Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через игру.


Тема. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через игру.
Цель. Создать условия для формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через игру.
Задачи:
Способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности;
Обеспечить профилактику дисгармонии в развитии личности и коррекцию неблагоприятных линий развития ее эмоционально-волевой, познавательной сфер через игру.
Содержание деятельности.
1. Изучение методической литературы по теме самообразования.
ТихомироваЛ.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет. М., 2000г.
Менджерицкая Д. В.Воспитателю о детской игре. М., 1982 г. Сборник статей «Воспитание детей в игре», сост. А.К.Бондаренко,
Матусик А.И. М., 1983.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М., 1993
Морозова  Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.,1999
Волина В. Веселая грамматика. М.,1999
Львов М. Р. Школа творческого мышления., Воронеж, 2005
Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Современный этап развития специального образования требует  от педагогов поиска новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира.
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).  Среди структурных элементов познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный – уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.
Успешность развития познавательной активности детей предшкольного возраста   связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности,   сознательности,  активности,   самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.  
Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей предшкольного возраста, является дидактическая игра — это  мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей предшкольного возраста.
Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей предшкольного возраста.
Развитие познавательной активности детей предшкольного возраста достигается посредством выбора и сочетания методов и форм обучения с учетом основных психолого – педагогических  условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы; проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей - дидактической игре; постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения;   постоянного изучения познавательной активности предшкольников с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Дидактические игры для предшкольниковПсихологами установлено, что шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки детей.
Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Шестилетний ребенок остро нуждается в организации его умственной активности, т. к. он еще не обладает необходимыми навыками для того, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. В связи с этим главная задача учителя при обучении предшкольников заключается в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиниться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения.
Предшкольникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.
Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:
Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, составляют узор по образцу и др.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра “Определи курс движения самолета”.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра “Контролеры”.
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра “Числа-перебежчики”.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре “Угадай-ка” дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации учебной деятельности предшкольников на протяжении нескольких лет своей работы.
Игра “Попугайчики” развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:
Мы – не девочки, не мальчики, Все сейчас мы – попугайчики. Попугай, не зевай, Вместе с нами повторяй.
Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.
Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующее”. Ребенок называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ребенок называет два слова и добавляет свое и т. д., например:
Слон.
Слон, тигр.
Слон, тигр, лев и т. д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет, Только чей – пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: “У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки” и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
Игра “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека” ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов: Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.
Ведь представьте-ка вы сами: Ест он фрукты с овощами. 10 килограммов он Вносит за день в рацион. Что ж при этом он съедает? Кто ж из вас скорей узнает?
На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример “8 - 3”, под рисунком моркови “7 + 1”, под рисунком яблока “3 + 2” и т. д. Значит один из вариантов ответа: РобинуБобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10. Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.
Игру “Откроем замочек ключиком” я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур.
В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.
С интересом принимается игра “Чудесный мешочек”. Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю цифры с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют цифру. Поместив цифры на магнитную доску, и составляют их по порядку. Иногда даю дополнительное задание: назвать соседей, вспомнить состав числа и т.п.
Начиная игру “Определи курс движения самолета”, учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.
Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:
Расшифровать номера городов (решить примеры).
Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.
Показать линиями путь движения самолета.
Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.
Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин и пр.
