Картотека игр для родителей по лексическим темам Овощи. Фрукты. Ягоды, грибы


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "ОГОРОД. ОВОЩИ."Побеседуйте с ребенком об осенних работах в огороде, овощах и о пользе, которую они приносят людям.
Объясните, что овощами называют только те плоды, которые растут на грядке.
5648960233045Поиграйте в игру "Подбери фигуру"или "На какую фигуру похож?" 
Игра "Один-много"
один огурец - много огурцов;
одна капуста-много капусты и т.д.
Игра "Какой, какая, какое?
салат из огурцов какой? - огуречный;
салат из помидор какой? - помидорный и т.д.
огурец какой? - зеленый, пупырчатый, упругий и т.д.
Игра "Посчитай-ка"
один баклажан, два баклажана, три и так до 5.
Игра "Назови ласково".
Помидор - помидорчик; горох-горошек и т.д.
Игра "Назови овощи".
Попросите ребенка назвать только зеленые овощи (огурец, кабачек и т.д.)
только красные; только оранжевые или желтые и т.д.
Игра "Узнай, о чем я говорю".
Зеленый, вытянутый – огурец;
красный, полезный – помидор;
острый, разноцветный – перец; и т.д.
План составления словосочетаний и описательного рассказа с ними.
Название овоща.
Цвет.
Форма.
Поверхность (гладкий, шероховатый и т.д)
Что можно из него приготовить?
Пример.
Это помидор. Он красный, круглый и гладкий. Из него можно сделать салат, сок, соус, его добавляют в супы и вторые блюда.
Пальчиковая гимнастика "Овощи"
1. Хозяйка однажды с базара пришла
(«шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла
(загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Редиска и свеклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе
(сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
4926330101600(загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Редиска иль свекла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла
(раскрытой ладонью, поставленной на ребро,делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки)..И ножиком этим крошить начала
(загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Редиску и свеклу.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке
6129655393700( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке
(загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Редиска и свекла.
Ох!...(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ
НАД ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ: "САД. ФРУКТЫ."Побеседуйте с ребенком об осенних работах в саду, фруктах и о пользе, которую они приносят людям.
5246370575310Объясните, что фруктами называют только те плоды, которые растут на деревьях.
Игра "Один-много"
одна груша - много груш;
одно яблоко - много яблок;
один банан - много бананов и т.д.
Игра "Какой, какая, какое?
компот из мандарин какой? - мандариновый;
желе из абрикосов какое? - абрикосовое;. сок из сливы какой? - сливовый и т.д.
5913789-77539Игра "Посчитай-ка"
один банан, два банана, три банана и т.д.
она слива, две сливы, три сливы и т.д.
Игра "Назови ласково".
Апельсин - апельсинчик;
Гранат - гранатик и т.д.
Игра "Назови фрукт".
Попросите ребенка назвать только зеленые фрукты (яблоко, груша и т.д.)
только красные; только оранжевые или желтые и т.д.
Игра "Узнай, о чем я говорю".
Овальный, желтый, сладкий, вытянутый – банан и т.д.
План составления рассказа.
Название овоща.
Цвет.
Форма.
Поверхность (гладкий, шероховатый и т.д)
Что можно из него приготовить?
Пример.
Это лимон. Он желтый, круглый и шероховатый. С ним пьют чай, добавляют в салаты.
Пальчиковая гимнатика: "Как у нашей Зины"
(Дети делают ладошки «корзинкой)
Как у нашей Зины фрукты в корзине:
 (Сгибают пальчики, начиная с мизинца)
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы
До чего красивы!
Вкуснее наших фруктов нет!
 (Гладят живот)
 (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Этот пальчик — апельсин,
3121162135027Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива
 Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша.
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас,
 (Показывают ладошками вокруг и на себя).
Фрукт для вас и для нас.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха) Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.
«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)
Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т. д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "ГРИБЫ. ЯГОДЫ"
Побеседуйте с ребенком о грибах и ягодах.
Например, где и как они растут, какого цвета и т.д.
Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы:
Что растёт в лесу?
Где растут ягоды?
Какие ягоды ты знаешь?
Что готовят из ягод?
Назови несъедобные грибы?
Вспомни, кто из зверей запасает грибы и на зиму?
Поиграйте с ребенком в поваров. Приготовьте с ним(ей) компот: 
из земляники - земляничный;
из ежевики - ежевичный;
из облепихи-...из крыжовника-...из вишни-...5444233292478из смородины и т.д.
Что еще можно приготовить из ягод?
Загадки о грибах и ягодах. 
Ягодку сорвать легко —
3980180290830Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Все его ищут,
А он не откликается. (Гриб)
Книги для чтения и рассматривания:
Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),
Сутеев «Под грибом»,
Алиева Н. «Гриб-волшебник»,
Толстой А. «Грибы»,
Павлова Н. «Земляничка».
Игра "Назови ласково" 
земляника-земляничка;
черника-черничка;
сородина-...;крыжовник-...;мухомор-...;опёнок-...и т.д.
Игра "С какого кустика ягодка?"
земляника-с земляничного;
малина-с малинового;
облепиха-с облепихового и т.д.
Почитайте и задайте вопросы по содержанию сказки Сутеева "Под грибом".
Например, какие животные поместились под грибом?
Кто пришел вначале, кто после и т.д.
Почему все звери поместились под грибом?
Попросите ребенка загадать какую-нибудь ягодку или гриб.
Попросите ребенка описать, то что он загадал, без названия. Попробуйте угадать, задуманное слово.
Если, ребенку трудно, то сначала вы - загадываете, он - отгадывает.
-66558523305Схема составления словосочетаний и короткого описательного рассказа с ними.
 
Пальчиковая гимнастика: "Грибы"
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг»
3332480273050(Показывают удивление, развод руки в стороны)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
(Поочередно загибают пальчики на обеих руках,начиная с мизинца правой руки)
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!