внеаудиторная работа по литературе по профессии Повар, кондитер


ГБОУ СПО (ССУЗ)
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»

Методические рекомендации для студентов
по внеаудиторной самостоятельной работе
по дисциплине: Литература

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ( со списком литературы)
Виды внеаудиторной самостоятельной работы
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной сам.работыПриложение (Задания для внеаудиторной самостоятельной работы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые студенты!
Дисциплина «Литература» по 2608007.01 «Повар, кондитер» изучается в течение 4 семестров. В процессе обучения учебным планом на 2 курсе предусмотрен дифференцированный зачёт. Для получения допуска к дифференцированному зачёту вам необходимо в установленные сроки выполнить задания по внеаудиторной самостоятельной работе.
На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится 1 курс - 40 ч, 2 курс - 59 ч.
Внимание! Каждому заданию соответствует определенное количество баллов.  Полученные баллы суммируются. Студенты, набравшие менее 38 баллов, к зачёту не допускаются. Результаты самостоятельной работы студентов учитываются преподавателем при осуществлении итогового контроля по дисциплине.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Вам рекомендуется приобрести или получить в пользование в библиотеке литературу, а также использовать Интернет-ресурсы.
Список основной литературы:
Литература (ч. 1, 2). / под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2012.
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Список дополнительной литературы:
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2012.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2009.
Интернет- ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Рабочей программой дисциплины «Литература» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
Работа с первоисточником (конспектирование критических статей)
Анализ стихотворения (по плану)
Работа со словарём.
Подготовка сообщения, доклада, реферата.
Составление библиографической карточки.
Подготовка к семинару (выступление)
Написание отзыва о повести , рассказе.
Написание рецензии о повести, рассказе.
Написание аннотации.
Чтение стихотворения наизусть.
Выступление на читательской конференции.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№п/пТема для внеаудиторной работы Вид самостоятельной внеаудиторной работы Сроки выполнения Кол-во часов Кол-во баллов Форма отчетности
1 Доклад «Самобытность русской литературы» доклад После 1 урока 1 3 доклад
2 Чтение произведений «Сожженное письмо»,«На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Бесы»и др. Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине. Теория литературы: Элегия. Работа со словарём, анализ стихотворе-
ния.
Работа со словарём,
работа с первоисточником
Работа со словарём,
работа с первоисточником
работа с первоисточником
работа с первоисточником
Составление библиографической карточки
Составление библиографической карточки
Анализ стихотворения
Анализ стихотворения
Анализ стихотворения После 5 урока 1 2+5 Письменный анализ стих., конспект критических статей.
3 Критики о М.Ю. Лермонтове. Теория литературы: развитие понятия о романтизме. Поэма «Маскарад». После 7 урока 1 4 конспект
4 Чтение критики о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм. После 9 урока 1 4+2 конспект
5 Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».
Чтение пьесы «Бесприданница». После 14 урока 1 4 конспект
6 Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Теория литературы: социально-психологический роман. После 16 урока 1 4 Конспект, устное сообщение
7 Чтение произведений: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Н.Г. Чернышевский. Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).
После 20 урока 1 3 Устный ответ
8 Чтение стихотворений «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Умом Россию не понять…» и др. После 22 урока 1 5 Письменный анализ
9 Чтение стихотворений «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «На заре ты ее не буди...». После 23 урока 1 5 Письменный анализ
10 Чтение стихотворений «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...». После 24 урока 1 5 Письменный анализ
11 Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман). Теория литературы: развитие понятия о народности литературы.