Для игры “Контролеры” учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды по очереди вызывает к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй. По сигналу учителя ученики первой команды начинают делать ритмичные наклоны влево и вправо и считают про себя до тех пор, пока учитель не остановит их, например хлопком. После этого они должны хором назвать, сколько наклонов было выполнено. Ученики второй команды по сигналу учителя также начинают делать наклоны, но продолжают счет, начатый первой командой. Например, если первая команда сделала 5 наклонов, то вторая начинает выполнять упражнения и считает: 6, 7, 8 и т. д. Затем по сигналу заканчивает упражнения и называет общее количество наклонов, выполненных двумя командами, например 8. В конце учащиеся должны назвать, сколько же наклонов выполнила вторая команда (ответ – 3). Овладение счетом, письмом , знакомство с окружающим миром – для детей большой труд. Успех его обеспечивается желанием учиться – это и есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность их организована правильно.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в предшкольном возрасте
В дидактических играх, предназначенных для детей предошкольного возраста, задачи по развитию связной речи, активизации словаря, звукопроизношению даны на более трудном содержании; вводятся отдельные персонажи в игре, взаимоотношения между которыми довольно сложны; применяются картинки, на которых нарисованы не отдельные образы и игрушки, а уже целые сюжеты.С ними широко применяются словесные игры, построенные на воспроизведении отдельных сюжетов, действий по памяти.В игре «Что изменилось» ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти. Предметы в игре подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например, шарик, бочонки, кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.Игра «Что изменилось» дается и с таким содержанием: дети рассказывают, какие изменения произошли в обстановке комнаты куклы. Например, кресло стояло около кровати, а его переставили к окну; фикус стоял на столе, а теперь стоит на подставке у окна и т. д.Игры, в которых дети воспроизводят все по памяти и объясняют словом, требуют от них напряженной работы мысли и умения связно рассказать о происшедших изменениях.Запас слов у детей старшего дошкольного возраста велик, но значение многих слов для них еще не всегда ясно.Мало пользуются дети глаголами и прилагательными, хотя потребность в этом есть. Словарной работе с детьми старшего возраста не всегда уделяется должное внимание. Обычно считают, что дети этого возраста уже знают значение слов, а это далеко не всегда так. Поэтому необходимо восполнять этот пробел широким использованием дидактических игр.В таких играх, как «Разведчики», «Что вам нужно», «Кому что», «Нужно — не нужно» у детей воспитывается умение найти нужное слово. Например, ведущий говорит: «Мальчику-школьнику подарили...» — дети по очереди называют нужные предметы: красный карандаш, перочинный нож, резинку и т. д. «Портнихе подарили» — нитки, пуговицы, наперсток и т. д.Активизация бытового словаря осуществляется в дидактических играх «Цветная посуда» «Скажи, из чего сделано», «Что это». Содержание их разнообразно. В одной игре ведущий описывает предмет, а дети отгадывают его название: «Сделан из дерева, имеет четыре ножки и спинку» (стул); потом загадывают по очереди дети. В другой игре ведущий бросает одному из играющих мяч и называет какой-либо предмет мебели. Поймавший мяч говорит, из какого материала сделан этот предмет.Правильное звукопроизношение для детей предшкольного возраста особенно важно, так как неточности звукопроизношения могут затормозить общение с товарищами и отрицательно сказаться на учебе ребенка в дальнейшем.В предшкольном возрасте, дети обычно уже овладевают всеми звуками родного языка, произношение у большинства правильное. С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, обычно ведется индивидуальная работа.У отдельных детей старшего дошкольного возраста наблюдается иногда неправильное произношение звука ш, вместо звука р. дети произносят л или совсем упускают его. У некоторых детей недостаточна звуковая культура языка: нет отчетливой дикции, умения регулировать силу своего голоса, интонацию, выразительность, умения управлять дыханием. Устранению перечисленных недостатков в речи детей способствуют дидактические игры «Оркестр», «Ку-ка-ре-ку», «Эхо» и другие, взятые из младшей группы. С целью развития отчетливой дикции используются игры со скороговорками, подвижные игры с диалогами, народные шутки, построенные на вопросительной и утвердительной интонации.Для детей старшего дошкольного возраста игровое действие игры «Чудесный мешочек» заключается в том, что ведущий выбирает на ощупь фрукт или овощ и, не называя, рассказывает о его признаках. А принимающие участие в игре дети должны отгадать, что это за предмет.