Логопедическое занятие по лексической теме ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ


Конспект совместной деятельности педагога с детьми
подготовительного возраста с диагнозом ОНР.
Тема: « Зима, зимние забавы и развлечения»
Цель: Закреплять знания детей по теме «Зима, зимние забавы и развлечения».
Коррекционно-образовательные задачи:
●Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
●Уточнить и активизировать словарь по теме, закреплять умения подбиратьслова-признаки и слова-действия, однокоренные слова к слову СНЕГ.
●Закреплять и совершенствовать навыки слогового и звукового анализа и синтеза.
●Совершенствовать навыки грамматического строя речи: придумывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
●Развивать диалогическую речь: учить задавать и отвечать на вопросы. ●Развивать навыки связной речи:составлять предложения, согласовывая слова в предложении в роде, числе, падеже и составлять схемы к ним.
Коррекционно-развивающие задачи:
●Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, мелкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
Коррекционно - воспитательные задачи:
●Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, дружелюбия, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Аудиозапись песни синички, звуки метели, презентация к занятию, конверт с видеописьмом, картинка синички, листы белой бумаги, елка, снежинки с буквой С , картинка Снеговика, таблица « Каких картинок не хватает?», картинки: санки, лыжи, звуковые домики, фишки для звукового анализа, сухие веточки для выкладывания схем, сундук, зимние картинки, сладости.
Методические приемы:
- круг приветствия,
- мотивация к деятельности,
- загадывание загадки,
- вопросы к детям,
- показ слайдов,
- проблемная ситуация,
- элементы исследования
- упражнения на развитие мелкой моторики,
- упражнения на развитие речевого дыхания, голоса,
- самомассаж,
- упражнения на развитие лексико-грамматических категорий, фонематических представлений, слоговой структуры, профилактики дисграфии,
- упражнения на развитие логического мышления,
- физминутка,
- беседа с детьми,
- загадывание загадок детьми,
- сюрпризный момент,
- итог занятия.
Предварительная работа: Слушали голоса птиц; беседовали на тему «Зима, приметы зимы»; исследовали свойства бумаги; разучивали самомассаж «Мороз»; рассматривали снежинки; познакомились со звуком С; придумывали слова на заданный звук; делили слова на слоги; проводили звуковой анализ слов; беседовали на тему « Игры и развлечения зимой»; домашнее задание- разучить загадки о зимних забавах; составляли предложения по заданному слову, выкладывали схемы предложений.
ИНТЕГРАЦИЯ:
ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье», ОО «Познание»
Ход занятия: Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности
Организационный момент.
Логопед:Ребята, здравствуйте!
Дети:(встают в круг и повторяют: здравствуй, здравствуй, не зевай, ладошку мне давай!)
( слышен голос синички )Проблемная ситуация.
Логопед:Ой, что это за звуки, ребята, вы слышите? Чья это песенка, как вы думаете?
(дети предполагают, отгадывают, что это поет синичка)
Логопед:Давайте подойдем к окну и посмотрим, действительно ли это так?
(все подходят к окну и находят там синичку с письмом)
Развитие продуктивного диалога
Логопед:Что это такое ребята? (письмо)
А от кого оно? (от синички)
Значит, вы были правы, это синичка пела песенку, да еще и письмо нам принесла. А вы хотите узнать, что в этом письме? (Да)
А как можно узнать, что в этом письме? (Можно прочитать письмо. Нужно вначале открыть конверт. )Кто будет читать письмо? (Можно попросить С.В.)
Как можно попросить, с помощью каких вежливых слов?
(Св.В. будьте добры прочтите нам письмо.Св.В. помогите нам пожалуйста прочитать письмо от синички)
Я рада вам помочь и конечно же сейчас открою конверт.
(открывается конверт, а там диск)
Ребята, посмотрите что это? (диск)
Как же можно его прочитать? Что мы будем с ним делать? (Нужно вставить в компьютер)
Хорошо, я вставлю диск в компьютер, а вы тем временем присаживайтесь на стульчики. Сейчас мы узнаем от кого же нам синичка письмо принесла? И так все уселись? Внимание я включаю видео письмо.
(логопед включает видео презентацию)
Слайд 1 (загадка)
Логопед:Здесь загадка, отгадав ее вы узнаете от кого это письмо.
Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость детям подарилаИ на санках прокатила.
Дети:(Зима).
Слайд 2.(Картинка Зимы)
Логопед:Вы, хотите узнать, что же нам пишет Зима?
Дети: (Да, хотим).
Логопед:Тогда внимательно слушайте.
Слайд 3.
(Дорогие ребята! Я потеряла свой сундучок, в котором находится моя волшебная палочка. Прошу вас отыскать его. А помогут вам в этом волшебные снежки.)Логопед:Что будем делать ребята? Поможем Зиме?
Дети(озадачены, где взять снежки в комнате без снега, задают вопросы).
Логопед: Давайте вспомним, каким бывает снег?
Дети: (белый, мокрый, сухой, липкий, хрустящий, искрящийся, мягкий, твердый……).
Логопед: Ребята, предлагаю вам найти в комнате предметы, материалы, которые напоминают вам снег.
Дети: (находят листы бумаги)
Логопед:Почему вы выбрали листы бумаги?
Дети: (она белая, сухая, хрустящая….).
Логопед: Давайте вообразим, что это снег и будем делать из нее комочки, приговаривая волшебные слова.
Упражнение на развитие мелкой моторики
(дети вместе с логопедом мнут бумажные листы, делают комочки для игры)
Вот наши воображаемые снежки готовы, прошу вас встать закрыть глаза и повторять за мной волшебные слова:
Ты снежок катай, катай
Зиме-матушки помогай! (дети катают снежок в руках)
Ты снежок катись, катись
В зимнем лесу вмести с нами очутись!
Вот мы с вами и в лесу,посмотрите какой заснеженный лес.
Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга?
Аудиозапись вьюги
Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.( Дети повторяют за логопедом звуки).
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.)
Застонал и лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут и березы: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели и сосны: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.
Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”.
Заморозила нас вьюга. Будем греться:
Самомассаж
Вот на улице мороз! (дети потирают лобик)
Все потрите щеки, нос! (трут щеки нос)
Ни к чему нам бить баклуши, (постукивают подушечками пальцев по бороде)
Ну-ка, все потрите уши, (трут ушки)
Покрутили, повертели вот и уши отогрели. (разминают уши)
По коленкам постучали, (стучат кулачками по коленкам)
По плечам похлопали, (скрестили руки и похлопали по плечам)
Ножками потопали. (топают ногами).
Согрелись, тогда в путь!
Ты катись, катись снежок
Покажи нам путь дружок!
(логопед подкатывает снежок елочке.)
Упражнение на развитие лексико-грамматических категорийфонетико- фонематических представлений, слоговой структуры
Логопед:Ребята, какая красивая елочка, а снежинок то на ней сколько?
Какие снежинки на елочке?
Дети: ( называют :красивые, холодные, нежные, снежные, блестящие, искрящиеся, сверкающие, узорные, похожи на звездочки).
Логопед:Ребята, поздоровайтесь с елочкой спросите у нее, как нам найти сундучок?
Дети: (Елочка, будь добра скажи, как нам зиме помочь? Елочка, подскажи нам, пожалуйста, как отыскать волшебный сундучок? )Ёлочка:Здравствуйте мои маленькие друзья, для того чтобы вы могли продолжить свой путь, вам необходимо отыскать снежинки с буквой С, но прежде чем снять снежинку вам нужно придумать слово , где звукС находился в начале этого слова, разделить это слово на слоги, а чтобы снежинки вас не испугались нужно эти слова произнести ласково.
Логопед:Спасибо милая елочка! Ребята, я предлагаю разделиться на пары и выполнять задание парами.
Дети:(дети выполняют задание)
Логопед:А знаете ли вы, что делают снежинки, когда дует ветерок?
Дети: (кружатся, порхают, летают, танцуют, падают, садятся, укрывают землю)
Логопед:Я предлагаю вам подуть на снежинки, чтобы они закружились, полетели и опять на елочку присели. Но в начале напомните, как мы будем дуть на снежинки.
Дети:(вдыхаем носом тихо, бесшумно, выдыхаем ртом, плавно медленно.)
Упражнение на дыхание
Логопед:Вот снежинки закружились,
И на елке очутились!
А нам с вами пора отправляться дальше в путь.
