Рабочая программа по внеурочной деятельности Расширение кругозора и повышение эрудированности учащихся начальных классов











ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Расширение кругозора и повышение эрудированности учащихся начальной школы».

Программу составили: Вольф Т.В.







Программа внеурочной деятельности предназначена для занятий по внеурочной деятельности. Она включает в себя основы краеведческих знаний, формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание роли человека и обществе, расширение общего кругозора ребёнка, открытие возможностей раннего проявления и конкретизации интересов и склонностей младшего школьника, включение младших школьников в посильную практическую деятельность, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.


Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний.

Задачи программы:
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности детей;
- развитие творческого мышления учащихся.
- обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
- воспитание чувства уважения, любви и гордости за свой город и страну.









Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.









Главные принципы реализации программы.
- непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- гуманизм в межличностных отношениях.
- научность и интегративность.
- индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы работы.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.

Дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
- развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.





Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить творческие задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.
Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.




Организация внеурочной деятельности младших школьников во внеклассной работе основывается на следующих принципах:
- добровольности участия школьников;
- научности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах.


После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.






Календарно-тематическое планирование.

1 класс. Основная тема работы в первом классе «Я, мир вокруг меня».


Дата
Тема занятия
Примечания

1.

Моя семья и я.


2.

Сбор, отбор материалов для проекта «Моя семья».


3.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Моя семья».


4.

Подготовка проектов «Моя семья».


5.

Презентация проектов «Моя семья».


6.

Выставка фотографий и рисунков «Моя семья».


7.

Мои друзья.


8.

Сбор, отбор материалов для проекта «Люди, которые меня окружают».


9.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Люди, которые меня окружают».


10.

Подготовка проектов «Люди, которые меня окружают».


11.

Посещение музеев.


12.

Презентация проектов «Люди, которые меня окружат».


13.

Выставка фотографий, рисунков «Люди, которые меня окружают».


14.

Сбор, отбор материалов для проекта «Как украсить мой двор».


15.

Подготовка проектов «Как украсить мой двор».


16.

Экскурсия в парк.


17.

Презентация проектов «Как украсить мой двор».


18.

Выставка рисунков «Как украсить мой двор».


19.

Сбор, отбор материалов для проекта «Моя безопасность».


20.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Моя безопасность».


21.

Подготовка проектов «Моя безопасность».


22.

Презентация проектов «Моя безопасность».


23.

Организация выставки рисунков «Моя безопасность».


24.

Безопасная дорога в школу.


25.

Сбор, отбор материалов для проекта «Моя улица».


26.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Моя улица».


27.

Подготовка проектов «Моя улица».


28.

Экскурсия в парк.


29.

Презентация проектов «Моя улица».


30.

Организация выставки рисунков «Моя улица».


31.

Сбор, отбор материалов для проекта «Школа будущего».


32.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Школа будущего».


33.

Подготовка проектов «Школа будущего».


34.

Презентация проектов «Школа будущего».
















Календарно-тематическое планирование.

2 класс. Основная тема работы во втором классе «Мой город»


Дата
Тема занятия
Примечания

1.

Мой город.


2.

Сбор, отбор материалов для проекта «Мой город, любимые места».


3.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Мой город, любимые места».


4.

Подготовка проектов «Мой город, любимые места».


5.

Презентация проектов «Мой город, любимые места».


6.

Сбор, отбор материалов для проекта «Известные люди моего города».


7.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Известные люди моего города».


8.

Подготовка проектов «Известные люди моего города».


9.

Посещение музеев, выставок посвящённых известным деятелям культуры, науки, политики.


10.

Презентация проектов «Известные люди моего города».


11.

Викторина «Известные люди моего города».


12.

Сбор, отбор материалов для проекта «Театры и музеи моего города».


13.

Подготовка проектов «Театры и музеи моего города».


14.

Посещение театра.


15.

Презентация проектов «Театры и музеи моего города».


16.

Сбор, отбор материалов для проекта «Памятные места моего города».


17.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Памятные места моего города».


18.

Подготовка проектов «Памятные места моего города».


19.

Посещение музеев, выставок, мемориалов.


20.

Презентация проектов «Памятные места моего города».


21.

Организация выставки рисунков «Памятные места моего города».


22.

Сбор, отбор материалов для проекта «Памятные события моего города».


23.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Памятные события моего города».


24.

Подготовка проектов «Памятные события моего города».


25.

Посещение музеев, выставок, мемориалов.


26.

Презентация проектов «Памятные события моего города».


27.

Организация выставки рисунков «Памятные события моего города».


28.