Задача — закрепление характерных признаков овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильное их название.Игра «Вершки и корешки» направлена на уточнение знаний об овощах и хлебных злаках. Детям раздается ботва разных корнеплодов (морковь, репа, свекла, редис и другие), а в корзине лежат овощи без ботвы. Вынимая овощ из корзины, учитель говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва от этого овоща, показывают ее. Кто правильно отгадает, тот получает овощ к ботве. Игра может быть проведена и по картинкам. Выигрывает тот, кто не ошибается в названии ботвы.Игра «Кем что выращено» направлена на уточнение знаний об овощах, фруктах, домашних животных и труде людей.Учитель или ведущий раздает детям карточки с картинками, на которых изображены разные предметы: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, машины, используемые людьми для сельскохозяйственных работ. Играющие рассматривают картинки. Затем все картинки кладутся стопкой — вниз изображением.Правила игры: дети поочередно открывают картинку, показывают ее играющим, называют, что изображено, и рассказывают, что и где выращено. Правильно ответивший получает фишку или значок. При ответе учитывается правильность построения предложения. Если ответ неправильный, картинки кладутся вниз. Второй ребенок, уточняющий ответ, тоже получает фишку.После того, как все картинки открыты, дети собирают их по назначению: Витя собирает все, что относится к труду в селе, Нина — что сделано на заводе, фабрике, Саша — все, что растет в лесу.В дидактических играх типа «Что из чего и как сделано» дети уточняют, что можно сделать из дерева, из хлопка и других материалов. Ценность этих игр зависит от умелого подбора картинок и интересного игрового действия, которое вызвало бы интерес не только к игре, но и также больше узнать нового. В игре «Кто куда» на маленьких картинках изображены различные животные, необходимо разложить по коробкам картинки с изображением домашних животных, насекомых и диких животных, назвать их и рассказать, где и как они живут, как за ними ухаживать. Или разложить по коробкам картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, назвать их и рассказать о них все, что знаешь, или загадать загадку.Можно загадать загадки «Круглая да гладкая, откусишь — сладкая, засела крепко на грядке... (репка). В зеленом домике живет много беленьких жильцов (огурец). Голодная мычит — сытая жует. Всем ребятам пить дает (корова). Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это... (дятел)».Или закрепить в дидактической игре «Растет, цветет и зреет» знание о растениях луга, поля и леса.
Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям предшкольного возраста
В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.В дидактических играх дети могут сравнивать смежные; числа в пределах 10, знать, как из неравенства можно сделать равенство (8 больше 7, но если к 7 добавить 1, то будет по 8 — поровну; 7 меньше 8, здесь не хватает 1, если от 8 отнять 1, то будет в обеих группах по 7 — поровну), правильно отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», делить предмет на 2 и 4 части (например, разделить яблоко на 2 части, затем на 4), сравнивать части, на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а части меньше целого; измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки и на глаз; определять длину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева и т. д.; различать овал и круг; уметь видеть форму предметов (мяч, арбуз — имеют форму шара; тарелка, блюдце — форму круга и т. д.); видоизменять геометрические фигуры (составить из нескольких треугольников четырехугольник, из частей круга полный круг); определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня стол, впереди меня сидит Андрюша), в помещении, на листе бумаги; последовательно называть дни недели (какой день был вчера, какой будет завтра); приучать укладываться на занятии в отведенное время; знать последовательность времен года; постоянно знакомиться с названием текущего месяца.Усвоению устного счета способствует игра «Арифметическое лото». Игра представляет собой большие карты, в клетках которых изображены сумма и слагаемые; на маленьких карточках такое же число, только на обороте маленькой карты нарисована часть какого-нибудь зверя. Ведущий называет слагаемые, дети решают и получают ответ. Ведущий спрашивает: «У кого есть такое число?» Ребенок, имеющий на карте заданное число, заявляет об этом и получает маленькую карточку, которой накрывает клеточку в большой карте. При правильном решении арифметического действия из маленьких карточек, на которых нарисованы части животного, получается целое животное.Задача закрепления количественного счета успешно разрешается в играх «Настойчивость», «Кто больше», «Поймай мяч». Эти игры очень увлекают детей.