Доклад «Формирование и развитее творческих способностей через привитие детям национальных традиций на занятиях кружка прикладного искусства».

ГККП «Дворовый клуб акимата г. Костаная»














«Формирование и развитее творческих способностей
через привитие детям национальных традиций
на занятиях кружка прикладного искусства».

ДК «Прометей»






Подготовила: Лукашина Т.В.
















г. Костанай

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных направлений человеческой деятельности и обращенную на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.
В повседневной жизни человека довольно заметное место занимают произведения декоративно-прикладного искусства. Мир вещей демонстрирует способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу, творить из предметно-природного свой особый социально-предметный мир. Образ предметного мира становится неисчерпаемым объектом художественной интерпретации. В процессе организации материальной среды люди не просто решают утилитарные задачи, но и выражают свое мировосприятие в форме и внутреннем строе вещей. Также можно выделить коммуникативную роль предметного окружения. Являясь связующим звеном между утилитарной деятельностью и художественным осмыслением места человека в окружающем мире, декоративно-прикладное искусство касается все новых, но вместе с тем, вечных аспектов эстетического отношения человека к преобразуемой им природе, отражает особенности сочетания предмета и образа в данную историческую эпоху. Предназначение декоративных предметов, созданных с помощью разных средств от формы предмета до его украшения, зависело как от утилитарного назначения, так и от внешнего образа.
В школьном возрасте особенно велико влияние среды (дом, школа, общественные учреждения), формирующей отношение к окружающему миру. Важно приобщать школьников к декоративно-прикладному искусству, учить понимать социальную значимость искусства в жизни человека и общества.
Декоративно-прикладное творчество своеобразно по своей природе: с одной стороны, оно развивает способность к художественной деятельности, с другой – прививает любовь к труду, к созданию полезных и красивых вещей. Оно связано с современностью, полноценным хозяином входит в наш дом, определяя вкусы и предпочтения людей. В нем содержатся определенные культурные традиции, национальные, народные, художественные ценности.
По мнению Л.Г. Савенковой, декоративное творчество объединяет две важные функции: художественную и социальную. Способность учащихся к участию в создании полезных и красивых вещей посредством художественного труда, творческой деятельности развиваются в процессе прикладных видов работ. Данная деятельность отличается утилитарностью, подчинением формы предмета его функции, соответствием художественного решения и внешнего оформления практическому назначению вещи и условиям ее применения.
Декоративно-прикладное искусство предполагает ознакомление с различными видами художественного труда (вышивка, декоративная роспись, керамика, резьба и др.). Это, как считает Л.Г. Савенкова, важно с точки зрения применения элементов политехнизма, которые проявляются в навыках работы с различными инструментами, приспособлениями и материалами.
Степень воздействия этого искусства на учащихся, его воспитательная роль определяются способностью человека художественно преобразовывать окружающее его пространство. Поэтому основная цель изучения декоративно-прикладного искусства в школе – не только создание художественных изделий, но осмысление организации окружающей человека среды.
Педагог дополнительного образования должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализиции, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, владеть системой знаний по теории и истории декоративно-прикладного искусства народных промыслов в контексте региональной культуры; владеть умениями адекватной оценки предметов искусства; вести самостоятельную художественную деятельность в области декоративно-прикладного искусства, народных ремесел; владеть двумя-тремя видами декоративно-прикладного искусства. В сфере художественного воспитания и образования современное общество выдвигает качественно новые требования: оказывается востребованным образование, которое включало бы в себя все важнейшие компоненты знаний в области искусства и шире – культуры. Исходя из этого, целесообразно формировать у кружковцев готовность к определенным знаниям и умениям в овладении декоративным искусством, основанном на региональном компоненте:
владение родным и по возможности языком соседей;
знание родной культуры и соседних регионов;
отношение к себе как представителю своего народа;
эмоционально-ценностные отношения к людям, языкам, истории и культурам как своего, так и других народов;
практическое владение элементами родной и соседних культур;
творческая активность и индивидуальность личности;
гражданская культура.
Благодаря изучению прикладного искусства формируется мыслящая, творческая и нравственная личность, способная самостоятельно решать проблемы личного и общественного характера. Cоздавая предметы, основанные на национальных традициях декоративно-прикладного искусства, духовно воссоздается моральный облик народа, формируется культурное наследие для подрастающего поколения.
Обязательное сохранение ручного труда, работа исключительно с природными материалами, изучение истории того или иного направления народного художественного ремесла, опора на исторический опыт отечественной педагогики (этнопедагогики) являются основополагающими принципами художественного образования средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Что касается национального декоративно-прикладного искусства, то оно является целостной, достаточно сложной художественной системой, в которой отражены особенности, складывающиеся с глубины веков. Благодаря сохранившимся до нашего времени предметам искусства, мы имеем возможность наблюдать за огромным художественным потенциалом народного искусства, включающим в себя узорное ткачество, ковроделие, вышивка, золотое шитье, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву, керамика, художественная обработка металла, ювелирное искусство, каллиграфия. Весь свой художественный талант, творческий потенциал, эстетический вкус и духовный идеал народ смог выразить с помощью декоративно-прикладного искусства, которое является самостоятельным и глубоко самобытным явлением художественной культуры народа. Изделия декоративно-прикладного искусства создавались мастерами – умельцами, которые бережно передавали свои умения будущему поколению наследников, поэтому определенное искусство изготовления предметов было семейным делом.
