Тренинг Давайте жить дружно!




















Программа адаптации к среднему звену школы
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»















Педагог - психолог школы: Холина А.В.



















Петрозаводск 2013 год

Введение и обоснование программы.

Подростковый возраст называют критическим возрастом (в широком смысле слова). Именно в этом возрасте наблюдается становление и развитие рефлексии и сопутствующий этому поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. Задачей данной программы является помощь подростку, с одной стороны, овладеть психологическими знаниями, способствующими личностному росту, а с другой – достичь конструктивности в решении жизненно важных проблем в области межличностных отношений. Это обусловлено часто возникающими затруднениями в общении подростков с окружающими. Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что затрудняет их социальное и личностное развитие.
Программа направлена на коррекцию и профилактику нарушений процессов коммуникации подростков. Ее реализация даст им возможность опробовать различные коммуникативные стратегии, развить навыки общения, а также реализовать себя.

Данная программа основывается на следующих принципах:
Принцип актуализации и расширения субъективного опыта;
Принцип мотивационной готовности;
Принцип опоры на возрастные потребности;
Принцип учета возрастных особенностей;
Принцип целостности материала.

Содержательные аспекты работы в программе «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!».

Работа в программе предполагает цикл из 7 групповых занятий , объединенных общей тематикой и направленных на достижение определенных целей.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: 1. Развитие коммуникативных способностей подростков.
2. Сплочение коллектива.

Данные цели достигаются через решение серии задач:
формирование позиции взаимодействия;
актуализация проблем в общении, воспроизведение опыта их решения;
выявление значения индивидуального восприятия;
создание в группе атмосферы доверия и открытости;
тренировка оттенков восприятия партнера;
развитие внимания к окружающим в совместной деятельности;
осознание своих чувств, попытка вербализации;
отработка навыков рефлексии;
способствовать осмыслению помех и затруднений в процессе общения;
развитие чувствительности к невербальным средствам общения;
тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние;
актуализация ресурсных состояний;
знакомство с различными стилями поведения, выявление наиболее эффективного стиля поведения;

Основой для разработки содержания, форм и методов работы на занятиях послужили:
А.Г.Лидерс «Психологический тренинг с подростками»;
Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс!»
И.Вачков «Основы технологии группового тренинга. Психотехники»;
И.Желдак «Практикум по групповой психотерапии детей и подростков»;
«Основы конструктивного общения»




Особенности форм и методов проведения занятий в программе
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!».

Основная форма работы – групповые занятия. Групповое взаимодействие помогает принятию подростками ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования и рефлексии. Численность участников 8-12 человек. Возраст участников 10 - 12 лет (учащиеся 5 классов). Продолжительность одного занятия – 1 академический час, 1 раз в неделю. Продолжительность и частота встреч могут варьироваться. Желательно, чтобы группа была смешанной по половому признаку.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:
Групповая дискуссия – участникам предлагается блок вопросов для обсуждения. Ответы фиксируются ведущим, либо участниками.
Игры, упражнения, ролевые ситуации – способствуют более активному включению подростков в работу, вызывают у них большой интерес, помогают лучше осознать свои позиции и выработать адекватные ситуации способы поведения.
Мозговой штурм – проводится с учетом сложности и проблематичности темы, по соответствующим правилам.
Беседа.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАНЯТИЙ: В целях более технологичного проведения занятий были выделены структурные компоненты занятий. Однако, особенности их применения могут изменяться с учетом целей и задач конкретного занятия.
Приветствие.
Предложение ведущим темы занятия.
Разминочные упражнения.
Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).
Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).
Прощание



























Занятие 1 « С тобой приятно общаться».

Цели:
Способствовать развитию самопознания и рефлексии учащихся;
Формирование навыков общения.
Развитие способности принимать друг друга.

Ход занятия:
Приветствие: громко и всем вместе крикнуть: «Здравствуйте».

