Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря на уроках биологии.


Тема: Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря на уроках биологии.
Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний. В соответствии с этим преподавание биологии в коррекционной школе должно быть направлено на овладение учащимися как умениями, так и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и на овладение системой знаний о живой природе.
Изучение биологии помогает грамотно выстроить ценности будущей личности (здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, создание крепкой здоровой семьи), а также играет важную роль в решении основной задачи школы – обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека. При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.
Знание природных процессов и явлений, различных уровней организации материи, многообразия взаимодействий природных объектов и систем формирует в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира.
Жизненно ли необходимо изучать предмет - биология? Конечно. Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов взаимодействия в системе «Человек - Природа». На биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни. Сохранение жизни на Земле во всем многообразии её систем, выживание и развитие человечества в современных условиях возможны только при условии биологической грамотности всего населения.
Зачем нужна биология как наука? Какую роль она играет в нашей жизни? Почему ее обязательно учат в школе?
Биология – эта наука об устройстве всей живой природы. Знать биологию – это значит знать законы, по которым живут все организмы. Человек – это часть природы, хотя и создал цивилизацию. Все мы вышли из природы и вернемся туда.
Полезно знать раздел биологии – ботанику, которая изучает растения. Ознакомившись с ботаникой, можно различать растения. Можно узнать, какие из них ядовиты, какие полезны, какие и для чего можно использовать. Еще ботанику важно знать, чтобы уметь выращивать растения, заниматься сельским хозяйством, если такое нужно будет делать. Да даже комнатные растения не вырастишь без элементарных знаний ботаники.
Точно так же важно знать зоологию – науку о животных, которые обитают бок о бок с нами, людьми. Важно понимать и ценность диких животных, которые вроде бы никакой пользы человеку не приносят. Но каждое существо в природе поддерживает в ней баланс, при котором могут жить все остальные.
А знать анатомию так вообще обязательно каждому человеку, который уважает себя и свое тело. Анатомия – это наука об устройстве человеческого тела. Знания из этой сферы нужно помнить каждый день, заботясь о своем здоровье и здоровье членов своей семьи.
Отношение ребенка к предмету во многом зависит от способности учителя заинтересовать учеников, умения подать материал на уроке. Учитель должен понимать, что в его руках будущее его учеников, будущее человечества, будущее нашей планеты. Ведь очень важное место в жизни каждого человека занимают биологические знания, биология как наука. Сам человек, его организм представляет собой сложную систему, о функционировании которой просто стыдно не знать! Необходимы так же знания о том, как человек влияет на окружающую среду и она в свою очередь на него. Ресурсы на нашей планеты не безграничны. Значит, чтобы выжить в современном обществе и мире просто необходимо оперировать биологическими знаниями.
Как педагог стараюсь формировать познавательный интерес, который способствует познанию самого себя, расширению знаний об окружающем мире.
Интерес к предмету нужно поддерживать на каждом уроке. Биология – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в биологии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика биологии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
В своей работе широко использую различные методы, где имеется возможность подробно рассказать о каком либо представителе флоры и фауны. Поговорить об экологической проблеме родного края, необходимости сохранении природы, о редких животных и растениях.
На уроках система нравственных ценностей рассматривается через пословицы и поговорки, которые заставляют детей задуматься над своими поступками, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение, учатся беречь и охранять природу.
Важна роль уроков биологии в показе учащимся с ОВЗ красоты и гармонии окружающего их мира, что является одним из источников воспитания бережного, гуманного отношения к природе.
Биология способствует приобретению элементарных знаний и умений по охране окружающей среды. На уроках у учащихся должны вырабатываться убеждения в том, что познание природы позволяет людям разумно ее использовать, преобразовывать, охранять.
  На уроках биологии использую различные методики по обогащению словаря учащихся. Например, «Объяснение значений слов»,  «Назови одним словом», «Назови как называется», «Твои ассоциации к слову». Можно проводить специальные коррекционные упражнения,  а так же игры направленные на развитие активного биологического словаря. Например:
Упражнения, способствующие развитию умения объяснять значения биологических терминов.
Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений биологического словаря.
Упражнения, способствующие развитию умения называть обобщенные биологические понятия и т.д.
Получается, что биология – это наука о самой жизни, не больше, ни меньше. Не зря ее название происходит от слова «биос», что означает – «жизнь».
  Считаю, что знания в области биологии, полученные в школе, учащиеся могут применять в жизни:
для профилактики и лечения заболеваний;
при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
в растениеводстве, животноводстве;
в природоохранных мероприятиях, способствующих решению глобальных экологических проблем (знания о взаимосвязях организмов в природе, о факторах, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды и т д.).