Тренинг Давайте жить дружно


Дружба крепкая не сломается,Не расклеится от дождей и вьюг.Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,Вот что значит настоящий верный друг.
М. ПляцковскийГрупповой тренинг в 4 «А» классе.
Тема: «Давайте жить дружно!»
Цели:
Расширение знаний детей о дружбе.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
В результате занятия участники смогут:
– сформулировать понятие “дружба”,– практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,– приобретут навыки работы в сотрудничестве,– поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Ход занятия:
Упражнения №1
«снежный ком». Дети стоят в кругу, бросают друг другу мяч и говорят друг другу комплименты.
Правила группы.
1.В разговоре участвуют все.
2.Говори спокойно.
3.Не перебивай.
4.Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
-Кто согласен с правилами нашего общения?
Просмотр мультфильма.
Упражнения №2 «Мозговой штурм»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, наиболее удачные и чётко сформулированные из которых записываются на плакатах учениками. Учитель подводит итог и дает определение понятию “дружба”
– Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
Работа над понятием “дружба”. “Дружба – это …”. Что такое дружба?
Между кем она может быть?
Как найти друга и не потерять его?
Есть ли законы в дружбе?
Каким должен быть друг?
А каким ты должен быть другом?.– Ребята, Как Вы думаете какие могут быть правила дружбы?
Правила дружбы:• Не ссориться• Уступать• Не бояться просить прощения, если обидел друга• Быть вежливым• Не злиться• Помогать другу• Быть честным • Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Учитель подводит итог и дает определение понятию “дружба”
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку. (Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
  Слово учителя.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Упражнения №3
О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи, … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей, … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Друзья познаются … (в беде)
Не бросай друга … (в несчастье)
Крепкую дружбу … (и топором не разрубишь)
Сам себя губит … (кто других не любит).
Дружба и братство … (дороже любого богатства)
Старый друг … (лучше новых двух).
Дружба в делах … (помощница)
Дружбу помни … (а зло забывай).
Новых друзей наживаю … (а старых не забываю).
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Упражнение №4 «Дружба начинается с улыбки»Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это… Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,То счастливей каплю станешь.Она мигом обернётся,И к тебе скорей вернётся.Грусть она прогонит махом,Словно фея крыльев взмахом.На неё ты не скупись,С каждым ею поделись.И на праздник на большойПоважней она любойХоть конфетки, хоть открытки.Говорим мы об ... Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Улыбнитесь друг другу, посмотрите на своих друзей и протяните им свою руку.
Физминутка:
Встаньте дети, встаньте дети,Я твой друг и ты мой друг.Влево, вправо повернитесьИ друг другу улыбнитесь.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?Учащиеся делятся своими впечатлениями.Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
Упражнение №5 «Цветок дружбы»Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса. Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок.Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску. Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится? Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение № 6 «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам. Учащиеся становятся в круг с шарами пожимая руку передаривая их друг, другу говорят: такие слова «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?Учащиеся приводят свои объясненияПедагог-психолог обобщает высказывания учащихся.Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.Упражнение "Угадай эмоцию друга"Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние? Учащиеся. С помощью улыбки на лице. Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?Учащиеся высказывают свои соображения. Педагог-психолог подводит итог. • Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.• Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.• Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.• С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей. • Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.Разрешите мне вам дать ряд советов:• Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом. • Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.• Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.• Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.Упражнение «Цветок дружбы»Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса. Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску. Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится? Учащиеся делятся своими впечатлениями.Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам. Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.
IV. Постановка темы, цели, задачи урока.
Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?
Подберите слова, связанные с дружбой?
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р - радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
Из первых букв названных слов получилось слово…?
Тема нашего урока «Дружба».
Учитель: Я хотела бы начать наш урок со сказки.
Жила - была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет, волшебнику:
 - Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
 - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
 - Вот, выбирай, - сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую печаль, пятую – Дружба. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
 - Твоя правда, - ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
 Задумалась Любовь.
Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Вопрос детям: Почему Любовь выбрала Дружбу?
Учитель: Какое прекрасное слово «Дружба», произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать книгу или секретничать.
 V. Работа в тетрадях.
  Откройте тетради, запишите число, Тема урока – «Дружба».
Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба? Я предлагаю написать определение «дружбы» в тетрадь. (один ученик работает у доски).
А теперь сравните свои высказывания с выделенным текстом определения в книге на странице 62. (перепишите это высказывние с учебника в тетрадь)
В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение, что такое дружба:
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Учитель: А вы знаете пословице о дружбе? ( Ответы детей. )Работа в паре. «Собери пословицу».
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
 Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
Недостаток доверия вредит дружбе.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
( Поясняется смысл этих пословиц учащимися. ) - Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
 А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы  «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Весь материал – смотрите документ.