Программа внеурочной деятельности Физика человека (7 класс, предметная область физика)







Рабочая программа внеурочной деятельности
«Физика человека»
для учащихся 8 классов
на 2015 / 2016 учебный год



Разработчик программы:
Андреева Ю.В..,
учитель физики,
высшая квалификационная категория.

2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с требованиями:

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897),
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915).
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189).

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие
человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах,
в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека .
В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской
и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и
постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно – технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих
в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно – следственные связи, существующие в живой
и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практико – ориентированный характер с элементами научно – исследовательской деятельности.

Элективный курс предназначен для учащихся 1-й ступени изучения физики: 8-9-х классов в соответствии с
новыми требованиями ФГОС ООО.
Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении природоведения и естествознания, а также параллельно изучению физики в соответствующем классе.

Цели курса:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения человека как физического объекта и самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения поставленных задач;
Применение знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества всё, что необходимо знать для объяснения человека как физического объекта.
Использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Демонстрация учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.
Задачи курса:
-Формировать умения применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в организме человека;
-Совершенствовать методику проведения эксперимента;
-Вырабатывать навыки сотрудничества в процессе работы в группах и парах.
-Развивать интеллектуальную компетентность учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа внеурочной деятельности «Физика человека» ориентирована на развитие у учащихся интереса к физическим явлениям, на организацию самостоятельного, познавательного процесса и практической деятельности. Учащиеся, изучающие этот курс, в классе выполняют творческие работы по составлению задач и отчётные работы по темам с элементами реферативной работы.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.
Форма организации: внеурочная деятельность для учащихся 8-9-ых классов. Возможно участие в работе учащихся 7-х классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2 лет. Всего – 70 ч.
Сроки реализации программы: 2 года.
Основная идея:
показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении биологических явлений на примере человека и их физическое объяснение.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
какие физические законы можно использовать при объяснении процессов , происходящих в организме человека;
особенности своего организма с точки зрения законов физики.

уметь:
работать с различными источниками информации;
наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;
моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения , представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков,
ставить исследовательские задачи.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (игры, викторины, конкурсы, изготовление и оформление стенгазеты, сборника статей)
Приёмы и формы проведения занятий
беседа;
диспуты;
викторины;
игры;
конкурсы;
выставки моделей и макетов;
групповая работа;
участие в конкурсах и конференциях;
поисковая работа: нахождение информации на пройденную тему;
коллективные творческие дела.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Предполагаемый результат деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта:

·
·повышение качества знаний в области физики.

·
·рост познавательной и творческой активности.

·
·формирование технического, творческого подхода в коллективной и самостоятельной деятельности.

·
·развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

Личностные умения:

·
·Любовь и уважение к Отечеству, его культуре, исследователям, ученым.

·
·Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества.

·
·Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), развивать эстетические потребности, ценности и чувства;

·
·Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации.

·
·Развитие исследовательско- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Метапредметные умения
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:

·
·Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

·
·Удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

·
·Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

·
·Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

·
·Овладение основами самооценки; анализ собственной работы.
Познавательные УУД:

·
·Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

·
·Формирование основ смыслового чтения художественных текстов разных жанров.

·
·Умение аргументировать собственное мнение и позицию.

·
·Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения.

·
·Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы.

·
·Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения.
Коммуникативные УУД:

·
·Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

·
·Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

·
·Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

·
·Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, умение обосновывать собственнуюпозицию.

·
·Эмоциональное декламирование стихов, умение выслушать, поддержать и оценить чтение стихов товарищей.

·
·Составление сочинения с использованием информации, полученной из разных источников.

Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Тестирование
- Анкетирование учащихся
- Конкурсы





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (8 класс)

Тематика разделов курса
Количество часов

1
Точность и погрешность измерений.
1

2
Строение вещества. Молекулы и что они определяют. Агрегатные состояния и их роль в жизни человека, особая роль воды. Процесс дыхания человека. Лёгкие и определение их объёма.
2

3
Механическое движение. Скорость и их примеры в природе. Определение времени и расчёт пути. Измерение длины шага, пройденного пути и скорости. Способы определения объёма и массы человеческого тела, а также его плотности.
6

4
Определение силы тяжести и веса человека, а также их зависимости. Перегрузки человека и их влияние на физическое состояние человека. Роль силы трения в жизни человека. Физика ходьбы.
6

5
Давление. Способы и примеры изменения давления в различных средах, различных приспособлениях и сооружениях. Определение площади опоры и давления человека при ходьбе и стоя. Сообщающиеся сосуды в природе. Давление в сосудах человека. Кровяное давление: систолическое, диастолическое и способы его определения. Факторы, влияющие на кровяное давление. Атмосферное давление и погода. Роль погоды на самочувствие человека. Архимедова сила, действующая на человека в реке и в море. Применение задачи Архимеда для практических расчётов.
10


6
Механическая работа и мощность в природе (примеры).Расчёты механической работы, совершаемой человеком в различных случаях. Способы расчёта потенциальной и кинетической энергий человека. Простые механизмы в природе. Руки человека - примеры рычагов. Принцип работы рычажных весов.
7


7
Молекулярно-кинетическая теория материи. Теория строения вещества и физических явлений. Внутренняя энергия человека. Количество теплоты как мера изменения внутренней энергии любой тепловой системы. Внутренняя энергия топлива, пищи и их значение для жизнедеятельности человека. Температура человеческого тела и её связь с физическим состоянием человека. Измерение и вычисление количества теплоты при различных процессах, происходящих в жизни человека. Значение воды в жизни человека. Водоворот воды в природе и погода и состояние человека. Влажность воздуха и физическое состояние человека.



8
Электронная теория Друдэ-Лоренца для объяснения электрических явлений. Электризация тел и человека. Жизнь человека в электрическом поле Земли. Электрические явления в природе и человек. Электрический ток и его значение в жизни человека. Объяснение магнетизма с т.з. теории Друдэ-Лоренца. Магнитные бури и состояние человека.

3


Всего
35























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы внеурочной деятельности качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно – следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса к физике , к экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. По окончании изучения курса учащиеся составляют “Физический паспорт человека”.
Механические параметры человека. Физика. Человек. Окружающая среда. Линейные размеры различных частей тела человека, их масса. Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит человек. Сила давления и давление в живых организмах. Скорости проведения нервных импульсов. Законы движения крови в организме человека. Естественная защита организма от ускорения . Проявление силы трения в организме человека. Сохранение равновесия живыми организмами. Центр тяжести тела человека. Рычаги в теле человека. Ходьба человека. Виды суставов. Деформация костей, сухожилий мышц. Прочность биологических
материалов. Строение костей с точки зрения возможности наибольшей деформации. Тело человека в гравитационном поле земли .
Условия длительного существования человека на космической станции. Меры защиты летчиков и космонавтов от ускорения . Невесомость и перегрузки . Работа и мощность , развиваемая человеком в разных видах деятельности . «Энергетика » и развитие человека. Применение закона сохранения энергии к некоторым видам движения человека. Колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись.
Стетоскоп и фонендоскоп. Радиоволны и человек . Звук как средство восприятия и передачи информации . Орган слуха . Ультразвук и инфразвук. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека. Слуховой аппарат. Терморегуляция человеческого организма. Роль атмосферного давления в жизни человека. Осмотическое давление. Изменение кровяного
Давления в капиллярах. Влажность. Органы дыхания . Тепловые процессы в теле человека . Человек как тепловой двигатель . Энтропия
И организм человека
Электрические свойства тела человека . Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики Земли . Фоторецепторы , электрорецепторы, биоэлектричество сна . Электрическое сопротивление органов человека постоянному и переменному току . Магнитное поле и живые организмы. Строение глаза человека . Сила аккомодации глаза . Оптическая сила . Дефекты зрения и способы их исправления .
Особенности зрения человека. Разрешающая способность глаза человека. Как получается , что мы видим . Граммофонная пластинка
И глаз . Для чего нам два глаза . Спектральная и энергетическая чувствительность глаза.

Программа внеурочной деятельности предусматривает выполнение следующих условий:
1. Активное участие в подготовке и проведении семинаров, конференций, выпуске газет, изготовлении моделей.
2. Выполнение не менее половины лабораторных работ .
3. Выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского характера.
4. Составление «Физического паспорта человека».

