Конспект открытого классного часа в 7 кл на тему: «Тепло семейного очага»


ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат»
Конспект
открытого классного часа
в 7 кл на тему:
«Тепло семейного очага»
Подготовила и провела: Ничкова Л. В.
классный руководитель
Согласовано: Прокопьева О. В.
завуч по ВР
2016 г.
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Тепло семейного очага»
Дата проведения: 11. 05. 2016 г.
Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.
А. МонтерланПояснительная записка
Жить в семье огромное и великое счастье. Многие порой и не понимают, что они самые счастливые дети, у которых большая и дружная семья. Мама, папа, дедушки, бабушки, сестрёнки, братишки.
Именно в семье впервые приобретают представление о жизни, о справедливости, о нравственности, о любви. Родительский дом - это место, где их любят, заботятся, прощают, делят радости и печали. 
В семье зарождаются такие понятия, как забота друг о друге, доброта, ответственность, порядочность, семейные традиции. Недаром есть такая пословица – «Дом – крепость моя». Каждый знает, что за стенами крепости должен быть мир, покой и любовь…
А как же построить такой дом, где не унывают, не падают духом, радуются жизни и всегда поддерживают огнь в очаге? Порой и взрослые не могут ответить на этот вопрос. Конфликты, споры, раздоры….. А как этого избежать? Как сохранить семью-главное богатство жизни? Как прожить, чтобы семейный очаг уберечь от «ветра». 
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливо детство.
Очень важно еще с раннего детства прививать ребенку правильное представление о семье, о домашнем очаге. Проведение классного часа на эту тему поможет воспитанникам сформировать правильный идеал семейных отношений.
Актуальность данной темы обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения воспитанников среднего и старшего звена к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость классного часа определяется попыткой достучаться до сознания каждого воспитанника, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Цель:
Акцентировать внимание на проблеме становления и сохранения семьи.
Задачи:
Образовательные: 
- дать понятия «семья», «семейные ценности»;
- формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития;
- показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что между ними нет взаимопонимания — дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей;  
- способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;
- возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;
- формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
- знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа;
- содействовать повышению интереса воспитанников к истории своей семьи и семейным традициям;
- показать важную роль в семье традиций и ценностей;
- продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Развивающие: 
- акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;
- развить интерес к родословной своей семьи;
- развивать способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций;
- развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- развивать кругозор путём изучения жизненного пути старших членов семьи;
- формировать  умение анализировать ситуации, происходящие в семье;
- познакомить учащихся с традициями и устоями русской семьи;
- через эмоциональное восприятие дать воспитанникам знания о семейных традициях и ценностях;
- развивать творческие способности, учить их проявлять свою любовь, заботу, гостеприимство;
- развивать речь, умение рассуждать.
Воспитательные: 
- формировать позитивное отношение к своей семье;
- воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;
- воспитание уважения к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
- формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- воспитание чувства ответственности перед семьей и правильного взаимоотношения между членами семьи;
- формирование уважительного восприятия своего дома, семьи;
- способствовать сближению родителей и детей;
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- воспитание чувства любви к близким людям, уважения к старшим, стремления помогать им во всем;
- воспитывать уважение, любовь к старшему поколению, показать сильную связь поколений;
- воспитание ценностного отношения к семье;
- формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни;
- формирование культуры общения детей и родителей, укрепление толерантности и солидарности в семьях воспитанников;
- воспитание ответственности за порученное дело, чувства коллективизма в процессе подготовки к празднику.
Методы и приёмы:
- рассказ кл руководителя;
- прослушивание и просмотр аудио и видеозаписей;
- просмотр слайдов презентации;
- чтение стихов воспитанниками.
Предшествующая работа:
- «Визитная карточка» (рассказ о семье, ее традициях и увлечениях);  
- оформление газеты с фотографиями, традициями, обычаями;
- выставка рисунков «Моя семья».
Тип занятия: 
- беседа;
- конкурс.
Оборудование: 
- половицы о семье;
- музыкальные произведения;
- компьютер, проектор
- плакаты «Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции»; «Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства»; «Семья – это та первичная среда, где человек учится творить добро» В. А. Сухомлинский; «Кто почитает родителей, того и дети будут почитать» Чувашская пословица; «Когда семья вместе, так и душа на месте»; «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример тому».