Упражнение «Давайте представимся»: по кругу каждый называет свое имя и рассказывает, чем любит заниматься и что нравится. Каждый следующий должен повторить слова предыдущих.
Упражнение «Комплименты»
Очень приятно, когда тебе говорят приятное в общении, не так ли? Однако, некоторым людям достаточно трудно как сделать комплимент другому, так и принять его. И вот сейчас мы с вами потренируемся говорить друг другу комплименты и принимать их (разделить участников группы на 2 круга – внутренний и внешний). Задание: стоящие лицом друг к другу должны сказать друг другу комплимент и поблагодарить за комплимент (в произвольной форме).
Упражнение «Взаимные презентации» - разделить учащихся на пары (с помощью двойных номеров). В течение 3 – 4 минут участники должны узнать как можно больше информации о том, кто находится с ним в паре. Задание – рассказать от первого лица о своем партнере. Обсуждение после выполнения упражнения:
Что вам больше понравилось: рассказывать или слушать, что рассказывает о вас ваш партнер?
Было ли так, что о вас рассказывали не всю информацию или что некоторая информация искажалась? Что вы при этом чувствовали?
Узнали ли вы что-нибудь новое о вашем партнере (что именно)?

Упражнение «Игра с мячом»
Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.
Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в пятом классе я...». Ответы могут быть самыми разными.
После выполнения упражнения раздайте детям бланки «Мои цели» (Приложение 5). Предложите им написать на своем листочке четыре главных желания или цели («Я хочу...»), учитывая свои возможности. Скажите: «Прежде чем написать, про свою цель, пусть каждый подумает про себя: "А что я могу сделать, чтобы исполнилось то, что я хочу... "».
Бланки остаются у детей. В ходе работы группы, по мере Достижения своих целей, каждый ребенок будет раскрашивать радугу, изображенную на бланке.
Обсуждение итогов занятия
Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Рефлексия: оценки на пальцах.
Прощание.












Занятие 2. «Находим друзей».
Цели:
- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
повысить самооценку детей.
Материалы:
- мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»);
«портреты в лучах солнца» с автопортретами детей (рисуем в начале занятия на солнышке)
Приветствие «Ласковое имя». Придумывается новое имя, которое начинается с первой буквы настоящего.
Разминка
Упражнение «Что я люблю делать»
Скажите следующее: «В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.
Передавая мяч друг другу, назовите свое имя и скажет о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хорошо получается. Можно также сказать о том, чему вы могли бы обучить других ребят».
После того как все участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из них хотел бы научиться у других.
Работа по теме занятия
Упражнение «Настоящий друг»
Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
Скажите следующее: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания».
Попросите каждого ребенка, передавая мяч другому, закончить предложение: «Друг это тот, кто...». Выпишите на доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества.
Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге и представить его группе, например:
Привет! Я бы хотел познакомить вас со своим другом Светланой. Она наша соседка, и я знаю ее очень давно. Она готовит самое лучшее печенье в мире и приглашает меня в гости. Мы с ней много разговариваем, а еще ходим вместе гулять. Она очень добрая и веселая.
Дискуссия на тему занятия
1. Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
2. Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы?
2. А если бы этот человек захотел сказать о том, чтоему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
3. Что мешает дружбе?
3. Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?
4. Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?
Эта тема особенно актуальна для классов, где дети находятся в конкурентных отношениях (например, для гимназических классов, в которые дети попадают в результате жесткого отбора). В таких случаях дети обычно борются за внимание со стороны учителя, за оценку. Соперничество друг с другом, особенно в учебной деятельности, приводит к обидам, ссорам, вспышкам гнева. В таких классах следует уделять особое внимание формированию навыков взаимодействия, развитию способности понимать себя и другого.


Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Это упражнение поможет детям научиться принимать другого человека и находить в нем положительные качества.
Попросите детей взять свои «портреты в лучах солнца»: и написать на двух-трех лучиках солнышка свои достоинства и положительные качества. После этого попросите их передать свои портреты соседу слева. Он, а затем и каждый последующий в круге, должен дополнить список хороших качеств изображенного на фотографии ученика, записывая эти качества на оставшихся лучиках.
Необходимо учесть, что сильные стороны в другом ребенке дети находят быстро, иногда труднее обстоит дело с поиском собственных достоинств. Бывает, что дети пишут что-то обидное, в этом случае следует еще раз напомнить инструкцию и оказать поддержку ребенку, на портрете которого появилась задевающая надпись. Поскольку дети пишут медленно, следует отвести на выполнение этого упражнения достаточно времени.
Обсуждение итогов занятия
Обсудите действия и чувства всей группы. Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Рефлексия: оценки на пальцах.
Прощание.









