С развитием общества и промышленности семейное ремесло потихоньку вытеснялось новыми возможностями серийного производства, а именно быстрое изготовление на станках, использование машинного производства, увеличение количества выпускаемой продукции – все это создавало огромную конкуренцию для отдельных мастеров, использующих только ручной труд.
На современном этапе развития общества стало необходимым возрождение национальных традиций, а именно декоративно-прикладного искусства народа. В современном декоративном искусстве республики развиваются традиции, эстетические, этнические, утилитарно-бытовые функции народного искусства. Они переосмысливаются и трансформируются в творчестве профессиональных художников, народных и самодеятельных мастеров, в продукции предприятий народных промыслов и художественной промышленности.
Развитие декоративного искусства является развитием и взаимодействием двух видов творчества – традиционного народного и уникального профессионального искусства. И хотя современные художники используют традиции народного искусства, произведения профессиональных художников – индивидуальное творчество, в котором преобладает собственная фантазия художника, какие-то новые тенденции и т.д. А традиционные для народных художественных промыслов технологии, материал, стиль, орнамент постепенно утрачиваются. Возрождение очагов народного искусства, выявление и оказание помощи народным мастерам, владеющим секретом традиционного ремесла, приобретают в наши дни актуальное значение. Не менее важным является производство серийных, тиражируемых изделий народных художественных промыслов, имеющих утилитарное, бытовое назначение. Однако и здесь наблюдается критическая ситуация.
На современном этапе развития общества состояние народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в целом драматическое, так, на грани исчезновения находятся некоторые виды народного декоративного искусства (ювелирное искусство, золотое шитье, узорное ткачество, кожаная мозаика и др.). Некоторые художественно-стилевые особенности и традиции промыслов утрачиваются со временем.
В рамках рыночных отношений ведется коммерциализация искусства, заметно падает спрос на подлинные художественные изделия, а увеличиваются продукция низкого художественного уровня и подделки, рассчитанная для широкой продажи. В связи с этим возникает «псевдоискусство» и утрачивается преемственность народного мастерства.
Наличие традиций в народной культуре, искусстве и следование им является особо важным фактом для учебно-воспитательного процесса, так как вся система декоративно-прикладной деятельности определялась в основном не личными вкусовыми предпочтениями мастера, а более важными (философско-мировоззренческими) требованиями, которыми он должен был подчиняться. Подчинение мастера традиционным требованиям проявляет его уважительное отношение к культуре своих предков и свидетельствует о его собственной высокой культуре.
Образовательная ценность народного декоративно-прикладного искусства заключается в том, что народное имеет много общего с детским творчеством, поэтому оно является доступным к детскому пониманию идеалов красоты, добра, гармонии, которые способствуют формированию развитого, образованного, обогащенного духовного человека. Народное декоративно-прикладное искусство знакомит учащихся с орнаментом и узорами, берущими свое начало из природы родного края, которые могут оказать большое влияние на духовные ценности, эстетические взгляды, экологическое сознание ребенка. Приобщение детей к национальной культуре своего народа всячески способствует воспитанию национального самосознания, патриотизма, уважительного отношения к культурным ценностям других народов и гуманности в сфере межнациональных отношений. Особенно живой интерес к декоративным оформительским работам проявляется во время праздников и подготовки к ним.
Таким образом, мы выявили значимость изучения декоративно-прикладного искусства народа как средства художественного воспитания и образования учащихся.
Содержание учебно-методического комплекса обучения должно включать в себя цель, способствующую формированию художественно-эстетического вкуса, развивающую уважение к ценностям декоративно-прикладного искусства, выработки определенных умений и навыков, привитию образной выразительности используемого материала. Данная цель достигается за счет использования элементов национально-регионального компонента. Задачами учебно-методического комплекса являются:
расширение представлений и знаний о декоративно-прикладном искусстве, как народном, так и профессиональном;
углубленное изучение технологических приемов выполнения изделий декоративно-прикладного искусства (одного или двух видов);
развитие художественных и творческих способностей студентов;
выработка внимательности, организованности, индивидуальности, интереса к процессу своего труда;
развитие толерантного отношения к народным традициям и культуре проживающих рядом народов.
Учебно-методический комплекс должен содержать методические рекомендации, богатый иллюстративный материал, художественно-образовательный потенциал современного декоративно-прикладного искусства, конспекты занятий. Исходными принципами при построении учебно-методического комплекса является доступность при учете использования материалов для создания изделий, разнообразие предложенного материала с правом выбора техники, возможность гибкого и варьированного включения данной информации в учебный процесс, развитие творческих умений и навыков при работе с материалом.
Литература:
Савенкова, Л. Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] / Л. Г. Савенкова // Советская педагогика. – 1986. – №10.
Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 – Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов [Текст]. – М.: Флинта: Наука, 2000.
Кадыйрова, Л. Х. Декоративно-прикладное искусство татарского народа в художественно-эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы [Текст] / Л. Х Кадыйрова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004.









Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 615