Основные понятия:
Конфликт - противоборство, столкновения, серьезное разногласие.
Эмоции - волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. Имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие Дом?
2. Как сохранить тепло Дома?
3. Какая семья считается счастливой?
4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Предполагаемый результат:
Вызвать эмоциональный отклик, желание и стремление быть хорошим семьянином во взрослой жизни. Включить в работу на занятии наибольшее количество воспитанников.
Ход занятия
СЛАЙД 1 – анимация Солнышко
Учитель
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
- Я хочу подарить всем присутствующим вот это ласково улыбающееся солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ. А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам. Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего классного часа.
ПЛАКАТЫ НА ДОСКЕ
Учитель
- Обратите внимание на доску и прочитайте высказывания известных писателей:
Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям. Л. Н. Толстой
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". Л. Н. Толстой
Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека. А. С. Макаренко
Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся.А. Монтерлан, французский писатель
- Какие, по-вашему, слова будут ключевыми, главными? (Ответы детей Семья, Добро, Счастье, Дом, Домашний очаг)
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО Семья
Учитель
- Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о его происхождении, о том, как появилось слово «семья»?
СЛАЙД 2 – Адам и Ева; вылетают буквы Я
Учитель
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
СЛАЙД 3 – слова Д. Сантаяна; народ мудр; Ромашка; Мир, Любовь, Согласие; Понимание, Прощение, ТерпениеУчитель
- Американский философ и писатель испанского происхождения Джордж Сантаяна сказал: «Семья - один из шедевров природы», а народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт»
- Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. Я вас просила подумать и дать определение понятию «семья». Ваши ответы я поместила на лепестках ромашки. Вот, что вы написали. (Ответы детей Семья – это где тебя любят; души огонёк; близкие люди; вера, надежда и любовь; любящие люди, поддерживающие в трудную минуту; где дарят тепло и заботу, ничего не требуя взамен; источник доброты и тепла; место, куда хочется приходить; где тебя всегда простят и поймут; крепость, забота, терпение; обеспеченная старость; продолжение всего, что есть лучшего в нас; где спокойно и хорошо; совместные праздники; беседы за кружкой чая.)
Учитель
- Составляя ромашку с вашими высказываниями, я вспомнила одну легенду.    «В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем что то – «понимание, прощение, терпение», – пока не написал каждое слово сто раз. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И всё?» «Да», - ответил старик, «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи» - и, подумав, добавил: «И мира тоже». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Учитель
- Как вы думаете, неужели старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших вазу? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.
- Очень хочется, чтобы в каждой семье главным было понимание.
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО Очаг
Учитель
- Ещё одно слово всегда на слуху.
СЛАЙД 4 – Первобытная община; очаг; огонь
- Хочу вернуть сейчас всех на много лет назад, когда жил первобытный человек.
Воспитанник
Это было давным-давно,
В позабытые предками годы.
Когда жили еще племенами
И везде были чистыми воды.
Там в долине прекрасной,
Что ее не окинешь и взором,
Жило племя людей,
А кругом были яркие горы.
Цепь лесистых бугров и зеленых лугов
Дополняли красоты долины.
На охоту изо дня в день
Уходили в горы мужчины
Родной их очаг – уют и тепло –
Не гаснул ни ночью, ни днем.
В любое ненастье манил он к себе
Ярким красным огнем.
Мужчины, спускаясь в долину с гор,
Видя родной очаг,
Знали, что дома все хорошо,
И прибавляли шаг.
Спокойно и мирно тянулись года,
Но за солнечным днем приходит ненастье.
И вот неожиданная беда
Унесла у людей счастье.
Горе застало племя врасплох:
В горах на охоте были мужчины –
Разрушили варвары вся и все.
Потух их очаг родимый.
Ничто не светит мужчинам вдали –
И стала их поступь тяжелой,
Тревогой сердца их были полны,
Никто не обмолвился словом.
О, где ты, огонь очага?!
Багровый ночью, синеватый при свете дня,
Отец, страж и спаситель
Даже в самые тяжкие времена.
И вдруг, о, чудо! Слабый огонь
Из уголька возгорается.
Одной из женщин он был сохранен, –
Значит, счастье в дом возвращается.
И снова дышит родной очаг.
Звонко смеются дети.