Практические работы
ОПРЕДЕЛИТЬ:
1. Длину своего шага;
2. Число шагов из школы домой;
3. Время из школы домой;
4. Расстояние из школы домой;
5. Среднюю скорость из школы домой;
6. Массу своего тела;
7. Объём своего тела;
8. Плотность своего тела;
9. Силу тяжести своего тела;
10. Вес своего тела (в покое на горизонтальной поверхности);
11. Площадь своей опоры при ходьбе и стоя;
12. Давление своего тела при ходьбе и стоя;
13. Свою ручную силу;
14. Архимедову силу, действующую на своё тело в реке;
15. Вес своего тела в реке;
16. Силу давления со стороны атмосферы на поверхность своего тела;
17. Массе какого груза эта сила соответствует;
18. Время подъёма и работу на свой этаж;
19. Среднюю мощность при этом подъёме;
20. Среднюю скорость при этом подъёме;
21. Потенциальную энергию в своей квартире относительно Земли;
22. Работу по дороге из школы домой, если средняя мощность 40Вт (для 13 лет);
23. Массу тела;
24. Массу воды в теле;
25. Массу крови в теле;
26. Массу сердца;
27. Температуру тела;
28. Температуру частей тела: рук, живота, подошвы ног;
29. Расход энергии организма при изменении температуры на 1 град. С;
30. Количество теплоты, необходимое для нагревания крови на 2 град.C;
31. Энергию, полученную при завтраке(о необходимости второго завтраке в школе):
чай-200г.(t=58град.С),
хлеб-100г,
масло-20г.,

Календарно-Тематическое планирование


тема
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности учащихся.
дата
Планируемая
Фактическая

1
Точность и погрешность измерений при изучении приборов: линейка, секундомер, мензурка.
Беседа.

Учебно-
коммуникативные:
умение слушать и
слышать;
умение выражать свои мысли.
4.09


2
Строение вещества. Молекулы. Что они определяют?
Беседа.
Обзор периодических изданий.
Учебно-интеллектуальные умения:
обобщать, делать выводы. Работа с текстом,
обобщать, искать нужный материал, используя различные источники информации, умение делать выводы по итогам деятельности, выстраивать логические цепочки
11.09


3
Агрегатные состояния вещества и их роль в жизни человека, особенно - вода. Т/р по теме урока. Процесс дыхания человека. Л/о "Определение объёма лёгких".
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее. Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
18.09


4
Механическое движение. Скорость и примеры их в природе.
Работа со справочниками, самостоятельное составление задач
Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
25.09


5
Расчёт пути и времени.
Работа со справочниками, самостоятельное составление задач
Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.
2.10


6
Измерение длины шага, пройденного пути и скорости
самостоятельное составление задач
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
9.10


7
Масса тела и способы её определения. Л/о"Определение массы различных тел".
Практическая работа
Наблюдение, умение анализировать, работать с оборудованием.
Умение выделять главное, самоконтроль.
16.09


8
Способы определения объёмов тел, определение объёма человеческого тела. Л/о "Определение объёмы тел".
Практическая работа
Наблюдение, умение анализировать, работать с оборудованием.
Умение выделять главное, самоконтроль.
23.09


9
Плотности различных тел, определение плотности человеческого тела.
Работа со справочниками, самостоятельное составление задач
Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
30.09


10
Сила тяжести, определение силы тяжести человеческого тела.
самостоятельное составление задач
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
13.11


11
Вес тела, определение веса человеческого тела. Т/р "Отчего и как зависит вес человека?".
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее. Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
20.11


12
Перегрузки и человек. Т/р по теме.
Практическая работа
Наблюдение, умение анализировать, работать с оборудованием.
Умение выделять главное, самоконтроль.

27.11


13
Сила трения и природа.
Чтение, работа со справочной литературой.
Учебно-интеллектуальные умения:
обобщать, делать выводы. Работа с текстом,
обобщать, искать нужный материал, используя различные источники информации, умение делать выводы по итогам деятельности, выстраивать логические цепочки
4.12


14
Роль силы трения в жизни человека. Ходьба.
самостоятельное составление задач
Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.