Занятие 3. «Узнай свою школу».
Цели:
помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
Материалы:
- несколько больших листов ватмана, фломастеры, маркеры.
Приветствие: Поздороваться за руку с каждым. Условие, не выпускать руку партнера до тех пор, пока не возьмешься за руку другого человека.
Упражнение «2 круга» - разделить учащихся на две группы и расположить их в виде внутреннего и внешнего кругов, лицом друг к другу. Те, кто стоят во внутреннем кругу говорят, обращаясь к своему товарищу напротив: «Я рад с тобой общаться!» и протягивают ему руку. Партнер отвечает: «Спасибо, с тобой очень приятно общаться!» и пожимает протянутую руку. Участники внутреннего круга остаются на месте, а те, кто стоит во внешнем кругу, делают шаг вправо. Упражнение продолжается, пока не получится первоначальный вариант расположения участников в кругах.
Упражнение «Узнай свою школу»
Упражнение поможет учащимся ознакомиться с правилами школы и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
Скажите следующее: «Сейчас мы выполним упражнение которое поможет нам лучше понять, какие правила поведения приняты в нашей школе. Я буду задавать вам вопросы, а вы, хорошо подумав, отвечайте на них».
Вы можете предлагать для обсуждения любые ситуации, задавать любые вопросы, которые помогут ввести определенные правила и нормы поведения, принятые в вашей школе и актуальные для класса, с которым вы работаете. Примерные вопросы:
Что я делаю, когда опаздываю в школу или на урок?
Сколько раз нужно опоздать в школу, чтобы попасть к директору?
Как я могу быть наказан за опоздание?
Если надо уйти с занятий на прием к врачу, с кем мне договориться об этом?
Что мне делать, если я плохо себя почувствую?
Я потерял учебник. Что мне делать?
У меня пропала куртка из раздевалки. Что мне делать?
Что мне делать, если мне угрожает другой ученик?
Как я могу попасть на встречу со школьным психологом?
Назовите три основных правила поведения во время перемены.
Какие вещи нельзя приносить в школу?
Что такое «плохое поведение в школе»? Подумайте, за какое поведение ученика могут выгнать из школы.
Дискуссия на тему занятия
В ходе обсуждения помогите детям выделить оптимальные варианты поведения в разных ситуациях. Поговорите о разных видах поведения: уверенном, неуверенном, грубом, агрессивном. Предложите детям разыграть некоторые из предложенных во время обсуждения ситуаций. Важно, чтобы все школьники поучаствовали в этом.
Задайте детям следующие вопросы:
1. Вспомните, когда вы себя чувствовали уверенно или неуверенно в школе. Почему вам запомнились эти ситуации? Что чувствовали в этих ситуациях люди, находящиеся вместе с вами?
2. Были ли ситуации, когда вы вели себя грубо, может быть даже агрессивно?
3. Какие правила поведения обязательны для соблюдения в школе?
Запишите на доске основные правила вашей школы.
Следует специально подготовиться к этому занятию, составить предварительный список правил и традиций школы после совместного обсуждения с администрацией учителями школы. Если эта тема никогда раньше не обсуждалась, можно посвятить отдельное занятие выработке правил класса, собрав всех детей и пригласив классного руководителя.
Обсуждение итогов занятия
Пусть участники расскажут о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем недовольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Прощание.
Рефлексия: оценки на пальцах.
Занятие 4. «Что поможет мне учиться?»
Цели:
- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;
способствовать формированию учебных навыков;
- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.
Материалы:
таблички с ответами «да», «нет», «иногда», плакат с правилами (для упражнения «Правила поведения на уроке»).
Приветствие: 2 круга – вешний и внутренний, поздороваться глазами, руками ногами, головами, спинками.
Работа по теме занятия
Упражнение «Что поможет мне учиться»
Скажите, что сегодня вы все вместе попробуете ответить на вопрос «Что поможет мне учиться?». Предложите детям для «голосования» (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз «не согласен») со следующим утверждением:
Я умею находить плюсы даже в трудной ситуации.
Я точно знаю, что мне по силам.
Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще нал учиться.
Я умею планировать свое время и быть организованный
Я знаю и стараюсь соблюдать школьные правила.
Я представляю, где и у кого могу получить помощи
Я умею внимательно слушать в классе.
Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.
Я умею заботиться о своем здоровье.
Обсудите, что из перечисленного дети считают особенно важным. Пусть желающие расскажут о том, что еще помогает им в учебе.
Упражнение «Правила поведения на уроке»
Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.
Перед началом занятия повесьте на видное место плакат с правилами, развесьте таблички с ответами «да», «нет», «иногда» на разные стены классной комнаты.
Скажите следующее: «Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Их всего три: "Будь подготовленным", "Работай на уроке", "Уважай окружающих". Сейчас я объясню вам, что значат эти правила. Например, я подготовленный, если сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок; приношу все, что нужно для урока; успеваю сделать задание в классе; выполняю домашние задания.
Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. Вы уже знаете, что каждому ответу соответствует свой знак. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и встанет рядом с соответствующим рисунком. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила».
1. Будь подготовленным:
я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
я приношу все необходимое к уроку;
я успеваю выполнить задание в классе;
у меня нет проблем с выполнением домашней работы.
2. Работай на уроке:
я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
я работаю вместе с классом;
я хорошо выполняю работу в классе.
3. Уважай окружающих:
я не разговариваю на посторонние темы на уроке;
я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;
я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;
я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите с ребятами следующие вопросы:
Какие правила трудно выполнять лично вам? (Следует оказать поддержку детям, которым трудно выполнять многие правила).
Все ли эти правила обязательны для выполнения?
Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?
Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?
Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как?
Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?
Чему вы научились уже в начальной школе?
По результатам двух последних занятий можно провести семинар с учителями, на котором еще раз поговорить о том, как важно выработать по возможности единую систему требований, четко сформулировать для детей основные требования к ним и критерии оцени их работы.
Обсуждение итогов занятия
Пусть участники скажут о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.
Рефлексия: оценки на пальцах.
Прощание