А вот малыш сделал первый шаг –
Как жить прекрасно на свете!
Храните, люди, семейный очаг,
В нем сила ваша и крепость –
Это было, это есть и сейчас,
И это так будет вечность.
Учитель
- Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья.
В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» стало обозначать семью, дом.
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО Счастье
Учитель
- Одним из ключевых слов из высказываний известных писателей вы назвали слово «Счастье».
СЛАЙД 5 – Избы; Счастье
Послушайте притчу.
Воспитанник
В одном селении жили-поживали три молодые семьи. Как-то в селение забрело счастье, оно объявило, что поселится в той семье, чей дом будет наполнен светом и теплом. Первая семья наполнила свой дом серебром. В доме стало светло, но лунный свет серебра не согревал жилище. Вторая семья всё в доме устлала золотом. Хоть в доме и стало немного светлее, но тепла как не было, так и нет. И только третья, самая находчивая семья, зажгла в своём очаге огонь, отчего жилище озарилось ярким светом и наполнилось теплом. И счастье, конечно же, навечно поселилось в доме, чтобы встретить вместе с хозяевами новорождённых детей, дни рождения домочадцев, годовщину свадьбы, как минимум золотой свадьбы. 
Учитель
- У каждого из нас свое представление о счастье. Понятие счастье бесконечно разнообразно. 
Счастье - одна из общечеловеческих ценностей. И вот как вы написали, что значит счастье для каждого из вас. (Ответы детей Счастье – это когда вся семья вместе; жить и находиться рядом с дорогими людьми; иметь собаку; тепло маминых рук; запах маминых пирожков; домашний уют; когда утром тебя будят лучи яркого солнца; когда никто не болеет; когда мама рядом; когда получишь пятёрку; когда рядом те, кого ты очень любишь; когда приходишь домой и видишь любимые глаза) Учитель
- Счастье у каждого свое, но оно приносит человеку столько тепла и радости, что хочется петь и всегда улыбаться. Умение быть счастливым - это тоже человеческий дар. 
Любите и цените счастье! 
Оно рождается в семье. 
Что может быть его дороже 
На этой сказочной земле!
СЛАЙД 6 - Пеликан
Учитель
- Кто знает, что это за птица? (Ответ детей Пеликан)
- Что вы о нём можете рассказать? (Ответы детей)
- Пеликан – персонаж многих сказок и легенд.
У мусульман он считается священной птицей – по преданию носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке.
В европейской геральдике пеликан, «кормящий детей своих», представляет символ благородства, самоотверженной родительской любви и милосердия: считалось, что он, жертвуя собой, своей жизнью, разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов своим мясом и собственной кровью.
Во многих городах нашей страны и за рубежом есть памятники, посвящённые этой птице. Вот, например, памятник в Мельборне – пеликан, кормящий своих птенцов, является символом Тевтонского ордена. У нас изображение пеликана кормящего своих птенцов в виде рельефов помещено на франтоны учебных корпусов педагогического университета в Санкт-Петербурге. Использование такого сюжета в оформлении зданий не случайно. В домах на Мойке № 48, 50 и 52, построенных во второй половине XVIII и начале XIX века и занимаемых ныне институтом, длительное время размещались сиротский дом, женский сиротский институт и воспитательный дом. В них жили, обучались и воспитывались дети-сироты. И каждый педагог и тогда и сейчас старается отдать своим воспитанникам всё, что имеет – знания, умения, опыт, любовь, тепло. И вот уже на протяжении многих лет пеликан является символом ежегодного педагогического конкурса «Учитель года».
- Пронесите этот символ через всю свою жизнь и у вас в будущем будут крепкие семьи, и вы будете прекрасными родителями, за что ваши дети будут вам благодарны.
Учитель
- Отгадайте загадку. От начала улицы каждый имеет свой номер. (Ответ детей Дом)
СЛАЙД 7 – Дом …
- Дом – слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы. Здесь живет наша семья.
- Подберите к слову «дом» синонимы, а я вам помогу:
в белорусской или украинской деревне                  (хата)
перевозное жилище у кочевых народов?                (кибитка)
дом кавказских горцев, сложенный из камня?       (Сакля)
постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, где рай с милым.         (Шалаш)
название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами.            (Квартира)
- Есть ещё иглу, яранга, изба, чум, сакля, юрта, вигвам.