Работа со словарём,
работа с первоисточником,
Составление библиографической карточки
После 27 урока 1 2+4+3 конспект
12 Чтение повести «Леди Магбет Мценского уезда» Написание отзыва После 29 урока 1 отзыв
13 «История одного города»(Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Устный опрос После 31 урока 1 Устный ответ
14 Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.). работа с первоисточником
После 37 урока 1 4 конспект
15 Значение
«Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. ,«Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Подготовка к семинару После 43 урока 1 4 Выступление на семинаре
16 Чтение рассказов «Дома», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином». Критика о Чехове (И. Анненский и др.) Написание аннотации После 47 урока 1 5 аннотация
17 Чтение произведений: В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек»,
Г.Флобер «Саламбо», поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). Подготовка к семинару После 50 урока 1 4 Выступление на семинаре
18 Чтение стих. «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу» и др.
Чтение рассказов: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Митина любовь», «Темные аллеи». Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов). Анализ стихотворения
Отзыв о рассказе После 54 урока 3 5
3 Анализ стих.
Письменный отзыв
19 Чтение рассказов «Олеся», «Поединок». Критики о Куприне (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов). Отзыв о повести После 56 урока 1 3 отзыв
20 Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский). работа с первоисточником
После 58 урока 1 4 конспект
21 Крестьянская поэзия. Творчество Н.А. Клюева. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» Составление библиографической карточки.
Анализ стихотворения.
После 38 урока 1 3 Письменный анализ
22 Поэма «Соловьиный сад».Чтение стихотворений: цикл «Кармен» «Скифы». Письменный анализ поэмы После 63 урока 1 5 анализ
23 А. Фадеев. «Разгром». Теория литературы: проблема положительного героя в литературе. Написание отзыва. После 65 урока 1 3 Отзыв о повести
24 Чтение поэмы «Облако в штанах».
Подготовка к семинару После 67 урока 1 4 Выступление на семинаре
25 Выучить наизусть по одному стихотворению А.Блока, С.Есенина. наизусть После 69 урока 1 5 наизусть по одному стихотворению А.Блока, С.Есенина.
26 Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др. «Круглый стол» После 71 урока 2 4 выступление
27 Чтение « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». Отзыв о повести После 73 урока 1 3 Письменный отзыв
28 Чтение : Фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман». Подготовка к семинару После 79 урока 3 4 Выступление на семинаре
29 «Донские рассказы». Мир и человек в рассказах М. Шолохова Написание аннотации После 83 урока 1 5 аннотация
30 Чтение стих. А.Ахматовой «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Клятва», «Победителям», «Поэма без героя». Статьи о Пушкине. Анализ стихотворения После 88 урока 1 5 Письменный анализ
31 Роман «Доктор Живаго». Подготовка к семинару После 90 урока 4 4 Выступление на семинаре
32 «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др. Историческая тема в советской литературе. Произведения Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.
Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург. Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Составление библиографической карточки
(по выбору студента)
После 94 урока 6 3 Ответ на уроке
33 Чтение рассказов В.Т.Шаламова. Отзыв о рассказе
После 96 урока 1 3 отзыв
34 Чтение рассказов В.М.Шукшина. Отзыв о рассказе
После 98 урока 2 3 отзыв
35 Чтение стихотворений Н.М.Рубцова Анализ стихотворения После 100 урока 1 5 Письменный анализ
36 Чтение стихотворений Р.Гамзатова. Анализ стихотворения После 102 урока 1 5 Письменный анализ
37 Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц» и др. Анализ стихотворения После 104 урока 1 5 Письменный анализ
38 Художественное своеобразие творчества А. Твардовского, поэма «По праву памяти». Подготовка к семинару После 106 урока 1 4 Выступление на семинаре
39 Чтение рассказа «Матренин двор». Отзыв о рассказе
После 109 урока 1 3 отзыв
40 А. Арбузов «Годы странствий», В. Розов «В поисках радости», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», В. Ерофеев «Москва – Петушки». Написание аннотации После 111 урока 2 5 аннотация
41 И.-В.Гете. «Фауст», Э. Хемингуэй. «Старик и море», Э.- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества», П. Коэльо. «Алхимик». Написание аннотации После 116 урока 3 5 конференция
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задания выполняются в отдельной тетради для самостоятельных работ. За выполнение заданий студент может получить баллы, в соответствии с таблицами:
Шкала оценивания заданий
Вид работы баллы
Работа с первоисточником (конспектирование критических статей)
4
Анализ стихотворения (по плану) 5
Работа со словарём.