Содержание игры «Настойчивость» состоит в том, что ребенок, держа в руках небольшую коробочку с автобусами внутри ее и накрытую сверху стеклом, легким встряхиванием рук стремится перекатить автобусы под крышу депо согласно указанным номерам на автобусах и на отделениях депо. Помимо решения задачи счета в игре воспитывается внимание и сосредоточенность.В играх «Угадай, сколько в другой руке» и «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число четыре на составные части: два и три, три и один, упражняются в составлении числа из двух меньших чисел. Ребенок, имеющий четыре кубика, два оставляет открытыми в одной руке, а два других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в другой руке?» Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа.Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел числа с детьми можно провести в одном из вариантов дидактической игры «Что изменилось?». Игра проводится таким образом. Перед детьми кладется карточка с числом четыре. Вокруг этой карточки из кубиков или других мелких предметов раскладываются варианты состава числа четыре (один и три, два и два, три и один). Ведущий убирает один из этих вариантов (после того как дети их хорошо запомнят).Отгадавший должен назвать вариант из состава числа четыре, который убрали. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Найди свой дом».Количественный, порядковый счет и цвет дети закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по четыре фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Выигрывает тот, кто первый приведет все свои фишки на четыре первых кружка, т. е. центральную дорожку своего цвета.Аналогичны ей такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько». Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре «Найди соседей».Умение продолжать счет — количественный (один, два, три и т. д.) и порядковый (первый, второй, третий) — можно в игре «Считай дальше». Учитель бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, не успевший ответить, платит фант.Зная детей и программные задачи, которые надо решать на определенном отрезке времени, учитель может проводить дидактические игры с постепенным усложнением задач. Так, например, в игре «Найди пару», или еще ее называют «Воротца», структура игры такова: дидактическая задача - закрепление порядкового счета до 10, воспитание внимания, сообразительности, дисциплинированности.Игровое действие — взять себе в пару участника игры и пробежать с ним в воротца. Правила игры — брать себе в пару можно только того ребенка, с которым у них в общей сложности получится десять.Дети бегают по групповой комнате и по сигналу воспитателя или ведущего объединяются в пары и пробегают в воротца. Когда весь ход игры хорошо детьми усвоен, можно усложнить дидактическую задачу. Кружочки, которые прикреплены у каждого ребенка на картонке, сделать разного цвета или в разных геометрических фигурах. Например, пять кружков могут быть нарисованы в овале, в квадрате, в треугольнике и т. д. Ребенок должен взять себе в пару, если у него пять кружков, нарисованных в овале красного цвета, ребенка с картонкой, где нарисованы пять кружков тоже в овале и такого же цвета. Такое постепенное усложнение дидактической задачи поддерживает интерес к игре, заставляет детей думать, делать выводы и решать более сложную умственную задачу.Так могут быть проведены многие дидактические игры, взятые из рекомендованных и для детей старшего дошкольного возраста.      Классификация игр используемые в группе предшкольной подготовки
 
Классы игр Виды игр Подвиды игр
Игры, возникающие по инициативе ребёнка Игры-экспериментирования 1. Игры с природными объектами
2. Игры со специальными игрушками для исследования
3. Игры с животными
Сюжетные самодеятельные 1.Сюжетно-отобразительные
2. Сюжетно-ролевые
3. Режиссерские
4. Театрализованные
Игры
по
инициативе взрослого Обучающие 1.Сюжетно-дидактические
2. Подвижные
3. Музыкально-дидактические
4. Учебные
Досуговые1. Интеллектуальные
2. Игры-забавы, развлечения
3. Театрализованные
4. Празднично-карнавальные
5. Компьютерные
Игры
народные Обрядовые 1. Семейные
2.Сезонные
3. Культовые
Тренинговые1. Интеллектуальные
2. Сенсорномоторные3. Адаптивные
Досуговые1. Игрища
2. Тихие игры
3. Игры-забавы
 
 
Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти
"Времена года"Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь. Для этого из журналов или книг следует вырезать картинки, изображающие разные времена года, и наклеить их на одну сторону картонной папки. С другой стороны на папку можно наклеить листы бархатной бумаги, чтобы картинки не скользили. Также следует вырезать небольшие картинки со снегом, дождем, грибами, солнцем, листьями, цветами, птенчиками в гнезде и т. д. В начале игры можно класть подходящие маленькие картинки на большие, объясняя при этом ребенку, почему они будут лежать именно там. Со временем усложните задание положите несколько неподходящих картинок и предложите ребенку найти ошибки.