Занятие 5. «Легко ли быть учеником?»
Цель:
помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;
 - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.
Приветствие
Работа по теме занятия
Игра «Идеальный ученик»
Каждый учащийся садится на специальный «стул идеального ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д.
Выпишите все предлагаемые детьми качества на доску.
Дискуссия на тему занятия
1. Как я отношусь к роли идеального ученика?
2. Какие есть преимущества в позиции идеального ученика?
3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?
4. Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе?
5. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей?
6. Для чего учусь я?

В ходе обсуждения часто выясняется, что разные учителя требуют соблюдения разных правил. Например, на уроке математики на устном счете надо обязательно включаться в работу одновременно, а для урока русского языка нужно заранее, еще дома записать в тетради дату следующего дня. Постарайтесь, чтобы дети поняли смысл соблюдения тех или иных правил.
О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачника.
Притча о башмачнике
Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви, И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башмаки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.
Важно, чтобы к концу дискуссии дети поняли: идеальных Учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать настоящимучеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой.
Прочитайте детям отрывок из повести М. Вильямс «Вельветовый кролик».
Что значит быть настоящим? спросил однажды Кролик. – Это когда внутри тебя звенят всякие штуки, а сбоку торчит ручка?
То, из чего ты сделан, не имеет значения, ответила Кожаная Лошадь. С тобой что-то происходит... Ребенок любит тебя долго-долго, не просто играет с тобой, а по-настоящему любит тебя, вот тогда-то ты и становишься настоящим. Но помни, это не происходит сразу. На то, чтобы стать настоящим, уходит порой очень много времени... Но когда ты настоящий, ты не сможешь быть неприятным или неинтересным, разве только для людей, которые вообще ничего не понимают.
Упражнение «Рисуем слово»
Это необычное упражнение помогает ослабить негативные эмоции и тревогу детей.
Скажите следующее: «Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах математика и учитель у некоторых школьников даже дома опускаются руки и портится настроение. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого опыта. Одно и то же слово может вызывать у разных людей разные чувства.
Например, я произношу слово "контрольная". Все реагируют на него по-разному:
Дима расцветает, приободряется, радуется, что точно знает тему и уверен в отличной оценке, а Кирюша готов уже что-то придумать, чтобы школу прогулять, и грустно ему, и стыдно, и тоскливо, и вспоминается, как огорчалась мама из-за очередной его двойки.
Что это слово значит для тебя? Какие чувства и воспоминания приходят?
Какие возникают ассоциации?
Представь себе это слово написанным на листе бумаги. Как оно выглядит?
Как звучит слово "контрольная"?
(Пусть каждый ребенок коротко ответит на эти вопросы.)
Сегодня мы, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним. Итак, начнем.
1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит.
2. Теперь составьте список слов, относящихся к данной проблеме.
Продолжите предложение: «Стоит мне услышать слово...»
