Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Обработка отраслевой информации» специальность 230701.52 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (по отраслям)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Колледж информационных технологий и экономики
(по программам СПО)








Методические указания
по курсовому проектированию
по дисциплине
«Обработка отраслевой информации»



специальность 230701.52 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (по отраслям)











Нальчик 2015г.
Содержание
Введение
1. Методические основы организации курсового проектирования
2. Организация курсового проектирования
3. Организация защиты курсового проекта
4
5
6
8

4. Основные требования к курсовому проекту
9

5. Методические указания к выполнению отдельных частей курсового проекта
10

6. Оформление пояснительной записки к курсовому проекту
14

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Образец оформления титульного листа пояснительной записки
2. Штамп содержания
3. Малый штамп
4. Пример курсовой работы

18
19
20
21


Введение
Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Для решения различного рода задач на компьютере применяются различные классы программ. Так, для обработки текстов используются текстовые редакторы, для обработки изображений - графические редакторы, для хранения и обработки справочной информации, используются специализированные базы данных - компьютерные справочные системы.
Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена крупного предприятия, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.
Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного учета. Компьютер не только облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею. Отчеты, получаемые с помощью компьютера, можно получить и без него – никакой особой математики в компьютере не содержится – но на расчеты уйдет столько времени, что они уже ни на что не будут нужны; или ими придется занять такое количество расчетчиков, что на их зарплату уйдет значительно больше, чем будет получено прибыли в результате их расчетов. Таким образом, при применении компьютера “количество переходит в качество”: увеличение скорости расчетов делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.
Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно.
Основное преимущество автоматизации - это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявок и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы. Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта.
При выполнении курсового проекта студент должен проявить самостоятельность, умение решать поставленные перед ним задачи и обосновывать принятые решения.
Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 230701.52 Прикладная информатиккка (по отраслям)). В методических указаниях нашли отражение вопросы организации курсового проектирования, структура курсового проекта, рекомендации по выполнению отдельных частей курсового проекта в части их содержания и оформления. Значительное внимание уделено вопросам документирования отдельных частей курсового проекта, которые вызывают значительные затруднения. Сформулированы основные требования, предъявляемые к оформлению пояснительной записки к курсовому проекту, графической части.
Работа оформляется в соответствии с ГОСТ ЕСПД 19.701-90 (ИСО 5807-85) официально введенным в действие с 1.01.92, который трактует информационную модель как схему данных, а технологический процесс и схему взаимосвязи модулей и файлов, как схемы работы системы первого и второго уровней соответственно. В приложениях даны образцы заполнения некоторых документов курсового проекта.
1. Методические основы организации курсового проектирования
Курсовое проектирование имеет своей
целью:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проектированию задач курсового проектирования с использованием современных информационных технологий на основе анализа экономико-информационной среды предметной области;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению проектируемых задач.
Предполагается, что в процессе курсового проектирования выпускники колледжа должны уметь:
- выстраивать логическую структуру проекта;
- анализировать экономико-информационную среду предметной области и устанавливать структурное представление и взаимосвязи с другими компонентами информационного пространства;
- анализировать объект управления системой;
- классифицировать существующие ЭИС и определять направления создания ЭИС;
- анализировать информационные потоки, систематизировать документооборот, определить уровень автоматизации задач и состав автоматизированных и неавтоматизированных работ;
- анализировать особенности автоматизации процессов сбора, регистрации и передачи первичной информации;
- использовать экономико-математические модели и алгоритмы оптимизации процесса управления предметной области;
- разрабатывать технологии концептуального моделирования экономико-информационной среды предметной области;
- производить информационное моделирование ЭИС на основе существующих методологий;
- анализировать существующий рынок аппаратного и программного обеспечения;
- производить организацию баз данных, нормативно-справочной и оперативной информации ЭИС;
- использовать современные СУБД при разработки ЭИС;
- использовать современные обеспечивающие информационные технологии, такие как электронные таблицы, текстовые процессоры, графические редакторы и средства анимации, мультимедиа при подготовке курсового проекта;
- разрабатывать и реализовать проект в виде автоматизированного рабочего места.
Работа над курсовым проектом включает в себя ряд этапов, среди которых:
выбор и закрепление темы курсового проекта;
разработка и утверждение задания на курсовой проект;
сбор материала для проектирования;
написание и оформление пояснительной записки;
защита.
При разработке проекта следует применять новые информационные технологии и современные методы проектирования.
2. Организация курсового проектирования
2.1 Общие рекомендации по формированию темы курсового проекта
Можно выделить несколько классов тем курсовых проектов по следующим признакам:
по объему охвата ИС и ее компонентов в качестве объектов проектирования (например, автоматизация решения автономной задачи, комплекса задач, разработка однопользовательских ИС, разработка модуля в составе распределенной ИС, подсистемы ИС и т.д.);
по типу информации, которую призвана хранить и обрабатывать разрабатываемая информационная система (например, проектирование Системы автоматизации документооборота, Информационно-поисковой системы и т.д.).
Каждый класс тем предполагает определенную специфику в составе и содержании разделов проекта.
Тематика курсовых проектов:
автоматизация решения задачи;
разработка однопользовательской ИС;
разработка модуля в многопользовательской ИС.
Основным критерием при выборе постановки задачи может быть количество реализуемых функциональных информационных технологий (ФИТ). Как известно, ФИТ - некоторая реализация предметной области с использованием одной или нескольких информационных технологий.
Если решаемая задача охватывает одну ФИТ, речь идет об автономной задаче. Если две или несколько, но решаемых на одном рабочем месте - о комплексе задач или об однопользовательской ИС. Если же технологии (или часть решаемых технологий) реализуются не полностью, а результатная информация передается на дальнейшую обработку (т. е. выполняются технологические этапы ФИТ), разрабатывается модуль в рамках многопользовательской ИС.
При проектировании и разработке первых двух классов задач обычно используется функционально-модульный или структурный подход, при разработке же многопользовательской ИС, в последнее время все чаще используется объектно-ориентированный подход. Объектно-ориентированный подход может применяться при проектировании всех классов задач, поэтому не следует заведомо ограничивать «область допустимых значений» методики проектирования. Использование новейших методик проектирования и разработки является неотъемлемым условием жизнеспособности ИС в условиях современной технологической революции.