"Ярмарка"Эта игра развивает воображение, мышление, память, быстроту реакции и подходит для детей в возрасте от 3 до 6 лет.В качестве инвентаря можно использовать любые предметы разных цветов.Перед началом игры дети должны встать в круг. Они будут продавцами. При этом малыши должны держать за спиной в руках разнообразные предметы.В центр круга заходит покупатель. Он кружится, вытянув вперед руку, как стрелку, а остальные дети поют:Ваня, Ваня, покружись, Всем ребятам покажись, И какой товар милей,Укажи нам поскорей!С топ!После этого покупаrель останавливается и начинает разговор с продавцом, на которого указала его рука. Например, покупатель говорит, что хочет фрукт. Продавец должен предложить ему фрукт, схожий по цвету с игрушкой за его спиной. Например, предлагает клубнику, если у него за спиной красная игрушка.В следующем туре покупателем становится продавец.
"Светофор"В качестве инвентаря для игры понадобятся красные и зеленые кружки бумаги (по количеству участников).В процессе занятия взрослый должен произносить утверждения, а игроки - думать,верные они или нет. Если понятие правильное (например, зимой идет снег), то ребенок поднимает зеленую карточку, а если неправильное, то красную.Сложность понятий должна зависеть от возраста и знаний детей.
"Радуга"В этой игре могут принимать участие не менее 7 человек. Она развивает внимательность, память, быстроту реакции и сообразительность.В начале игры среди участников должен быть выбран ведущий. Игроки садятся в круг и складывают перед собой рукилодочкой. Ведущий заходит в круг и кладет в ладони некоторых детей шарики разных цветов. После этого он произносит: Радуга, появись! Радуга, покажись! Задачей участников является встать по порядку.После этого первый в ряду показывает свой шарик (красный) и спрашивает, есть ли у кого-нибудь еще такой же цвет. Остальные называют различные предметы этого цвета (например, названия цветов и т. д.). Если кто-то втечение нескольких секунд не сможет назвать предмет нужного цвета, он считается проигравшим и выбывает из игры.Детям, которые умеют считать, можно перед началом игры предложить посчитать количество тех или иных названных предметов.После игры можно обсудить с ребенком, почему предметов одного цвета встречается много, а другого - мало.Так же в качестве продолжения игры можно предложить детям нарисовать радугу.
"Топ - хлоп"Эта игра хорошо развивает память и внимание.В процессе ведущий (взрослый) должен называть те или иные понятия и предложения (например, "Ворона - это перелетная птица!"), а дети - определять, правильные они или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать. Если ведущий произнес правильное предложение - хлопать.
"Найди цвет"Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.
"Сложи картинку"Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: картинки со схематическими изображениями различных знакомых малышам предметов (корабля, дома, животных, снеговика и т. Д,). Также следует вырезать из плотной цветной бумаги или картона геометрические фигуры (квадраты, трапеции, круги, прямоугольники и др.).В процессе занятия следует показывать ребенку схематические картинки и спрашивать его, из каких частей состоят те или иные предметы. Также можно предложить малышу посчитать количество частей и определить, какой они формы. Далее ребенок может найти похожие геометрические формы и составить из них похожие фигуры.
"Найди домик"Данная игра хорошо влияет на развитие внимания.Д ля занятия понадобится рисунок с животными или птицами и с таким же количеством домиков. В процессе игры следует соединить волнистыми перекрещивающимися линиями животных и домики и предложить ребенку найти дорогу к каждому домику. Можно дать малышу карандаш.
"Ищем клад"Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.В начале игры вместе с малышом следуeт нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. Д. При этом следует объяснить ребенку, что план - это вид сверху.После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения "клада" следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.
"Давай придумывать"Данная игра развивает речь и абстрактное, мышление и предназначена для детей от З лет.Перед началом занятия следуетподготовить необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов определенной формы (например, яйца или яблока), а также набор разнообразных предметов (коробочки, кольца, цилиндры и т. д.). Следует подбирать инвентарь так, чтобы предметы совпадали по форме с нарисованными на карточках объектами .Ребенок должен сесть за стол, на котором лежит набор предметов. Взрослый садится напротив, и показывает ему по очереди карточки, а после этого спрашивает, какой предмет на карточке похож на тот или иной предмет, лежащий перед ним.Дети от 5 лет могут играть самостоятельно.