Какое это слово для вас? Какое слово заставляет вас волноваться сильнее всего?
3. Каждый из вас будет работать со своим словом. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге...
Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают у вас легко, будто сами по себе. Ваше слово может навеять впечатления, о которых я вас не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже».
Задавая детям вопросы, придерживайтесь следующего порядка:
Анализ структуры слова
Зрительные особенности
Способ написания слова:
- печатные буквы или рукописные;
- если печатные только заглавные или и заглавные, и строчные;
- если рукописные собственный почерк или кого-то другого (если другого, то чей);
если почерк собственный нынешний или «более ранний» (например, как в первом классе).
Характер изображения букв:
изображены в цвете;
- сделаны из чего-либо (например, высечены из камня; с подсветкой; выведены кремом на торте и т.д.).
Величина букв:
- большие (как, например, на рекламном щите) или маленькие (как в книге).
Цвет букв:
- цветные или черно-белые; если цветные, то каким цветом написаны.
Фон:
- светлый; темный; цветной.
Особенности формы:
- буквы острые; округлые; жирные; «каракули» и т.д.
Особенности начертания:
- прямое; наклонное; несимметричное (то так, то эдак) и т.д.;
- нестандартные буквы например, одна из букв слишком большая (кривая) и т.д.
Где размещены (относится к представлению);
- надо мной; передо мной; подо мной; сбоку от меня.
Звуковые особенности
Чей голос произносит слово:
мой собственный;
голос женщины; мужчины; ребенка; чей конкретно;
несколько голосов;
Громкость:
громко; тихо.
Высота тона:
- высокий, средний или низкий.
Акустические особенности:
например, эффект «эха».
Темп:
быстро; медленно.
Мелодия слов:
раскатисто; монотонно; напевно.
Как произносится слово:
- негативно: жалобно, угрожающе, по-военному, тревожно
- позитивно: дружески, ободряюще, воодушевляюще, радостно, многообещающе и т.д.
Источники звука в пространстве:
слово звучит сзади; спереди; сверху;
стереоэффект.
Другие особенности
Материал, из которого сделано слово:
мягкий или твердый;
колющийся или гладкий;
теплый или холодный;
легкий или тяжелый;
какая поверхность?
Запах:
ассоциируется ли изображение с запахом? Какой это запах?
Вкус:
ассоциируется ли изображение со вкусом? Какой это вкус?
4. Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само слово, обозначающее это событие, должно вызывать у вас чувство уверенности и спокойствия. Я хотела бы сделать так, чтобы это слово вызывало у вас хорошее настроение.
Итак, теперь давайте мысленно изобразим слово по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным.
Как должно быть написано слово?
Как должно оно звучать?
– Как вы должны его ощущать?
– Какие другие особенности имеются у этого слова?
– Приукрасьте ваше слово, пусть оно станет "безобидным"
А сейчас возьмите карандаши, маркеры, гуашь и нарисуйте, как преображается слово».
После окончания работы дети показывают свои рисунки, делятся впечатлениями.
Обсуждение итогов встречи
Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
Ежедневно, например, с 18.00 до 18.30 превращайте слово, с которым работали в классе (или другое), в магическое.
Проследите, изменились ли в результате «колдовства» чувства, связанные с этим словом, в лучшую сторону.
Рефлексия: оценки на пальцах.
Прощание









