Занятие на тему : Животный мир полярных районов


Конспект НОД по образовательной области « Познавательное развитие»
Тема: «Животный мир полярных районов»
Проблема: многие животные и птицы Арктики находится под угрозой исчезновения.
Цель: Расширить и углубить представления о животных холодных стран, их повадках, образе жизни. Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.
Задачи:
1)Образовательные
-формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;
-формирование умения классифицировать животных Арктики;
-расширение кругозора детей.
2)Развивающие
-развитие внимания и зрительного восприятия;
-развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания;
-расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме «Животный мир крайнего Севера».
3)Воспитательные
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Здоровьесберегающие задачи:
Использовать смену деятельности детей, следить за осанкой.
Словарная работа:
Активизация словаря (Арктика, Антарктика, айсберг, белый медведь, гренландский кит, кашалот, касатка, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, олень, песец, полярный заяц, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, синий кит, тюлень и т.д.);-обогащение словаря признаков (толстокожий, огромный, клыкастый)
-словарь наречий (быстро, холодно, ловко).
Предварительная работа: чтение литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций, беседы, просмотр фильмов и презентаций о северных районах.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: презентация с изображением полярных районов, животных, обитающих там. Музыкальное сопровождение.
Методы и приёмы:
Игровые: игровая ситуация, загадки, игра, сюрпризный момент;
Словесные: загадки, стихи, беседа, объяснения;
Наглядные: иллюстрации.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ода ямаран җилин цаг? (ʏвл)
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
-Назовите приметы зимы.
- А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?
-Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус (слайд). Это уменьшенная модель Земли.
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика.
Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, они проводят научно- исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
ФизминуткаЗдесь всюду холод, лед и тень (дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь (закрывают глаза ладонями)
Полгода – день (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом ( соединяют руки над головой – крыша)
И океан покрыт весь льдом (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни (руки на поясе, стоят смирно)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у нашей Баи живет маленький медвежонок.
- Бая, скажи, пожалуйста, как зовут твоего медвежонка? (Умка)
- Как ты за ним ухаживаешь?
- Ребята, Умке понравилось жить у Баи, но он для нас приготовил сюрприз – загадки, через которые Умка хочет показать, какие у него есть друзья.
- Кто же они?
Слайды с загадками из презентации
1.Длинный мех бел, как снег. Есть тюленей и рыб на обед
Он отличный пловец – и заботливый отец.
Трехметровый великан, весит тысячу кило (белый медведь – цаhан аю)
2.Толстый в складку богатырь – в ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского раковин покушать.
У него клыки, как сабли, мех короткий, но густой.
Угадайте – кА ребятки, что за богатырь такой? (морж)
3.Что за хищник за такой, с шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой, в норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны – для него всегда вкусны.
На лису похож немного, тоже псовая порода. (песец)
4.Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга (олень).
5. Головка и хвост, вместо лап – плавники, ленив он на льду и проворен в водице, детишек его называют «Бельки».
Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (тюлень)
Воспитатель: Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белух, китов).
- Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).
- Что помогает этим животным выживать в таких суровых условиях? (толстый слой жира, густой мех)
Опыт:
Давайте проведем опыт: возьмите полоски бумаги прищепками, окуните в воду. Посмотрите, намокла бумага? (да, намокла)
А теперь опустите бумажку в жир и опустите потом в воду. Что вы заметили? Намокла бумага? (нет)
Теперь вы, ребята, убедились, для чего нужен животным толстый слой жира, который помогает им не только спастись от холода, но и не промокает, когда животное находится в воде.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру…
Дидактическая игра «Узнай по контуру»
Воспитатель демонстрирует слайд с контурами животных Севера. Дети узнают и называют животных. Можно усложнить игру и попросить детей назвать детенышей этих животных.
«Детеныши» - дети должны изобразить каждого животного.
Смотрите, милые друзья, (дети разводят руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя – медвежонок, (загибают пальчики, начиная с большого)
У тюленя – тюлененок,
У пингвина – пингвиненок,
У оленя – оленёнок,
У моржа – моржонок,
Детям северной лисицы дома вовсе не сидится!
Игра « Сложи пазлы» (животные Севера)
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте построим зоопарк и поселим туда друзей Умки.
Практическая часть. Из бросового материала (пенопласт) строят льдины, айсберги, из пластилина – животных.
Рефлексия деятельности на занятии.
Итак, давайте подведем итог.
- Где находится Арктика? (на Северном полюсе)
- Что вы можете рассказать об Артике? (там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние)
Воспитатель: Давайте теперь попробуем ответить на вопросы.
(воспитатель читает вопросы, дети отвечают. За каждый правильный ответ воспитатель выставляет на магнитную доску букву, выкладывая слово «молодцы»)Вопросы:
- Как называются острова Северного Ледовитого океана? (Арктика)
- Назови ластоногих животных? (морж, тюлень)
- Как называется земля на крайнем юге Земного шара? (Антарктика)
- Какая птица не умеет летать? (пингвин)
- Чем питается белый медведь? (рыбой, моржами, тюленями)
- Как называют детенышей тюленя? (Белёк)
- чем питается олень? (ягелем, травой, лишайником)
- Почему моржи не замерзают в холодной воде?
Воспитатель: Молодцы! На все вопросы смогли ответить. А что же здесь у нас получилось? (дети читают слово «Молодцы»)
Рефлексия. Игра «Журналист».
Интервью детей.
- Что вам понравилось на занятии?
- Какая игра вам запомнилась?
- Что было трудно для вас?