"Чем пахнет?"Перед началом игры следует подготовить и рассмотреть вместе с ребенком разичные предметы, например лимон, обувной крем, чеснок, духи, мыло и т. д. Затем нужно дать ребенку понюхать каждый предмет и спросить, какие у них запахи (кислый или сладкий, приятный или нет, съедобный или несъедобный). После.того можно завязать ребенку глаза и предложить ему определить предметы по запаху.
Игры для подготовки к чтению
"Предлоги"Перед тем как приступить к игре, необходимо подготовить инвентарь: расчертить картонную одноразовую тарелку на несколько секторов и в каждом из них написать предлоги (на, под, в, из, с, над и т.д.).После этого на тарелку следует бросать шарик (как при игре в рулетку) и составлять вместе с ребенком предложения с выпавшими предлогами.
"Игра с картинками"Данное упражнение прекрасно развивает внимание. Также при регулярных занятиях ребенок постепенно разучивает буквы.Для занятия надо взять старые журналы или книги, выделить какую-нибудь букву и попросить малыша подчеркнуть ее во всем тексте. После того как ребенок выполнит задание, надо проверить его ошибки и поставить ему оценку. Для достижения наилучшего результата желательно проводить занятия ежедневно.Рекомендуется постепенно усложнять задания, например одну букву обвести, а друryю подчеркнуть. Со временем ребенок должен находить сочетания букв и слоги, а после этого слова, начиная с простых (он, дом и т. д.)."Бросаемся слогами"В занятии могут принимать участие 2 или несколько человек.В процессе игры взрослый должен называть слог, а ребенок (или дети) - добавлять лять к нему еще один, чтобы получилось слово. При этом надо следить за соблюде- нием правил орфографии и обращать внимание ребенка на совершаемые ошибки. Например:-До!- ска! (-рога; -ма)-Ко!- за! (-шка, -cа, -мар)-Ла!-па! (-вка, -мпа)
"Добавь букву"в начале игры один из участников должен назвать любую букву, а другой - присоединить к ней спереди или сзади еще одну, составляя таким образом буквосочетание и загадывая слово, где таковое имеется. Буквосочетание надо удлинять путем присоединения новых букв. Победителем считается тот, кто назовет целое слово.
"Запрещенная буква"Игра предназначена для детей старше 5 лет.В начале занятия надо придумать «запрещенную букву» и по считалке выбрать водящего, который должен задавать всем участникам простые вопросы (например, Сколько тебе лет?). Участники должны отвечать сразу же, не используя при этом «запрещенную букву». Ребенок, который ошибся или эамешкался, меняется местами с водящим."Скрытая подсказка"Перед началом игры среди участников надо выбрать водящего. Он должен выйти из номнаты на некоторое время, а участники в его отсутствие - загадать любое слово (существительное в единственном числе, состоящее из 4-5 букв).Водящий, пользуясь подсказками игроков, должен отгадать слово. Подсказки не могут быть прямыми. В том случае, если водящий просит подсказать какую-нибудь букву, участнини называют по очереди слова, в которых эта буква есть. Водящий, в свою очередь, должен догадаться, какая именно буква встречается в этих словах. Таким же образом отгадываются и другие буквы.Если водящий отгадает слово, он имеет право назначить нового водящего. Если он был невнимателен и не отгадал слово, то он остается на своем месте в следующем туре.
"Кто с какими буквами дружит?"В данной игре могут принимать участие дети от 5 лет. Она очень познавательна и направлена на развитие речи и запоминание букв. Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: карточки с изображением разных животных (по числу участников) и карточки с буквами.Взрослый должен вытягивать карточку с буквой и объяснять связь между ней и карточкой с изображением животного. Например: "Моя собачка дружит с буквой Х, потому что у нее есть хвост" и т. д.Победителем считается ,тот участник, который сможет без запинок ответить, почему его животное дружит с той или иной буквой.