Занятие 6. « Конфликт или взаимодействие?»
Цели:
развить навыки общения и разрешения конфликтов;
- научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.
Материалы:
небольшая чаша, кувшин или горшочек, плакат с изображением эмоций (например, плакат «Что ты сейчас чувствуешь?» издательства «Генезис»);
- мяч (для упражнения «Назови чувство»)
- стол, стулья, какие-нибудь призы, например, две ручки или шоколадки (для упражнения «Конфликт или взаимодействие? »);
- плакат с «Правилами обсуждения» (для упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации»).
Приветствие
Разминка
Упражнение «Назови чувство»
Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: Одно положительное, одно отрицательное.
Обсуждение домашнего задания
Предложите желающим прочитать свои статьи об учителе, у которого они брали интервью (не больше двух статей).
Затем скажите следующее: «Дома каждый из вас должен был написать наиболее интересующий вас вопрос по поводу взаимоотношений с учителями и одноклассниками, и меня на столе стоит чаша. Положите в нее листочки я вопросами. Эта чаша, назовем ее "Чаша чувств", будет в моем кабинете постоянно, и вы сможете в течение недели опускать в нее листочки с вопросами, которые будут у вас. возникать. На следующих занятиях мы будем брать наугад по 23 вопроса из чаши, чтобы обсудить их со всей группой и найти решение проблемы».
Работа по теме занятия
Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»
Цель этого упражнения продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.
Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).
Скажите следующее: «Ваша задача за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание 1 очко)».
Большинству пар придется бороться за каждое очко, но! некоторые участники не будут оказывать никакого со-1 противления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру.
Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите с ребятами различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща.
Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?
Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.
Как люди договариваются, кто будет решать, а кто подчиняться решениям?
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»
Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.
Возьмите «Чашу чувств» и кажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации. Конфликты это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.
Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы обсуждать ее по следующим правилам».
Правила обсуждения
Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.
Не осуждайте чужие идеи.
Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.
Предлагайте как можно больше идей.
Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения. Записывайте ответы детей на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них; приемлемые.
Кто-то дразнит или обзывает тебя.
Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.
Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.
Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.
После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите следующие вопросы:
В чем причины конфликтов?
Как можно предотвратить конфликт?
Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
Пусть дети по ролям разыграют конфликтные ситуации из «Чаши чувств», придумав для них благополучный исход.
Обсуждение итогов занятий
Обсудите действия, ощущения всей группы. Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
1. Допишите свои вопросы в «Чашу чувств». Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции, которые вам не нравятся.
2. Нарисуйте ситуацию счастья и подготовьте рассказ о ней. Рисунок может быть любым: можно изобразить конкретную ситуацию или просто раскрасить листок или изобразить что-нибудь непонятное. Главное, чтобы он передавал настроение.
Рефлексия: оценки на пальцах.
Прощание
















Занятие 7. «Учимся слышать друг друга».

Цели:
Способствовать развитию самопознания и рефлексии учащихся;
Формирование навыков общения.
Развитие способности принимать друг друга.

Ход занятия:
Приветствие: «Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение в данный момент. Вся группа по сигналу повторит эту позу. Затем изобразит свое настроение следующий участник».

Упражнение «Меняются те, кто»: Все сидят на стульях в кругу, ведущий стоит в центре круга и предлагает поменяться местами тем, у кого, например, черные шнурки. Задача – всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим.

Беседа: «Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое правильное слушание и умеем ли мы слушать других людей».
Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам казалось, что собеседник вас не слушает? По каким признакам вы это определяли?

Упражнение «Общение в парах»: участники группы разбиваются на пары. Первая часть упражнения заключается в том, что один в паре рассказывает о чем-либо, другой пытается изобразить человека, который не слушает (3 минуты). Смена ролей (3 минуты). Вторая часть упражнения – один рассказывает о чем-либо, другой внимательно слушает (3 минуты). Смена ролей (3 минуты).
Заметили ли вы какие-либо различия в ощущениях при общении со слушающим и не слушающим собеседником?
Что вы чувствовали, когда собеседник вас не слушает? Что хочется сделать?
Какие ощущения возникают, когда вас внимательно слушают?
С каким человеком хочется общаться дальше?
Вы на собственном опыте убедились, что, действительно, человек, которого не слушают испытывает далеко не самые приятные чувства.

Упражнение «Доктор Ватсон сказал»: Когда ведущий, показывая какое-либо движение, произносит слова: «Доктор Ватсон сказал», ребята должны повторить данное движение. Если же такие слова не звучат, то повторять его не нужно. Нарушившие правило, по окончании игры, должны будут изобразить танец диких страусов.

Упражнение «Эксперты»: Из группы выбираются 2 независимых эксперта. Их задача – выделить из остальных участников тех, кого они считают умеющими слушать.
Почему вы выбрали именно их? В чем проявляется их умение слушать?
Согласны ли сами выбранные участники, что они являются хорошими слушателями?
Вопрос к остальным участникам: правильный ли выбор сделали эксперты?

Упражнение «Испорченный телефон»: 5 участников группы просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого ведущий вызывает второго участника в комнату, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшаяся часть группы наблюдает, кто упустил информацию, кто ее исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе. ТЕКСТ: Учительница по рисованию, Тамара Васильевна, попросила вам передать, что она в 9 часов будет находится в кабинете директора, чтобы обсудить с ним кандидатуры тех ребят, которых следует наградить за участие в конкурсе рисунков на тему «Мой город». Возможно, она опоздает на начало урока, поэтому просит вас со звонком зайти в кабинет номер 5 и начать выполнять рисунки на тему «Золотая осень».

Рефлексия: оценки на пальцах.

Ритуал прощания: «Мы – молодцы!»





Заголовок 2 Заголовок 315