2.2. Формулировка тем курсовых проектов и выдача технического задания
Темы курсовых проектов должны быть связаны с новыми разработками и исследованиями по актуальной тематике, соответствующей профилю специальности.
В теме обязательно должны быть отражены две составляющих:
Проектная задача, которая решается студентом, а именно автоматизация какого-либо участка деятельности компании, т.е. разработка автоматизированной системы (это может быть самостоятельная программа, модуль в рамках комплексной системы автоматизации, сайт и так далее).
Объект, где происходит разработка и внедрение проекта, т.е. конкретное предприятие или организация.
Тема курсового проекта должна быть максимально краткой и информативной. Наиболее частыми ошибками при формировании тем являются:
Указание дополнительных сведений об организации, для которой осуществлялась разработка, например: "малое предприятие", "завод", "производственное предприятие" и так далее, это лишнее, нужно указать только название компании, включая организационно правовую форму, например: ООО ПСФ «Ростстрой».
Отсутствие конкретики в теме, слишком узкая тема или наоборот слишком обширная.
По утвержденным темам, руководитель курсового проектирования разрабатывают индивидуальные задания на курсовое проектирование. Задания на курсовой проект выдаются студентам в начале учебного семестра.
Выдача задания на курсовой проект сопровождается консультацией, в ходе которой разъясняются значение, задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей проекта.
Студент и руководитель согласовывают график работы над курсовым проектом. В сроки установленные руководителем курсового проекта, но не реже чем один раз в неделю, студент обязан отчитываться перед руководителем о выполненной работе.
Законченный и подписанный студентом проект, представляется автором руководителю не позднее, чем за 5 дней до срока защиты курсового проекта. Руководитель курсового проекта подписывает его и вместе со своим письменным отзывом представляет председателю цикловой комиссии.
На время проектирования устанавливаются сроки консультаций с руководителем (1 раз в неделю).
По мере выполнения определенных этапов студент представляет материал для проверки руководителю курсового проекта.
Руководитель определяет требования к проекту, контролирует ход проектирования, рекомендует проект к защите.
Календарный график, утвержденный руководителем, является основным плановым документом, по которому контролируется текущее состояние работ над проектом. За принятые в проекте технические решения, выводы и выполненные расчеты ответственность несет автор курсового проекта.