"Кто здесь живет?"Для этой игры понадобятся картонный домик с окошками (можно сделать из коробки) и карточки с буквами.В процессе игры следует вставлять в окошки карточки с буквами и спрашивать малыша, кто живет в домике. Он, в свою очередь, должен называть животных на выбранную букву.
"Подарки"Суть игры заключается в постоянном диалоге, развивающем внимание.В начале занятия необходимо выбрать среди участников водящего. Игроки должны спросить у него, не собирается ли он в какие-нибудь города. Водящий отвечает, что собирается, и спрашивает, нет ли для него каких-нибудь поручений? Все участники дают ему то или иное поручение,например съездить в какой-либо город и,привеэти посылку. Названия городов должны начинаться на разные буквы. После этого водящий выходит из комнаты и придумывает посылки, которые должны начинаться с той же буквы, с которой начинается названный город. Через некоторое время водящий возвращается в комнату и раздает подарки (например, из Москвы - мешок, из Орла- ошейник).Чем смешнее будут подарки, тем лучше. Водящий не должен ошибаться во время передачи посылок. Если это произойдет, он должен будет снова выслушать поручения и отправиться "в путешествие".
"Слова"У данной игры есть 3 варианта.Вариант 1. Суть игры заключается в том, чтобы предложить ребенку найти в журнале с картинками те слова, в которых встречается загаданный звук.Вариант 2. Следует загадать букву и предложить ребенку найти как можно больше предметов, которые начинались бы с нее.Вариант з. Нужно открыть журнал на определенной картинке и давать ребенку подсказки, относящиеся к тому или иному предмету (например, «В этом слове только один слог», «В слове две буквы А»).
"Цепочка"На листе бумаги следует написать несколько согласных букв и предложить участникам игры вспомнить слова, в которых бы присутствовали все эти буквы. В процессе игры можно добавлять другие согласные. Победителем считается тот, кто придумает или вспомнит больше слов.
"Путешествие"Существует 2 варианта этой игры.Вариант 1. Суть игры заключается в том, что участники собираются в путешествие и берут с собой предметы, названия которых начинаются на загаданную букву. В процессе игры можно занимать предметами на разные буквы несколько палуб корабля.Вариант 2. Для игры потребуется инвентарь - несколько комплектов карточек с буквами (по количеству участников) и нарисованный паровоз (или другой вид транспорта).Каждый участник должен заполнить свои места в вагоне необходимыми вещами. Для этого он называет предметы, названия которых начинаются на определенную букву, и кладет в вагон поезда карточку с этой буквой.
"Магазин"Для данной игры потребуется инвентарь - настольное лото с картинками и карточки со слогами или буквами. Также можно вырезать интересные картинки из журналов.Карточки с буквами следует поместить в сумку или мешочек.Количество участников не ограничено. Все игроки садятся за стол, кладут перед собой картинки и по очереди достают из сумки или мешочка карточки. После этого каждый участник должен найти на столе подходящую картинку с предметом, название которого начинается с буквы или слога, изображенных на карточке.Победителем считаетсяучастник, который соберет наибольшее количество "покупок"- карточек с рисунками.
"Самодельная азбука"С помощью этого интересного занятия можно обучить ребенка буквам.Для игры потребуется инвентарь - папка, альбом или толстая тетрадь с плотными листами и разнообразные журналы. На каждом листе следует нарисовать буквы в алфавитном порядке. Из журналов надо вырезать интересные картинки с изображениями животных, растений, машин, домов и разнообразных знакомых малышу предметов. Вместе с ребенком следует наклеивать на листы с буквами картинки с изображением предмета, название которого начинается на данную букву. Под картинками следует делать надписи. Через некоторое время, когда ребенок познакомится со всеми буквами, можно усложнить задачу и предложить ему вырезать картинки с определенными слогами.
Дидактические игры по математике
Составление геометрических фигур
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
Составить 3 равных квадрата из10 палочек
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Цепочка примеров
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия
Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.
Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
Только одно свойство
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Назови число
Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)
Сложи квадрат
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).Задания к игре:
Разложить кусочки квадратов по цвету
По номерам
Сложить из кусочков целый квадрат
Придумать новые квадратики.
Рис. 4

Рис. 5 Рис. 1
Рис. 2