11.12


15
Деловая игра: "Силы в жизни человека".
Деловая игра
Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность
18.12


16
Давление. Т/р по теме.
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее..
25.12


17
Способы и примеры увеличения и уменьшения давления в различных средах, различных приспособлениях и сооружениях.
Практическая работа
Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
15.01


18
Определение площади опоры и давления человека при ходьбе и стоя.
Практическая работа
Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.
22.01


19
Л/о "Определение площади опоры".
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее. Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
29.01


20
Сообщающиеся сосуды в природе.

Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
5.02


21
Давление в сосудах человека.

Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.
12.02


22
Кровяное давление: систолическое(сжатие сердечной мышцы для поступления крови в артерию), диастолическое (расслабление сердечной мышцы и наполнение кровью из вены).
Беседа.
Обзор периодических изданий.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
19.02


23
Факторы, влияющие на повышение кровяного давления. Т/р по теме. Л/о "Измерение кровяного давления. Тонометр".
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее.
26.09


24
Атмосферное давление и погода. Роль погоды на самочувствие человека. Т/р по теме.
Практическая работа
Наблюдение, умение анализировать, работать с оборудованием.
Умение выделять главное, самоконтроль.

4.03


25
Архимедова сила, действующая на человека в реке и в море. Задача Архимеда. Т/р по теме.
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее. Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
11.03


26
Механическая работа и мощность в природе(примеры).Механическая работа, совершаемая человеком в различных случаях.
самостоятельное составление задач
Развивать способность работать со справочным материалом, умение работать с различными источниками информации.

18.03


27
Определение потенциальной и кинетической энергий в различных случаях.
Практическая работа
Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
1.04


28
Простые механизмы. Простые механизмы в природе. Рычаги в теле человека. Т/р по теме. Л/о "Рычажные весы".
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее. Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
8.04


29
МКТ материи. Теория строения вещества и физических явлений. Тепловые явления и внутренняя энергия человека.
Беседа.
Обзор изданий.
Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
15.04


30
Количество теплоты - мера изменения внутренней энергии. Внутренняя энергия топлива, пищи их для жизнедеятельности человека. Т/р по теме. Л/о "Расчёт энергии пищи".
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее.
22.04


31
Температура человеческого тела и её связь с физическим состоянием человека. Л/о "Измерение температуры человеческого тела".
Практическая работа
Наблюдение, умение анализировать, работать с оборудованием.

29.04

32
Агрегатные состояния вещества и их изменения. Расчёт количества теплоты при подобных процессах в жизни человека.
Беседа
Умение выделять главное, самоконтроль.

6.13

33
Водоворот воды в природе и погода.
Беседа.
Обзор периодических изданий.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
13.05

34
Влажность воздуха и её влияние на физическое состояние человека
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.

20.05

35
Т/р по теме. Л/О "Определение относительной влажности воздуха".
Практическая работа
Навыки работы с оборудованием.
Умение формулировать цель в сотрудничестве с учителем и удерживать ее. Умения работать в группе, проводить индивидуальную исследовательскую деятельность.
27.05