3. Организация защиты курсового проекта
После завершения работы над курсовым проектом студент должен представить руководителю пояснительную записку и носитель информации с полным содержанием курсового проекта, включая весь текстовый и графический материал, а также разработанную программу с исходными текстами, полностью идентичную курсовой работе.
Руководитель курсового проекта организует защиту, на которой особое внимание уделяется отработке доклада (формы и содержания)
За 5 дней до дня защиты студент представляет руководителю:
1) пояснительную записку по курсовому проекту, подписанную автором;
2) лазерный диск или иной носитель информации с разработанным приложением.
В отзыве руководителя должна быть отражена: общая характеристика проектной работы по всем разделам; систематичность работы над проектом: степень самостоятельности выполнения разделов проекта; объем и полнота использования литературных источников; дополнительные исследования и работы, проведенные студентом; возможность претворения в жизнь (реализация) материалов, разработанных (полученных) студентом в ходе курсового проектирования; точка зрения руководителя о возможности допуска проекта к защите.
Курсовой проект, допущенный к защите, направляется на защиту.
На доклад отводится 10-15 минут. В докладе должна быть отражена суть выполненной работы и полученные в ходе проектирования результаты.
Примерная структура доклада:
1) тема курсового проекта, ее актуальность и исходные данные для проектирования;
2) краткий анализ существующих методов решения данной проблемы с указанием преимуществ и недостатков, а также с учетом отечественного и зарубежного опыта. Обоснование выбранного пути решений этой проблемы;
3) специальная часть должна быть освещена так, чтобы подчеркнуть самостоятельное творчество студента, суть выполненной работы, новизну проекта;
4) заключение и выводы о проделанной работе, перспективы внедрения полученных результатов на практике.
После доклада студенту задают вопросы, на которые он должен ответить (разрешаются вопросы и со стороны присутствующих на защите). Результаты защиты оглашаются в конце защиты. При успешной защите студент получает баллы (от 15 до 30).
Студент, не выполнивший курсовой проект в срок, или получивший неудовлетворительную оценку на защите, отчисляется из колледжа.
4. Основные требования к курсовому проекту
4.1. Исходные данные к курсовому проекту
Исходные данные на курсовое проектирование формулируются в зависимости от характера поставленной задачи. Если задача относится к задачам проектирования ЭИС, то в качестве исходных данных может быть использовано описание:
- материалов обследования, которые должны содержать полную и достоверную информацию, описывающую изучаемую предметную область объекта проектирования,
- организационной структуры системы и объекта управления,
- технологических процессов обработки управленческой, экономической и другой информации,
- материальных потоков и процессов их обработки.
Если задачи не относится к экономическому проектированию, то в качестве исходных данных могут быть использованы:
- материалы исследования задачи;
- потоки информации и процессы их обработки;
- анализ программных продуктов, позволяющих решить поставленную задачу;
- анализ существующих программных решений по данной проблеме;
- выбор технологии проектирования.
Исходные данные должны содержать весь объем информации, позволяющий решать задачи, изложенные в задании на курсовой проект.

4.2. Структура пояснительной записки
В пояснительной записке излагается основное содержание курсового проекта, которое иллюстрируется необходимыми схемами, графиками и таблицами. Изложение материала должно четко отражать творческую часть, характеризующую самостоятельную работу автора проекта. Если в проекте используется материал других авторов, то должна быть ссылка на соответствующий источник.
Выбор метода проектирования, того или иного расчета, принимаемые решения должны кратко, но убедительно обосновываться.
Не рекомендуется обосновывать общеизвестные и очевидные положения, а также повторять однотипные расчеты.
Отдельные вопросы проекта излагаются в пояснительной записке в порядке логической последовательности и связываются по содержанию единством общего плана проекта.
Пояснительная записка должна включать:
- титульный лист;
- задание на курсовой проект;
- аннотацию;
- оглавление;
- введение;
- общий раздел;
- специальный раздел;
- технологический раздел;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Структура титульного листа пояснительной записки см. приложение 1.
5. Методические указания к выполнению отдельных частей курсового проекта
5.1. Аннотация, Введение
В аннотации дается развернутое наименование темы выполненного курсового проекта, краткая характеристика представленной работы и соответствие его требованиям задания на курсовое проектирование. Аннотация по объему не должна превышать 1-2 листов и является кратким отчетом о выполненной работе в рамках курсового проекта.
Введение (общим объемом не менее 2 стр. и не более 5 стр.) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику, перечень задач, которые студент планирует решить в ходе курсового проектирования. Также во введении необходимо отразить актуальность выбранной темы, используемые методики, практическую значимость полученных результатов. К числу задач, решаемых в курсовом проекте можно отнести:
изучение предметной области и выявление недостатков существующей организации обработки информации, определяющих необходимость разработки данного проекта;
разработку постановки задачи;
обоснование выбора основных проектных решений;
разработку всех видов обеспечивающих подсистем.
Дополнительно может достигаться совершенствование информационной базы, применение новых технических средств сбора, передачи, обработки и выдачи информации.
Во введении необходимо также перечислить вопросы, которые будут рассмотрены в проекте, выделив вопросы, которые предполагается решить практически. Рекомендуется писать введение по завершении основных глав проекта, перед заключением.
Введение кратко раскрывает план выполнения курсового проекта, то, что студенту необходимо сделать для автоматизации выбранной задачи.

