Конспект урока по литературному чтению на тему: Образы природы в стихотворении Ф.И. Тютчева Зима недаром злится…



Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока
Образы природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Цель
формирование первичных исследовательских умений и навыков, через стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Задачи Обучающая: Познакомить со стихотворением В. Ф Тютчева « Зима не даром злится»; учить наблюдать за словом, его подтекстом, его красотой, многозначностью; учить наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать ее при помощи текста.
Развивающая: Способствовать развитию памяти, мышления, речи, творческих способностей, навыков чтения.
Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к природе, чувство прекрасного, ответственности, взаимопонимания.
Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.
Формируемые УУД
- Личностные:
1. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
2. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
2. Следовать режиму организации учебной деятельности;
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
4. Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
6. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 
- Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного стихотворения
2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания. 
4. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях.
5. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы
Основные понятия Хлопочет, взбесилась, наперекор, трезвон, пуще.
Межпредметные связи Связь с русским языком, живописью и музыкой.
Оборудование
Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. (Программа «Перспективная начальная школа»)
Дополнительная литература: аудиозапись стихотворения, словари, презентация к уроку.
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу
Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке. Начинается урок,
он пойдет ребята впрок,
постарайтесь все понять,
хорошо запоминать.
Приветствуют учителя. Слушают учителя 2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента.
(Звучит музыка)
-Что услышали в музыке?
- Что почувствовали?
-Может, кто-нибудь узнал пьесу?
-Это звучала музыка Глазунова А.К. «Симфоническая картинка». Вы догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись. Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном  времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? Вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения.
По какому признаку мы определим имя, как вы думаете? (этот человек писал только стихи)
(Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро – французский сказочник, Братья Гримм - сказочники. Остается Ф.Тютчев)
Познакомимся  с одним  из его стихотворений «Зима недаром злится», будем учиться наблюдать за словом, его подтекстом, его красотой, многозначностью; наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать ее при помощи текста.
Но прежде, давайте познакомимся с биографией писателя.
  Выдвигают предположение о теме урока, слушая музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
2 мин
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала. Задачи:
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
- Иванов Петя подготовил для нас биографию Ф.И. Тютчева и сейчас он нам её расскажет. На слайде вы видите критерии оценки, по этим критериям мы будем оценивать Петю.
Критерии оценки:
Богатство содержания
Логика повествования
Эмоциональность
Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи. Свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. Шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Весенние воды», «Осенний вечер». Поэтическим мастерством его восхищались,  перед талантом его преклонялись. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы.  
В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. О поэте восхищенно отзывались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский.
Словарная работа
- В стихотворении встретятся  следующие слова, прочитаем их.
Хлопочет
Взбесилась
Наперекор
Трезвон
Пуще
- Выясним значения этих слов, для этого возьмите карточку, которая лежит у вас на столах. Соедините слова с их значениями самостоятельно.
Хлопочет                           звон церковных колоколов в особых                                                                                                                 
                                           торжественных случаях
Взбесилась                       вопреки
Наперекор                        очень сильно разозлилась
Трезвон                              еще больше
Пуще                                    заниматься чем-то очень усердно
- На партах словари, ими можно воспользоваться.
- Обратите внимание на слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение? Запомните  значение этого слова.
- Давайте посмотрим репродукции картин, которые показаны на слайде. Одинаковый ли на них пейзаж?
- Какой на них изображена Весна?
-По каким приметам вы догадались?
-Какую из иллюстраций вы подобрали бы для нашего стихотворения?
- Какая из них больше всего подходит к содержанию стихотворения?
Отвечают на вопросы учителя; выполняют задание Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)


3 - 5 мин
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.  - Итак, прослушайте данное стихотворение (аудиозапись) и ответьте на вопрос, какое настроение  в этом  стихотворении? Почему вы так считаете? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. - Ну а сейчас мы будем вместе читать стихотворение, следить за развитием чувств и переживаний лирического героя, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну)
- Вначале поговорим о Зиме. Прочитайте в первой строчке, как автор описывает настроение Зимы? (Злится)
- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)
- Почему автор из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)
- Почему же Зима злится? Что её рассердило? Прочитайте об этом в тексте. (Прошла её пора)
- Что значит «прошла пора»? (Пришло время)
-Найдите следующее место в стихотворении, где описывается Зима. (3 четверостишье две первые строчки).
- Прочитайте их.
- Какое слово употребил автор, описывая действие Зимы? (Хлопочет)
- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)
- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)
- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой)
- Найдите об этом в тексте.
- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась)
- А что делает Зима напоследок? Прочитайте об этом в стихотворении.
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)
- И так, мы с вами поговорили о Зиме. А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне.
- Найдите в стихотворении первые строки, в которых говорится о Весне? (3 и 4 строчки)
- Прочитайте их.
- В какое «окно» стучится Весна? (В природу)
- Как может Весна стучаться?
- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)
- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)
- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье)
- «И всё засуетилось». Кого имеет ввиду поэт? (Животные, растения, люди)
- А что значит «засуетилось»? (Задвигалось)
- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)
- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)
- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)
- Кто это? (Птицы)
- Что вы о них знаете?
- И сейчас нам Иванова Ксюша расскажет про птиц под названием жаворонки.
Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом поднимаясь в небо, трепеша крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.
Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.
- Как они приветствуют? Прочитайте об этом в тексте.
- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)
- Найдите в стихотворении следующие строки, в которых говорится о Весне?
- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Прочитайте.
- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)
- Почему автор употребил именно слово «хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?
- Что означает слово «пуще»? (Ещё сильнее)
- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)
- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)
- Прочитайте последнее четверостишье. Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)
- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала»?
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?
- Посмотрите, как изобразил Весну в учебнике поэт.
- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы учителя; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); 15мин.
4. Работа учащихся в микрогруппах Задача:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в микрогруппах, каждая микрогруппа получит карточку с заданием. После того как каждая микрогруппа выполнит задание, его необходимо защитить при всем классе.
Подберите как можно больше определений к словам «весна» и «зима». Воспользуйтесь словарем синонимов. ( холодная, грозная, теплая, солнечная, расцветают цветы, волшебная и т.д.)
Придумайте рассказ от лица Зимы о Весне или от лица Весны о Зиме, используя следующие слова: снежная, холодная, лютая, морозная, злая, игристая, веселая, нежная, мокрая.
Сочините ( можно нарисовать) сказку о Весне или о Зиме, используя ниже приведенные слова ( грозная, злая, морозная, холодная, мокрая, волшебная, игристая, нежная)
Придумайте диалог, в котором Весна прогоняет Зиму, затем инсценируйте его.
Сочините рассказ о приходе весны от лица жаворонков.
Придумайте свое стихотворение о весне.
Начните его так: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною…
- Каждая группа защищает свою работу. Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);
Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). 5 – 10 мин.
IV. Подведение итога урока. Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
Какое настроение у вас возникло на уроке?
За что могли бы себя похвалить?
Понравился ли вам урок?
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) 5 мин
V. Домашнее задание Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этим произведением?
1.Выучить наизусть
2.Выразительно прочитать
3.Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка
4. Нарисовать обложку к сихотворению. Выбирают интересное для них задание, записывают в дневники