Вы мне поможете попасть в страну Знаний? »
- Поможем книжке- малышке попасть в страну Знаний?
-Но сначала, нам нужно проверить свои знания о книгах.
1.Задание « Загадки»:
1.Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу (буквы)
2. Как мел бела, на краю стола
Я на ней, что захочу, нарисую, начерчу (бумага)
3. Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает – много знает (книга)
- Молодцы, ребята!
2. Задание. «Закончи пословицу». Я говорю фразу, а вы должны её продолжить.
1. Кто много читает – (тот много знает)
2. С книгой поведешься – (ума наберешься)
3. Написано пером, (не вырубишь топором)
4. Будешь книги читать – (будешь все знать)
5. Прочел хорошую книгу – (встретился с другом)
6. Книга твой друг – (без нее, как без рук)
7. Книгу читай – (разуму набирай)
8. Книга подобна воде – (дорогу пробьет везде)
- Молодцы! Все справились с заданием.
- А всегда ли книги были такими?
- А хотите отправиться в путешествие по Реке Времени и узнать какие были книги раньше?
- На каком транспорте лучше отправиться?
- Время течёт так быстро, как вода в реке, и на пути нам будут встречаться острова (Древность, Старина и Современность).
Мы узнаем много интересного.
Остров « Древность»
- Давным-давно были времена, когда книг не было и как же люди передавали информацию?
- Правильно, необходимые сведения заучивались наизусть и посылались  «живые письма» - люди-гонцы.
- Потом люди придумали  «веревочное ( узелковое) письмо». На длинной верёвке завязывали узелки, потом спутывали ее в клубок. Чтобы прочитать такое письмо надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам.
Затем люди придумали «рисуночное письмо», в таком письме человек изображал , какие либо действия. На чём писали такие письма?
- Правильно, на камнях, на скалах, на влажных глиняных дощечках. Всё ли можно было передать в таком письме?
- Затем люди придумали буквы и стали писать на бересте. На наружной части берёзовой коры. Буквы процарапывали костяными палочками.
- В Древнем Египте появился папирус - материал похожий на бумагу, его длинные полосы склеивали и готовое письмо сворачивали в свитки (до 40 метров в длину)
- Потом люди придумали пергамент. Это обработанная шкура телят.
Он был прочнее. Такие книги были очень дорогие. На одну книгу требовалось целое стадо коров! Купить такую книгу мог только богатый человек.
Давайте проверим, удобно ли было так передавать информацию ? Для этого вам надо разделиться на три подгруппы:
первая подгруппа передаст информацию в « живом письме» , вторая подгруппа в « верёвочном письме» а третья подгруппа в « рисуночном письме».
- Удобно ли было передавать информацию в таких письмах?
- Всю ли информацию могли передать «люди – гонцы»?
-Что могло случиться с узелками в « верёвочном письме»?
- Правильно, узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.
- Всю ли информацию можно было передать в « рисуночном письме»?
- Один человек мог понять по своему, другой – иначе.
Остров « Старина» Вот появилась бумага. Изобрели её в Китае. Для изготовления бумаги стали использовать деревья: сосну, ель, пихту.
- Тогда появились первые книги из бумаги. Сначала писали пером от руки. Писал человек, у которого был красивый почерк. Его называли – летописец.
- Книгу красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.
- Что придумали люди, чтобы книг было много?
- Правильно, человек придумал печатный станок. Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок.
- Кто основал книгопечатание на Руси?
- Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю, как первопечатник. Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную.
-Хотите попробовать , что- нибудь написать пером от руки?
- А теперь на пано «Река Времени» давайте отметим все, что мы сегодня узнали на островах «Древность» и « Старина» и наклеим картинки – метки, соответствующие эпохи времени. Чтобы продолжить наше путешествие нам нужно набраться сил и отдохнуть.
Физминутка 
Потрудились- отдохнём.
Встанем ,глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили. Остров « Современность»
- Ребята, теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, в которых есть замечательные картинки.
- А как появляются иллюстрации в книгах?
- Верно, над каждой книгой отдельно трудится художник, чтобы получились вот такие красивые иллюстрации.
- Что такое обложка?
- Обложка - это одежда книги.
- Какие бывают обложки?
- Тонкая бумажная обложка и твердая обложка - переплёт. Обложка и переплет закрывают книгу спереди и сзади.
- Что пишут на передней стороне обложки?
- На передней стороне обложки обязательно пишут фамилию, имя, отчество автора и название книги.
- Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют не только печатные станки но и компьютеры.
С развитием науки и техники печатные станки превратились в современные печатные машины. Созданы современные типографии. Далее книги попадают в книжные магазины и в библиотеки. Вот какой долгий путь проходит книга от станка и до читателя. Теперь мы узнали как делают книги .
Давайте на панно « Река времени» отметим все, что мы сегодня узнали на острове « Современность» и наклеим картинки – метки, соответствующие эпохи времени.
А теперь вы сможете заполнить все страницы в книжке - малышка и она попадёт в страну Знаний. Я вам раздам по одному бумажному листу, а дома вы с родителями сочините сказку и нарисуете иллюстрации к ней. У нас получится сборник сказок и наша книжка- малышка попадёт в страну Знаний.
- Завершая наше путешествие, я вам хочу прочитать стихотворение:
Книги сердце согревают,
На душе от них светло,
В них печалей не бывает,
Победит всегда добро!
Садитесь на наш корабль, мы отправимся обратно в наш детский сад.
Дети высказывают свои предположения.
Дети высказывают свои предположения.
Дети продолжают фразу воспитателя
Дети делятся на три подгруппы, выбирают материал для передачи информации.
Дети пишут от руки пером.
Дети наклеивают на панно картинки- метки.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Дети наклеивают на панно картинки- метки.
Условия для развития логического мышления, речевой активности.
Условия для развития логического мышления, речевой активности.
Условия для развития детской инициативности, коммуникативных умений
Условия для развития логического мышления, детской инициативности.
Условия для развития двигательной активности.
Условия для развития детской инициативности, логического мышления.
Рефлексия - Ребята, мне было очень приятно с вами путешествовать!
- Для чего нужны книги?
- Что было для вас самым интересным?   Дети делятся своими впечатлениями. Условия для развития коммуникативных умений.