5.2. Общий раздел
В общем разделе курсового проекта рассматриваются следующие общесистемные вопросы:
- постановка задачи курсового проектирования;
- краткая характеристика объекта проектирования, например, предприятия: номенклатура продукции, тип организации производства, тип и структура предприятия, характеристика технологического процесса, основные технико-экономические показатели и т. п.;
- обоснование выбора среды реализации.
Для разработки общего раздела используются материалы, собранные в период производственной практики.
Прежде чем приступить к решению поставленной задачи, следует рассмотреть ее в общей связи с более общей задачей. Если предстоит разработка некоторой задачи в той или иной подсистеме, то необходимо рассмотреть в общих чертах всю подсистему в целом, описать ее функциональное назначение, входную и выходную информации, внутренние логические и информационные связи и указать место и роль в общей схеме данной подсистемы той задачи, которая решается в курсовом проекте.
В постановке задач конкретизируется задание и конечная цель курсового проектирования.
В обзоре проектных решений кратко излагаются существующие решения по данному вопросу с указанием достоинств и недостатков того или иного решения.
В зависимости от направленности курсового проекта, в общем разделе делается акцент на те вопросы, детальной разработке которых будет посвящена специальный раздел курсового проекта.

5.3. Специальный раздел
Работа над специальным разделом требует от студента практического применения знаний по дисциплине «Технология разработки и защиты баз данных» для решения конкретных задач в области программного обеспечения.
В специальном разделе курсового проекта необходимо проработать следующие вопросы:
1) Входная информация.
Здесь дается описание процедур подготовки исходной информации, включая перечень подразделении исполнителей, описание регламента и технологических операций подготовки данных.
Приводятся наименования и формы документов, условные обозначения, правила заполнения, сроки годности и хранения документов. Кроме того, необходимо дать количественные характеристики входного потока информации.
2) Выходная информация.
Приводится описание условных обозначений, форм получаемых документов, процедур получения и использования этих форм. Дается перечень подразделений и описание производственно-хозяйственных ситуаций, в которых используется полученная форма. Кроме того, необходимо отразить количественные характеристики объема информации и сроки получения информации.
3) Внешние информационные связи. Содержат перечень и описание внешних входных (нормативно-справочных и оперативных) и выходных (информация, хранимая для связи с другими задачами) массивов с указанием наименований и идентификатора массива, наименование задачи, образующей или использующей массив, средства его создания и обслуживания.
4) Информационная модель задачи.
В этом разделе приводится описание основных объектов.
Отбор объектов производится на основе анализа информационных потребностей. Необходимо привести таблицы описания объектов.
Также в этом разделе приводится отбор атрибутов для каждого объекта. Отбираются только те атрибуты, которые необходимы для формирования ответов на регламентированные и непредусмотренные запросы. Для каждого объекта следует привести таблицу его атрибутов.
На основе анализа информационных потребностей (списка объектов и списка атрибутов) следует выявить связи между объектами. Для выявления связей заполняется таблица. Инфологическая модель должна адекватно отображать предметную область. Обычно инфологическая модель изображается графически в виде диаграммы «сущность – связь». Сущностью является объект или концепция, которые характеризуются в данной базе, как имеющие независимое существование.
В инфологической модели каждый класс объектов представлен именем этого класса (напр. Книги, Читатели). Каждый класс имеет различные свойства (напр. Название, Автор, Издательство). На графическом представлении инфологической модели класс объектов обозначается прямоугольником, в котором вписано его имя. Атрибуты (свойства), характеризующие сущность, записываются рядом с соответствующим прямоугольником в блоке эллиптической формы и соединяются с ним при помощи линий.
Помимо классов объектов в инфологической модели отображают связи между различными классами объектов. Каждая связь характеризуется именем, типом, классом принадлежности и направлением и отображается в виде ромба, в который вписано имя связи.
5) Выбор программных средств. Производится обоснование выбора программных средств, исходя из процедуры обработки информации на ЭВМ, характеристик используемой ЭВМ.
6) Алгоритм решения задачи.
Содержит описание компонент задачи, реализуемых средствами оригинального программирования и средствами ППП. Дается описание алгоритма обработки данных, приводятся расчетные формулы и соотношения для контроля вычислений и требования к точности вычислений.
Рекомендуется разработку алгоритма решения задачи производить в две стадии. На первой - разрабатывается информационная схема решения задачи, где показываются: источники и приемники информации задачи; потоки документированной информации; ручные процедуры по преобразованию входной и выходной информации, блоки преобразования данных периферийными устройствами; блоки преобразования информации с помощью ЭВМ. Для изображения информационной схемы используются символы, регламентируемые ГОСТ 19.003-80.
Вторая стадия заключается в уточнении информационной схемы и разработке алгоритма задачи. Для наглядного представления последовательности решения задачи могут быть использованы блок-схемы, Р- схемы, HIPO-схемы и т. п. Правила выполнения блок-схем установлены ГОСТ 19.002-80, Р - схем - ГОСТ 19.005-85.
На этапе рабочего проектирования разрабатывается программа решения задачи, которая оформляется в соответствии с единой системой программной документации (ЕСПД).
В курсовых проектах следует рассмотреть вопросы обеспечения надежности информации и программ;