Учитель
- Наш класс можно назвать семьёй? (Ответы детей)
- Сколько «Я» живёт в нашей семье? (Ответ детей 9)
- Давайте и мы построим для нашей семьи общий дом. Строительным материалом будут слова. Выберите те слова, которые говорят о том, что в нашем доме будет хорошо: тепло, забота, уважение, помощь, понимание, доброта, любовь, радость, уют, счастье, дружба, верность, мир, равнодушие, эгоизм, зло, жадность, лень, ненависть, вражда.Воспитанник
Построили мы дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме этом все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья,
Мы в стены дома заложили.
Воспитанник
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Учитель
- О каком тепле идёт речь в стихотворении? (Ответы детей О любви, понимании и т. д.)
Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Воспитанник
Разговор с дочкой
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! –
И тащит одеяло.
СЛАЙД 8 – фотографии мам
Учитель
- Душой любой семьи всегда является мама. Материнская любовь греет нас всегда, потому что самое дорогое для матери – дети.
Воспитанник
Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
Воспитанник
Было утром тихо  в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
-Что ты спрятала в ладони?
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
Учитель
- Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь? (Ответы детей Помнить из чего строили дом)
Учитель
-  Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.
СЛАЙД 9 – Свод правил
- Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями? Я заранее просила ответить вас на этот вопрос и из ваших ответов получился Свод правил благополучной семьи (Ответы детей Проявлять послушание; быть их сторонниками; не огорчать их; ободрять их в период трудностей; проявлять человечность и участие ко всем членам семьи; оказывать необходимую помощь по дому; поддерживать их во всех начинаниях; выражать признательность и благодарность; проявлять понимание в принятии родителями определенных решений; обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели; ставить их в известность о том, где вы и с кем)
Учитель
-  Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи. Хлопните в ладоши, если не согласны с правилом:
родители контролируют школьные дела детей;
каждый член семьи имеет свои обязанности;
родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы;
дети имеют право без ограничений смотреть телевизор;
при подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие;
родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время;
старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Учитель
- Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам.
СЛАЙД 9 – Советы Владимира Мономаха
Учитель
- Хочу познакомить вас с прекраснейшими по своей нравственной красоте советами Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:
старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Воспитанник
Притча «Пятьдесят лет вежливости». Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Учитель
- Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Не зря ведь гласит народная пословица: « Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому».
Учитель
- А сейчас я хочу обратиться к младшим представителям семей.
Кто на свете для ребенка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях?
(Бабушка) Кто в очках сидит с газетой,
Все читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает,
А политиков ругает?
(Дедушка) В гараже кто пропадает,
Меры времени не знает?
Говорит: «Приду сейчас!» -
Ждем его четвертый час!
Кто зарплату в дом приносит?
Мусор раз в году выносит?
(Папа)
Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьет?
Кто рукой в окно помашет?
Кто от радости поет?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.
(Мама)
У кого друзья повсюду,
Телевизор тоже друг?
Кто не любит мыть посуду,
Чистить вредный едкий лук?
Кто, на улице гуляя,
Счет минутам не ведет?
Кто, параграфа не зная,
Смело на урок идет?
(Сын) У кого всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Маме кто всегда поможет?
Кто белье в комоде сложит?
Кто польет в горшках цветы?
С телефоном кто на «ты»?
(Дочь)
Учитель
- Не секрет, что семейные узы – самые крепкие, самые постоянные, самые надежные. Брат – это самый лучший друг, а сестра – самая верная подруга. Их тепло, поддержка, совет, помощь будут сопровождать каждого из вас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны.
- Так что же такое семья?
Воспитанник Воспитанники
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
Учитель Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку, и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
 
Семья - это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены, родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем!
 
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
Учитель
- А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Сценка
Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.
Мама
Доченька! Доченька!Сделай одолжение!Покорми братикаСливочным печеньем!
Папа
Доченька! Милая!Убери в квартире!На твоём столе давноГоры мусора и пыли!
Бабушка
Внученька, родная!Едем мы на дачу.Без тебя на дачеНаш котёнок плачет. Дочка
Надоело, мама, мне братом заниматься,На качелях я хочу в парке покататься!
Дочка
Если очень нужно вам – уберите сами!Три часа уже решаю трудное заданье!
Внучка
Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.
Все вместе Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?
