Развитие у учащихся творческих способностей и познавательной активности


Развитие у учащихся творческих способностей и познавательной активности в результате работы над проектами по предметам в рамках ФГОС НО.
(Проектная деятельность учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в классах первой ступени».)
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Б.Шоу.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовывать свою жизнь как проект: определять дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действия, и, осуществив его, достичь поставленных целей.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем. Навыки поиска информации и эффективное её использование для решения проблем лучше усваиваются в ходе проектно - исследовательской деятельности.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формируя у учащихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности. Педагогическая общественность должна осознать и исследовать проектную деятельность как неотъемлемую часть образования, одним из направлений модернизации современного образования.
Выбор темы неслучаен, ведь современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания Школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач, научить приобретать эти знания самостоятельно. Развитию и практическому применению приобретённых знаний и умений особое место отведено и в новом стандарте образования.
Целью моей работы является: воспитание и развитие учащихся, создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации.
Для реализации целей выдвигаются следующие задачи:
воспитать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
готовить к выбору будущей профессии, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
развивать навыки научно – исследовательской работы, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
развивать инициативность;
создать условия для развития навыков работы в группах, навыков общения.
Практическая значимость состоит в возможности использования представленных форм деятельности в учебной и внеучебной работе. Основными компетентностями являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к разрешению проблем; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.
Формирование компетентностей учащихся в нашей школе мы осуществляем через проектную деятельность.
Конечно, полностью сформулировать их у детей в 8-10 лет вряд ли возможно, но начинать эту работу необходимо с начальной школы. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами, дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать выводы, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге информацию.
В моей работе проектной деятельностью занимаются учащиеся с 1-го класса. Для реализации проектной деятельности используются ресурсы урока, индивидуально-групповые занятия, внеурочное время. Общаясь с детьми, учитель определяет темы, которые интересны им, а материала учебников недостаточно. На уроках, особенно окружающего мира, литературного чтения, дети часто задают вопросы, выходящие за рамки программы. Таким образом и определяется тема будущего проекта: интегрированного. Над проектом работают дети под руководством учителя. И чем старше ученики, больше в ходе работы они проявляют самостоятельности. Каждый ученик находит применение своим возможностям.
Особое внимание надо обратить на то, что при поиске информации активно ребята сотрудничают с родителями, старшими братьями и сёстрами, вовлекая их в работу. Работа над проектами позволяет ребятам развивать коммуникативную, информационную, технологическую компетентности.
Перечисляю темы некоторых проектов и показываю их.
Огромное воспитательное значение имеет проектная деятельность в школьной жизни (знаменательные даты, юбилеи). Подготовка к таким мероприятиям немыслима без проектной исследовательской деятельности.
Например, 75 лет образования Краснодарского края (Фоменко П.).
Проблема изучения истории своей семьи, школы, родного края, является одной из наиболее значимой. Её необходимо изучать на уровне младшего школьного возраста. Дети с 1-го класса должны знать историю своей школы, имена людей, связанных с общеобразовательным учреждением. Только в этом случае можно формировать уважительное отношение к учителям своей школы, к профессии учителя, т.к. слишком много негативного слышим мы с экранов телевидения, в средствах массовой информации на эту тему.
Нам нужно показать положительное, прекрасное, что связано со школой, показать пример работы прекрасных учителей, их огромной роли в деле воспитания.