2
Подготовка сообщения, доклада, реферата.
3
Составление библиографической карточки. 3
Подготовка к семинару (выступление) 4
Написание отзыва о повести , рассказе. 3
Написание рецензии о повести, рассказе. 5
Написание аннотации. 5
Чтение стихотворения наизусть. 5
Выступление на читательской конференции. 5
Критерии и показатели, используемые при оценивании
Критерии Показатели
1.Правильность ответов на поставленные вопросы.
Максим.-4 баллов - полнота раскрытия вопросов;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
2.Оригинальность и целостность выполнения задания.
Максим.-2 баллов - круг, полнота использования литературных источников по вопросам;
- привлечение новейших работ по дизайну и оформлению творческого задания (журнальные публикации, интернет-ресурсы и т.д).
3.Соблюдение требований к оформлению.
Максим.-3 баллов - правильное оформление;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы.
4.Грамотность.
Максим.-3 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок;
- отсутствие опечаток, сокращение слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.
Шкала оценки
Оценка Количество баллов
«Отлично»
«Хорошо»
«Удовлетворительно»
«Неудовлетворительно» 30 – 27 баллов
26 – 22 баллов
21 -10 баллов
менее 10 баллов
При проверке заданий исправляются все ошибки, но учитываются ошибки только на контролируемую тему
Приложение.
Схема анализа эпического произведения. 
Время, история создания произведения, его связь с эпохой. 
Произведение в контексте творчества писателя. 
Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения. 
Композиция, сюжет, конфликт. 
Система образов произведения. 6. Способы выражения авторской позиции.7. Жанровое своеобразие. 8. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев, функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства в произведении). 
Схема анализа драматического произведения. 
Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение. 2. Мировоззрение и общественная позиция автора. 3. Отражение общественной жизни в произведении. 4. Жанр (трагедия, драма, комедия). 5. Тематика и проблематика. 6. Конфликт и его своеобразие. 7. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация). 8. Система образов. Речевая характеристика персонажей. 9. Роль авторской ремарки. 10. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе. 
11. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения. 
Схема анализа лирического произведения . 
Время и история создания произведения, его связь с эпохой. 2. Ведущая тема, основной мотив. 3. Система образов, образы центральные и вспомогательные. 4. Композиция лирического произведения. 5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста). 6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха. 7. Какое настроение создает у учителя система образов и изобразительных средств? 8. К какому жанру относится произведение? 9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее полно? 10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы.
Требования к сочинению.
Соответствие сочинения предложенной теме. 2. Полнота раскрытия темы. 3. Правильность фактического материала. 4. Содержательность, глубина раскрытия темы. 5. Понимание, что для данной темы является главным, что имеет второстепенное значение. 6. План (его можно не переписывать в чистовик), логичность и последовательность изложения; расположение частей сочинения, их пропорциональность и связь. 7. Доказательность высказанной мысли, аргументированность высказанного положения. 
8. Умение использовать текст художественного произведения и сведений по теории литературы. 9. Самостоятельность мышления. 10. Оригинальность, смысловое единство, выразительность повествования. Смысловая точность эпиграфа и цитат. 11. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
Как составлять простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составлять сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана,
полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Вопросный план.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и  т. п.).
 Цитатный план.
Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
 В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты)
 Тезисный план.
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Построение схемы
1.Логико-смысловой анализ текста:
А)членение на законченные смысловые части;
Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
В)определение главной мысли текста;
Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.
2. Словесно-графическое оформление схемы:
А) озаглавливание;
Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.
 Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений. Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Как составить конспект
1.Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте  СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.