Учитель
- А вот ещё одна семья.
Сценка
Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шахматы, девочки играют в куклы.
Оля (подруге): Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, хоть бы ужин приготовила.
Аня: А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?
Оля: Не знаю. Мы так никогда не делаем.
Аня: А давай попробуем.
Оля: Давай! (Девочки идут на кухню.)
Аня: Где у вас картошка?
Оля: Вот. А еще у нас огурец есть. (Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходят папа и сын)Отец: Что это у вас здесь за шум?
Оля: Готовим маме сюрприз.
Сын: Какой?
Оля: Ужин.
Сын: Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не умею чистить.
Аня: Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.
Отец: Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник.
(Все работают. Раздается звонок в дверь. Входит мама. Удивленно глядит вокруг себя, роняет сумки, хватается за сердце. Все суетятся.)Сын: Ну, вот вам и сюрприз! И зачем только мы всё это затеяли? Как было раньше хорошо: мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что?
Отец: А к сюрпризам-то надо готовить постепенно.
Сын: Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!
Оля: Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.
Все: Ведь мы тебя очень любим!
Мама: Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили мне помочь.
Учитель
- Почему домашние успели с сюрпризом до прихода мамы? (Ответы детей Каждый делал свою работу)
СЛАЙД 10 – Домашние обязанности
- У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие? (Ответы детей)
СЛАЙД 11 – Благополучная семья, слова, ромашки
Учитель
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись,
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез —
Лишь мама
Посередине мира
И я, уже уснувший
У мамы на коленях.
- Мне хотелось бы жить в такой семье. А вам? А почему?
- Значит, можно сказать, что эта семья благополучная?
- Выберите слова, которые применимы к этой семье: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье,, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда.- Давайте посадим ромашки вместо тех слов, которые мешают семье быть благополучной.
СЛАЙД 12 - Пословицы
Учитель
- Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее.
- Исправьте ошибку: Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)
Милые бранятся только по пятницам (тешатся)
Яблоко от яблони далеко падает (не далеко)
- А теперь продолжите пословицу. Гость на пороге – счастье в …(доме)
Дом без хозяйки … (сиротка)
В гостях хорошо, … (а дома лучше)
Чем богаты, …(тем и рады)
- Сколько пословиц мы собрали? (Ответ детей 7)
- Число 7 – необычное, это магическое число: 7 цветов радуги; 7 чудес света; 7 нот гаммы;
7 правящих планет.
- А сколько раз Ева сказала слово «Я», отвечая на вопросы Адама? (Ответ детей 7)
И в результате получилась (Ответ детей семья)
Воспитанник
Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!
Пусть будет мама и отец,
Тепло родных вокруг сердец,
Дед, прадед, бабушка и брат,
Сестра – я буду очень рад!
Пусть будет вся семья со мной,
Не нужно жизни мне другой,
Готов я счастье им дарить,
И защищать их, и любить!
Учитель
- Посмотрите, как много хороших слов о семье было сказано сегодня.
- Каким одним словом можно заменить их? (Ответ детей тепло)
- Правильно, тепло семейного  очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных, от понимания друг друга.
- Семья – ячейка общества. Семья – это самые близкие люди, которые окружают нас всю жизнь. Это атмосфера любви, понимания и доброжелательности, дающая толчок к формированию и развитию любого члена общества. Осознавая роль семьи в жизни общества, 15 мая Генеральная Ассамблея ООН объявила Днём семьи.
- Перед вами лежат сердечки. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого бы вы впустили в него, не забудьте про себя.
- Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.
- Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости. Моя семья – какое слово!
В нем много смысла и тепла.
Семья тебя поймет всегда.
Дороже семьи, ничего не бывает.
Бездушные те, кто семью забывает.
Воспитанник
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
 Любят тебя без особых причин:
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож:
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
 Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
 Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные - отчий твой дом
Воспитанник
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья. Л. Куклин                              
Воспитанник
Притча « Тепло семейного очага».
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
Учитель
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
Учитель
- Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
- Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.
- И раз уж мы с вами семья, у нас тоже есть семейный альбом. Я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите и вспомните, какими вы были и какими стали.
СЛАЙД 13 – Семейный альбом.
СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)
2.А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
 4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.)
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.)
11. Как называется фамилия женщины до её замужества? (Девичья.)
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)15. Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ.)
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)