Сбор, отбор материалов для проекта «Парки и скверы моего города».


29.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Парки и скверы моего города».


30.

Подготовка проектов «Парки и скверы моего города».


31.

Выход в парк.


32.

Презентация проектов «Парки и скверы моего города».


33.

Организация выставки рисунков « Мой город в будущем».


34.

Презентация работ «Мой город в будущем».


35.

Мой город, как сохранить его красоту и самобытность.










3 класс. Основная тема работы в третьем классе «Мой край».


Дата
Тема занятия
Примечания

1.

Мой край.


2.

Сбор, отбор материалов для проекта «Мой край, знаменитые места».


3.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Мой край, знаменитые места».


4.

Подготовка проектов «Мой край, знаменитые места».


5.

Презентация проектов «Мой край, знаменитые места».


6.

Сбор, отбор материалов для проекта «Известные люди моего края».


7.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Известные люди моего края».


8.

Подготовка проектов «Известные люди моего края».


9.

Посещение музеев, выставок посвящённых известным деятелям культуры, науки, политики.


10.

Презентация проектов «Известные люди моего края».


11.

Викторина «Известные люди моего края».


12.

Сбор, отбор материалов для проекта «Памятники культуры моего края».


13.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Памятники культуры моего края».


14.

Посещение театра.


15.

Презентация проектов «Памятники культуры моего края».


16.

Сбор, отбор материалов для проекта «Крупные города и сёла моего края».


17.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Крупные города и сёла моего края».


18.

Подготовка проектов «Крупные города и сёла моего края».


19.

Посещение музеев, выставок, мемориалов.


20.

Презентация проектов «Крупные города и сёла моего края».


21.

Организация выставки рисунков «Крупные города и сёла моего края».


22.

Сбор, отбор материалов для проекта «Памятные события моего края».


23.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Памятные события моего края».


24.

Подготовка проектов «Памятные события моего края».


25.

Посещение музеев, выставок, мемориалов.


26.

Презентация проектов «Памятные события моего края».


27.

Организация выставки рисунков «Памятные события моего края».


28.

Сбор, отбор материалов для проекта «Национальные парки, заповедники моего края».


29.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Национальные парки, заповедники моего края».


30.

Подготовка проектов «Национальные парки, заповедники моего края».


31.

Выход в парк.


32.

Презентация проектов «Национальные парки, заповедники моего края».


33.

Организация выставки рисунков « Будущее моего края».


34.

Презентация работ «Будущее моего края».


35.

Мой край, как сохранить его красоту и самобытность.










4 класс. Основная тема работы в третьем классе «Моя страна».


Дата
Тема занятия
Примечания

1.

Моя страна.


2.

Сбор, отбор материалов для проекта «Моя страна, знаменитые места».


3.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Моя страна, знаменитые места».


4.

Подготовка проектов «Моя страна, знаменитые места».


5.

Презентация проектов «Моя страна, знаменитые места».


6.

Сбор, отбор материалов для проекта «Народы, населяющие мою страну».


7.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Народы, населяющие мою страну».


8.

Подготовка проектов «Народы, населяющие мою страну».


9.

Посещение музеев, выставок посвящённых народной культуре.


10.

Презентация проектов «Народы, населяющие мою страну».


11.

Викторина «Народы, населяющие мою страну».


12.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Памятники мировой культуры в России».


13.

Подготовка проектов «Памятники мировой культуры в России».


14.

Посещение театра.


15.

Презентация проектов «Памятники мировой культуры в России».


16.

Сбор, отбор материалов для проекта «Памятники природы в России».


17.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Памятники природы в России».


18.

Подготовка проектов «Памятники природы в России».


19.

Выход в парк.


20.

Презентация проектов «Памятники природы в России».


21.

Сбор, отбор материалов для проекта «Крупные города ».


22.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Крупные города».


23.

Подготовка проектов «Крупные города».


24.

Посещение музеев, выставок, мемориалов.


25.

Презентация проектов «Крупные города».


26.

Организация выставки рисунков «Крупные города».


27.

Сбор, отбор материалов для проекта «Памятные события моей страны».


28.

Просмотр фото-, видеоматериалов для проекта «Памятные события моей страны».


29.

Подготовка проектов «Памятные события моей страны».


30.

Посещение музеев, выставок, мемориалов.


31.

Презентация проектов «Памятные события моей страны».


32.

Организация выставки рисунков «Памятные события моей страны».


33.

Организация выставки рисунков « Россия в будущем».


34.

Презентация работ «Россия в будущем».


35.

Моя страна, как сохранить её красоту и самобытность.









15