Маленькие исследователи.Тема Ветер-ветерок во второй младшей группе.


Изучаем тему «Ветер-ветерок» во второй младшей группе
НА ПРОГУЛКЕ
Опыты с вертушкой.
Показываем на прогулке как играют с вертушкой. Спрашиваем у детей, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Наблюдаем с детьми, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?
Давайте порассуждаем. Ветер – это хорошо или плохо? Почему?Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.
Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.
Игра «Осенний ветер и листочки»
Дети выбирают себе листочек – желтый, красный или оранжевый и называют его цвет и размер (большой листочек или маленький). Листочки летят на ветру – дети изображают, как они летят:  «Листопад! Листопад! Листья желтые летят!»
Ветер стих, листочки упали на землю (дети «приземляются» и  сидят на корточках).
Подул ветер, поднялись листья и разлетелись (дети поднимаются и изображают, как летят листья)
Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
Прямо по дорожке.
Падают листочки,
Прямо к нам на ножки!
Ветер дунет – полетим
Мы туда, куда хотим!
В ГРУППЕ
Откуда берется ветер: опыты для малышей.
Кораблики (опыт-игра)
Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.Веер
Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Попросить малышей помахать веером перед лицом. Что они чувствуют? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыши попробуют помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?
Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер,  лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.
А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому?  Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.
Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.Где спрятался воздух? Опыт 1.
Воспитатель детям показывает шарик и спрашивает «Что в шарике?». Дети отвечают: «В шарике ничего нет». Воспитатель раздает детям надутые воздушные шары и даем малышам потрогать их, сжать,— станет понятно, что в шариках что-то есть. Сдуваем шары. Воздух выходит, и шары перестают быть упругими. Что же такое было в воздушных шариках? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Как увидеть воздух?
Опыт 2.
Дать детям трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросить подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Ребенок почувствует движение воздуха – ветерок. Рассказать, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Предложить детям подуть на кусочек ваты на ладошке.