Коррекционное занятие на тему: « Развитие процессов мышления и произвольности движений у детей младшего школьного возраста»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Коррекционное занятие
на тему:
« Развитие процессов мышления и произвольности движений у детей младшего школьного возраста»
Выполнила: студентка 52 группы СГФ
Фионина А. А.
Коррекционное занятие на тему:
« Развитие процессов мышления и произвольности движений у детей младшего школьного возраста»
Цель: развитие познавательных процессов.
Задачи урока
Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие произвольности движений (умение затормозить движения).
Форма коррекции: индивидуальная.
Возраст: 9-10 лет.
Время: 30 минут
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (улучшает мыслительную деятельность).
Положите два пальца над верхней губой, а другую руку - на копчик. Держите так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.
Основная часть
Задание 1. «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 126), картонный кружок.
Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок: «В нем две части - верхняя из 9 клеток и нижняя из 12 клеток. В каждой клетке по две фигуры. В нижней части каждая пара фигурок имеет свой номер. Я буду закрывать одну клетку в верхней части, а вы будете говорить, какая пара фигурок из нижней части с номером может быть помещена в этой клетке». Занятие проводится по схеме: учитель закрывает одну из клеток девятиклеточного квадрата в верхней части рисунка и предлагает ученикам найти среди пар фигурок, расположенных в 12 клетках в нижней части рисунка, такую пару, которая подходит на место, закрытое картонкой. Порядок выбора клеток: правая нижняя, правая верхняя, левая нижняя, левая верхняя, средняя нижняя, средняя правая, средняя левая, средняя верхняя, центральная.Таким образом, ученики решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в определенном порядке. Учитель обращает внимание учеников на то, что для получения правильного ответа нужно рассмотреть фигуры сначала в трех верхних клетках и найти, какие фигуры одинаковые. Затем рассмотреть фигурки в трех средних и в трех нижних клетках, а также в трех вертикальных клетках слева, в центре и справа.
Задание 2. «Преврати в квадрат»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами (см. материалы к урокам, рис. 119).
Задача учеников - превратить каждую из данных фигур в квадрат. Для этого надо каждую фигуру мысленно разделить на две части (проведя пунктирную линию) и, мысленно оперируя ими, сложить из них квадрат. После решения всех задач ответы учеников обсуждаются.
Задание 3. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Материал к заданию: демонстрационные наборы из трех карточек со словами (10 наборов).
Учитель объясняет, что, кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частными понятиям, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».
Затем учитель показывает три карточки со словами. Учащиеся должны расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию. Слова для предъявления:
Полезное ископаемое - топливо - нефть.
Ливень - осадки - дождь.
Лесное растение - дерево - дуб.
Водоем - озеро - Байкал.
Съедобный гриб ~ гриб - масленок.
Корова - животное - домашнее животное.
Водоем - река - Волга.
Дятел - лесная птица - птица.
Луговая трава ~ трава - клевер.
Водное пространство - Атлантический океан - океан.
(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
-Какие задания мы сегодня делали?
-Какое задание вызвало у вас затруднение?
-Что вам понравилось?
Дети делятся своими впечатлениями.
Релаксация.
Ведущий: «Представь, что светит яркое солнце. Мы подставляем солнышку подбородок, слегка разжимаем губы и зубы ( на вдохе).
Вот летит жучок, он собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко-крепко закрывай рот, чтобы жучок не залетел.
Жук улетел, и слегка открываем рот, облегченно вздыхаем.
Теперь мы подставляем носик, пусть он загорает, рот полуоткрываем.
Вот летит бабочка, и выбирает на чей носик ей сесть. Давай сморщим носик, поднимем верхнюю губу, рот оставим полуоткрытым (задержка дыхания). Улетела. Расслабим мышцы губ и носа (на выдохе). Снова прилетела бабочка. Пусть она покачается на качелях: подвигаем бровями вверх-вниз.