5.4. Технологический раздел
Обоснование выбора технического обеспечения требуемого для решения задачи предполагает выбор типа ЭВМ, устройств периферии (принтеров, сканеров, плоттеров и т.д.), средств связи и других технических элементов. При этом следует обосновать экономическую целесообразность эксплуатации выбранных аппаратных средств, возможность их использования для решения других задач объекта управления.
План обоснования целесообразно сделать следующим:
выделить перечень требуемых элементов технического обеспечения;
для каждого из элементов выделить множество критериев, наиболее важных при осуществлении его выбора;
осуществить сравнение возможных альтернатив и сделать обоснованный выбор.
В этом разделе приводится:
- требование к составу и параметрам технических средств;
- контроль входной и выходной информации;
- описание принципа работы программного средства и среды реализации;
- проблемы и результаты, полученные при выполнении проекта;
- методы тестирования программного средства.

5.5. Заключение
В этой части курсового проекта дается краткая информация результатов опытной проверки или эксплуатации разработанного программного комплекса, комментируются достигнутые результаты, описываются перспективы развития пользовательского приложения.
Для удобства изложения заключение рекомендуется оформить в виде краткого конспекта по разделам курсового проекта, отразив основные проектные решения, разработанные методики и модели, используемые классификаторы, входные и выходные документы и другие существенные показатели
Выводы даются на основе сравнения технико-экономических показателей действующего производства и проектируемого варианта.
Если при решении задачи, поставленной перед студентом, он по каким-то причинам не принял самое оптимальное решение, в заключение следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области.
По результатам внедрения приводятся основные выводы по работе.

5.6. Список литературы
При оформлении списка литературы необходимо руководствоваться «ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Список использованной литературы входит в основной объем работы. На каждый литературный источник в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.
Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке, т.к. в этом случае легче указывать ссылки на литературу в тексте курсового проекта.
При составлении списка литературы в алфавитном порядке следует придерживаться следующих правил и их расположения:
законодательные акты и постановления правительства РФ;
специальная научная литература;
методические, справочные и нормативные материалы, статьи периодической печати;
названия и адреса Интернет-ресурсов.
Для многотиражной литературы при составлении списка указываются: полное название источника, фамилия и инициалы автора, издательство и год выпуска (как это указано на второй странице издания). Для статьи указываются название статьи, издания, его номер, время выпуска.
Для законодательных актов необходимо указывать их полное название, принявший орган и дату принятия.
При использовании Интернет-ресурсов сначала приводится название материала и автор (если указан), а затем полный адрес его размещения (включая страницу). Ссылка должны быть актуальна на момент защиты проекта. В случае потери ссылкой актуальности – указать дату, на которую ссылка была рабочей. При ссылке на литературу в тексте приводится порядковый номер источника, заключенный в квадратные скобки. При приведении дословной цитаты из источника указывается также страница, на которой содержится данная цитата.
Список литературы должен содержать не менее пятнадцати позиций, не считая ссылки на Интернет-ресурсы.