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА - 9класс
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Движение и силы. Масса тел, плотность. Сила тяжести и вес тела. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Законы Ньютона и деформации. Простые механизмы в живой природе.
Мощности, развиваемые человеком.
2. Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Биоакустика рыб и как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Методы выстукивания - перкуссия и выслушивания - аускультация.
Регистрация звуков сердца и лёгких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук и его роль в биологии и медицине.
Аппарат-предсказатель шторма.
3. Электрические свойства тканей организма. Поражений деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрация.
Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.
4. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений.
5. Законы распространения света. Зеркала. Линзы. Оптические приборы в жизни человека (лупа, микроскоп, телескоп и др.)
Особенности зрения у других живых организмов. Дефекты зрения (близорукость, дальнозоркость, дальтонизм, цветоаномализм) и гигиена зрения.
Практические работы
Определить:
1. Время, в течение которого глаза ученика закрыты за урок (время моргания - 0,4 секунды).
2. Длину своего шага.
3. Среднюю скорость из школы домой.
4. Среднюю скорость при подъёме на свой этаж.
5. Массу своего тела.
6. Силу тяжести и вес вашего тела на горизонтальной поверхности и в покое.
7. Определить свою реакцию с помощью линейки.
8. Время прохождения звука вдоль тела.
9. Расстояние до молнии при t=20 град., если звук шёл 4 секунды.
10. Частоту вашего голоса и длину ваших голосовых связок.
11. Длину волны вашего голоса.
12. Энергию, поглощённую телом за 20 минут загара.
13. Дозу ультрафиолетового излучения при загаре за 20 минут.
14. Поглощённую дозу радиоактивного облучения за год.
15. Электрическое сопротивление эпидермиса;
16. Максимальное безопасное напряжение;
17. Минимальное безопасное напряжение; соответствуют ли эти (пп.12 и 13)значения действительности? Почему?
18. Величину электрического тока в слуховом аппарате: мощность=0,01Вт,а U=1В;
19. Фокусное расстояние своего глаза;
20. ''Базу'' своего глаза;
21. Диаметры своего зрачка: в темноте и при ярком свете;
22. Минимальную скорость движения киноплёнки размером:(2см. Х 2cм.);
23. Дефект зрения: близорукость или дальнозоркость.

Поурочное планирование:
1. Движение и силы.
2. Сила тяжести и вес тела.
3. Сила трения в живых организмах.
4. Давление в жидкостях и газах и их влияние на живые организмы.
5. Сила Архимеда и её влияние на человека.
6. Законы Ньютона и деформации в природе.
7. Простые механизмы в живой природе.
8. Мощности, развиваемые человеком.
9. Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека.
10. Биоакустика живых организмов и определение ими направление звука.
11. Слуховой аппарат человека как физический объект.
12. Методы выстукивания живых организмов.
13. Регистрация звуков сердца и лёгких.
14. Эхо в живой природе.
15. Ультразук и его роль в биологии и медицине.
16. Аппараты, предсказывающие шторм.
17. Электрические свойства тканей человека. Поражение деревьев молнией.
18. Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор.
19. Примеры статического электричества.
20. Применение постоянного тока с лечебной целью.
21. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия.
22. Новые источники электрической энергии.
23. Радиоактивные изотопы: способы их изучения, применения в народном хозяйстве, живых организмах.
24. Радиоактивные излучения: способы регистрации и их биологическое действие.
25 : Электронная теория Друдэ-Лоренца для объяснения электрических явлений. Электризация тел и человек.
26: Жизнь человека в электрическом поле Земли. Электрические явления в природе и человек. Т/р по теме.
27: Электрический ток и его значение в жизни человека. Т/р по теме. Л/о "Авометр".
28 .Объяснение магнетизма с т.з. теории Друдэ-Лоренца. Магнитные бури и самочувствие человека. Т/р по теме.
29 .Законы распространения света. Зеркала и линзы. Оптические приборы: лупа, очки, микроскоп, телескоп, фотоаппарат и др. в жизни человека. Т/р по теме Л/о "Оптические приборы".
30: Глаз как оптическая система.
31. Особенности зрения у других живых организмов. Т/р по теме.
32. Дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, цветоаномализм, дальтонизм и гигиена зрения. Л/о"Очки"
33-35. Защита и конкурс проектов



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проходят в учебном классе. Кабинет должен быть оборудован стульями, доской для возможности крепить продукты труда.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный комплекс: проектор, экран.
Экранно-звуковые пособия: презентации к занятиям, видеосюжеты.

Литература:
1. Д.Джонколи. Курс физики(1,2).
2. Д.Элиот. Физика.
3. А.В.Евграфов. Справочное руководство.
4. Л.Ландсберг. Курс физики(1,2,3).
5. И.В.Ланина. Внеклассная работа.
6. Д.Кюнцель. Организм человека.
7. Б.В.Петровский. Популярная медицинская энциклопедия.
8. .Б.Кац. Биофизика на уроках физики.
9. Г.Фант. Физиология сенсорных систем.
10. Г.С.Цимерман. Ухо и мозг.
11. М.Н.Ливанов и другие. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга у человека(естественно-научные основы психологии).

Заголовок 115