Ты катись, катись снежок
Укажи нам путь дружок! (логопед катит снежок к Снеговику)
Ребята поздоровайтесь со Снеговиком и спросите, не знает ли он, где находится сундучок Зимы.
Дети: (здороваются, просят о помощи).
Упражнение на логическое мышление.
Снеговик: Здравствуйте, здравствуйте друзья!
Я конечно рад вам помочь, но пока вы не выполните мои задания, идти дальше вы не сможете. Нам в лесной школе дали задание, уж очень трудное, помогите мне его выполнить. А задание такое: вот на этой таблице не хватает картинок, в первом ряду все картинки, а во втором и третьем ряду нет, угадайте каких картинок не хватает в первом и втором ряду.
Дети: (дети отгадывают:ЛЫЖИ, САНКИ).
Снеговик:Да, действительно, отгадали! Но это еще не все, нужно сделать звуковой анализ этих слов, а я не знаю что это такое.
Логопед:Ребята, чтобы помочь Снеговику поделитесь на 2 команды, одна команда будет работать со словом САНКИ, вторая команда со словом ЛЫЖИ.
(дети выполняют звуковой анализ, каждая команда у своей доски, затем меняются местами и проверяют друг- друга).
Логопед: Уважаемый Снеговик, чтобы тебе не было скучно, мы с ребятами слепим из снега для тебя друзей, а ну ка ребята, за работу.
ФИЗМИНУТКА
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла!
Снеговик: Спасибо вам, ребята за друзей!
Логопед:А нам пора в путь,
Ты катись, катись снежок
Укажи нам путь дружок! (логопед катит снежок к сугробу)
Ой какие здесь сугробы намело.
Ребята, как вы думаете, как появляются сугробы?
Активизация словаря по теме занятия
Дети: (Когда метет сильная метель, когда идет сильный снегопад, когда вьюга бушует.)
Логопед:Вы, правы. Когда кружит метель, воет вьюга и валит снегопад в лес лучше не ходить. Давайте присядем на пенечки и отдохнем немного. Ребята, какие зимние забавы и игры вам нравятся?
Загадывание загадок
Дети:(загадывают загадки:
●Зимой забава есть одна.В ней меткость, ловкость всем нужна.А как "снаряды" называешь,Что лепишь и в друзей бросаешь? (СНЕЖКИ)
●Шайбу здесь вовсю гоняютИ в ворота всё бросают.Здесь на поле лёд везде,Рады мы такой игре! (ХОККЕЙ)●Не легко иногдаЗабираться туда,Но легко и приятноПрокатиться обратно. (СНЕЖНАЯ ГОРКА)
Упражнение на составление предложения с заданным словом
Логопед:Я прошу вас придумать предложение со словом горка.
Дети:(составляют предложение, выкладывают графическую схему с помощью сухих веточек)
Сюрпризный момент
Да это очень весело и забавно, я, когда была маленькая, тоже любила с горки кататься. Вот смотрите, какой сугробище намело, целая гора и строить не надо, садись да катись! Ой, ребята, здесь кажется, под снегом что-то есть.
Помогите мне, откапать.
Дети: (откапывают сундук.)
Логопед:Наконец то мы отыскали волшебный сундук
Синичка: Молодцы ребята, спасибо вам, что вы нашли сундучок Зимы и волшебную палочку , а в сундуке для вас картинки, сундучок-то открывайте и подарки забирайте.
Итог занятия.
Логопед:Ребята, зима –волшебница отблагодарила вас за старания и помощь, ну, а нам уже пора возвращаться в детский сад.
До свиданья, зимний лес.
Много было здесь чудес,
но и нам пора прощаться
В детский садик наш родной
нужно возвращаться.
А ну, ка волшебный снежок помоги нам вернуться назад.
(логопед катит снежок к тому месту, где начиналось занятие)
Вот мы и в саду.
Ребята, понравилось ли вам наше занятие?
Где мы были с вами?
Что интересного было в лесу?
Кому мы помогали?
Кого мы встретили на пути?
Какие задания выполняли?
Чем вам запомниться это путешествие?
Мне тоже очень понравилось наше путешествие, особенно, как вы выполняли сложные задания, какие вы были дружные, старательные.
Мы обязательно расскажем всем о своих приключениях, конечно же угостим всех волшебными снежками и будем раскрашивать картинки, которые вам подарила зима.