Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.







Конспект «открытого» урока окружающего мира в 1 классе (технологическая карта) по теме:
«Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.»
Автор: Мельникова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №9 г.Кинеля














Технологическая карта урока
ФИО учителя: Мельникова Татьяна Анатольевна
Место работы: ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 «Б»
Дата проведения: 05.02.2015
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, «Просвещение» 2013 г.
Тема урока: Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: сформировать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.
развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов.
воспитывающие: воспитать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе.
Планируемые результаты учебного занятия: развитие личностных, регулятивных, познавательных учебных действий
Предметные:
- усвоить, что на Земле есть очень холодные районы Северный Ледовитый океан и Антарктида;
- находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные :
регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
коммуникативные УУД:
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
познавательные УУД:
- освоить способы решения проблем поискового характера;
- освоить основы познавательной рефлексии;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Личностные:
- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.
Используемая технология: игровая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, метод проектов.
Информационно-технологические ресурсы: Мультимедийная презентация к уроку «Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.»; модель глобуса; карточки с названиями «Арктика», «Антарктида», «Северный полюс», «Южный полюс», «Холодные районы Земли»; учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс; печатный материал; раздаточный материал: иллюстрации с изображением животных Арктики и Антарктиды; раздаточный материал: листы с изображением Арктики и Антарктиды; раздаточный материал: сигнальные карточки-кружки зеленые и красные; конверты с заданием; раздаточный материал: карточки «Смайлики для графического диктанта; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Арктики и Антарктиды; демонстративный ряд иллюстраций с изображением животных Южного и Северного полюса.
Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Создать благоприятный психологический настрой на работу

- С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором узнаем много интересного и удивительного.
Ученики настраиваются на работу.

позитивное отношение к предстоящей деятельности;
включение в учебную деятельность.
(коммуникативные, познавательные)

2.Этап актуализации и пробного учебного действия
Актуализация опорных знаний и способов действий
Графический диктант
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на смайлике нарисуете улыбку, если не согласны переверните улыбку:
- ДА - НЕТ


Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока
-В нашей местности происходит смена времён года?
- А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?
- Ребята, а как думаете, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно?
Ученики работают индивидуально








Ученики отвечают на вопросы учителя

овладеть логическим действием обобщения;
уметь строить рассуждения на основе известных понятий.
(коммуникативные, познавательные)

3.Этап выявления места и причины затруднения
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Инсценирование - А знаете ли вы, что
Десятки тысяч лет назад весь наш мир был не таким как сейчас. Вечные снега и нетающие льдины покрывали всю Землю. Всегда одинаково холодно, пустынно и печально было здесь. Никогда не заглядывало сюда веселье. А звери и птицы жили на одной огромной льдине.

Ученики высказывают свои мнения, анализируют ситуацию.
умение осознавать и формулировать 
цель работы на уроке с помощью учителя;
понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Практическая работа с использованием глобуса

- Отгадайте загадку:













- А что такое глобус?
(У учителя на столе демонстрационный глобус).
- Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло?
(Учитель показывает на демонстрационном глобусе Северный и Южный полюс).
- Итак, Северный и Южный полюсы расположены в противоположных частях нашей планеты Земля.









- Теперь сравним: что общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой?
- А какое отличие между ними?
- Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие?
- Тема урока: Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.


Высказывание предположений, гипотез


(У каждой группы - глобус).
Ученики высказывают свои мнения.

находить на глобусе Северный Ледовитый океан, Антарктиду, Северный и Южный полюса.
(регулятивные)

5.Этап реализации построенного проекта
Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску новых знаний
Групповая работа, фронтальная беседа на основе презентации и выступлений учащихся
- Итак, отправляемся в путешествие, но путешествовать будем группами. Каждая группа получит сейчас конверт с заданием и узнает, что или кого они будут исследовать.
Вместе с заданием прилагается план, по которому вы будете строить свое выступление.

Физминутка
(Каждой группе выдается печатный материал, иллюстрации, энциклопедии, план выступления)
- Итак, отправляемся на Северный Ледовитый океан. Покажите его ещё раз на своих глобусах.

Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.




























- Какие холодные районы Земли вы теперь знаете?
- Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида.
- Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?
Ученики рассказывают о правилах поведения при работе в группах.
1 группа: Северный Ледовитый океан
Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.








2 группа: Животный мир Арктики.
Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.








3 группа: Антарктида
Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.







4 группа: Животный мир Антарктиды.
Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.






овладеть начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире;
овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
установить причинно - следственные связи между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого уметь строить рассуждения;
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
(коммуникативные, познавательные)


















Ответы детей

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:
Групповая работа
Физминутка
Бело-чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И быстрее побежали



- Сейчас каждая группа получит набор карточек с изображением животных и листы с районами Арктики или Антарктиды.
Задание: расселите жителей на своих полюсах.
(Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку).
Представитель от каждой группы выходит к доске и защищает свой проект.



Дети выполняют движения









Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.

Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки.

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
рассматривать и сравнивать иллюстрации, осуществляя проверку группового задания;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;
готовность слушать собеседника.
(познавательные, коммуникативные)

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Игровая ситуация
- А сейчас игра: «Может ли такое быть?»
- Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет.
Будьте внимательны!

Дети, прослушав каждое стихотворение, показывают сигнальные карточки.

становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.
(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

8.Этап включения в систему знаний и повторения
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Фронтальная беседа на основе полученных знаний
- Скажите, есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин? (в зоопарке, в цирке.)
- Итак, подведём итог нашего урока.
- Какие холодные районы нашей планеты вы знаете?
- Чем похожи эти районы?
- Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли?
- Как они приспособились к условиям жизни?
Дети отвечают на вопросы учителя.
уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;
оценивать результаты работы
(познавательные, коммуникативные)

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Оценить свою работу на уроке вам поможет игра «Сели – встали – встали выше».
- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах.
Спасибо за урок!
Своими действиями ученики дают ответы на вопросы учителя.

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осознать личностный смысл учения;
закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность.
(регулятивные)

10. Внеурочное творческое задание (по желанию)
Создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание.
- Ребята, предлагаю вам дома, кто желает, выполнить одно из заданий:
Сочинить стихотворение или найти и выучить стихотворение про жителей северного и южного полюсов.
Нарисовать рисунок на тему:
«Мы на Северном полюсе» или «Мы на Южном полюсе»
Найти интересные факты о белых медведях или пингвинах (проиллюстрировать)
Дети выбирают задание по желанию
уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания.
(коммуникативные, познавательные)




Заместитель руководителя ОО __________________/Самаркина Н.Ю./
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.







Южный
полюс

Антарктида

Арктика

Северный Ледовитый океан

Белый медведь

Пингвины



Picture 2 Заголовок 115