4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
5. Составляя конспект, можно отдельные     слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
6. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.
 
Как составить тематический конспект
Тематический конспект — это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Изучи несколько источников и сделай из них выбор материала па определенной теме.
Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложи отобранный из разных источников и осмысленный тобой материал по данной теме.
КАК написать аннотацию.
Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению :Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.
Виды аннотаций по полноте охвата содержания:
Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
План аннотации включает в себя:Библиографическое описание работы. Перечисление основных проблем, затронутых в работе. Выводы автора, его мнение, оценка. Действия при написании аннотации могут быть следующими:Разбейте текст на смысловые части. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста. Сформулируйте основную мысль своими словами. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость работы. В случае затруднения можете обратиться к речевым стандартам (речевым клише), возможность использования которых является особенностью аннотации.Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)…….. Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)…Статья представляет обобщение(обзор, изложение, анализ, описание –указать чего?....Автор ставит, освещает следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)…В статье рассматривается (затрагивается, обобщается- что?)…; говорится (о чем?)…;представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чем?)…Статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем? )…; представляет интерес (для кого?)…
Автор - Л.И.ДаргевиченеКак написать рецензию на книгу.
В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или  пространной.
Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания:
1.Объект анализа;
2. Актуальность темы;
3. Краткое содержание;
4. Формулировка основного тезиса;
5. Общая оценка;
6. Недостатки, недочеты;
7. Выводы.
Объектом анализа могут быть:
 -полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
-новизна и актуальность поставленных проблем;
-позиция. С которой автор рассматривает проблемы;
характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
-убедительность выводов.
 Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.
Вопросы к семинару по поэме А. Блока «Соловьиный сад».
В чём смысл работы, которую выполнял герой поэмы?
Раскройте обобщённо – символический смысл образа – Соловьиный сад.
Почему герой ушёл из «соловьиного сада»? Его разлюбили или он разлюбил? Возможно ли для него возвращение в «соловьиный сад»?
«Наказанье ли ждёт, иль награда, Если я уклонюсь от пути?» Каким в конце поэмы оказался ответ на этот вопрос?
Что в поэме (проблематика, облик героя, построение, авторская позиция) непонятно? Что вызывает недоумение и вопросы?.Вопросы к семинару по поэме В. Маяковского «Облако в штанах».
Рассмотрите поэму по плану:
Тематические мотивы и общая устремлённость.
Единство композиционных частей.
Герой и мир.
Речевое и интонационное выражение основного конфликта.
Пафос произведения.
Какие качества отличают героя.
Вопросы к семинару по поэме А. Твардовского «По праву памяти».
Творческая история поэмы.
Жизненные реалии 30 -40-х годов, их осмысление автором (образ Сталина, развенчание его культа).
Тема «пяти слов», её движение и развитие.
Исповедальные и биографические мотивы в поэме.
Афоризмы Твардовского.
Жизненное и поэтическое кредо Твардовского.
Вопросы к семинару по роману «Доктор Живаго» Б. Пастернака.
Что отличает роман от традиционного жанра романа-эпопеи или исторического романа?
В чём своеобразие постановки автором проблемы «интеллигенция и революция»? Можно ли говорить о том, что судьба Ю. Живаго является художественным обобщением судьбы русской интеллигенции в целом?
Почему Б. Пастернак говорил о романе «моё христианство»?
Вопросы к семинару по роману М. Булгакова «Белая гвардия».
Чем, по – вашему. Объясняется библейский зачин первой и последней глав романа?
С каких позиций смотрит Булгаков на события революции и гражданской войны?
Как в экстремальных ситуациях Гражданской войны проявляется нравственная сущность человека?
В каких эпизодах романа, по – вашему, особенно проявилась жестокость Гражданской войны?
Как помогает понять авторскую позицию образ Лариосика? Зачем нужен в романе образ Василисы?
Сравните описания дома Турбиных в начале и в конце романа. Изменился ли дом?.