5.7. Приложения
Приложения оформляются как продолжение курсового проекта на последующих его страницах, но в основной объем не включаются. Содержание приложений определяется студентом по согласованию с руководителем.
В приложении обязательно должен быть представлен листинг программы (распечатка на исходном языке программирования отлаженных основных расчетных модулей - около 400 операторов языка высокого уровня или адаптированных программных средств, использованных в работе), а также могут быть приведены:
схемы или таблицы из основной части курсовой работы;
схемы документооборота;
примеры классификаторов;
формы первичных и результатных документов;
распечатки меню, экранных форм ввода, получаемых отчетов в разработанной системе;
другие материалы курсового проекта, кроме текстов договоров с клиентами и иных "шаблонных документов" (в тех случаях, когда для их существенных реквизитов проектируется форма, а по результатам ввода и сохранения в информационную базу имеется возможность распечатки документа "по шаблону").
Приложения должны располагаться в логической последовательности появления ссылок на них из основной части курсовой работы.
Последним приложением является листинг программного модуля. Каждое приложение должно обязательно иметь номер и название, характеризующее его содержание. В одном приложении нельзя размещать различные по смыслу таблицы или рисунки. Не допускается дублирование в приложении материала, размещенного в основной части курсового проекта.
При нумерации рисунков и таблиц в приложении, возможно, использовать внутреннюю нумерацию в рамках каждого приложения с обозначением номера приложения
На каждое приложение в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.
6. Оформление пояснительной записки к курсовому проекту
Курсовой проект оформляется в соответствии с требованиями данного методического руководства и ГОСТ.
6.1. Общие требования
Пояснительная записка печатается на компьютере текстовым редактором Word шрифтом Times New Roman, стиль «Обычный», размер шрифта 14 через 1,5 интервала на стандартных листах бумаги (297х210). На одном листе должно быть 20-25 строк текста. Объем проекта (листов без приложений) не должен превышать 30 страниц. Страницы работы должны иметь поля: верхнее и нижнее - не менее 15 мм, левое – 25 мм, правое - не менее 10 мм.
Общие требования к пояснительной записке к курсовому проекту:
1) четкость и логическая последовательность изложения материала;
2) убедительность аргументации;
3) краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
4) конкретность изложения результатов работы;
5) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
Если в пояснительной записке принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в пояснительной записке в виде отдельного списка под заголовком «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИИ». Список должен быть помещен после содержания (перед введением).
Если в пояснительной записке специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ не составляется, а их расшифровка приводится в тексте при первом упоминании.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа - его детальную расшифровку.

6.2. Рубрикация проекта, нумерация страниц, содержание (оглавление)
Главы пояснительной записки разделяются на разделы и пункты. Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждой главы (знак § не ставится). Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также ставят точку.
Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номера главы, параграфа и пункта, разделенных точками. В конце номера пункта также должна быть точка, например: «2.1.3. (третий пункт первого параграфа второй главы)».
Заголовки глав пишутся прописными буквами. Заголовки параграфов - строчными буквами (кроме первой - прописной). Переносить слова в заголовках не допускается.
Каждый лист пояснительной записки, начиная с содержания должен иметь рамку и штамп. Причем на листе содержания этот штамп отличается от остальных. Штампы для листа содержания и пояснительной записки см. приложение 2,3.
Нумерация страниц проекта должна быть сквозной, включая графики, таблицы и т. п. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер не ставится, также как и на задании на курсовой проект и странице аннотации.
Номер страницы проставляют арабскими цифрами в штампе в правом нижнем углу, начиная с листа «Содержание».
Названия глав параграфов, пунктов, подпунктов следует начинать с абзаца и их можно выделять более крупным или жирным шрифтом, чем основной текст, при этом цифры, указывающие их номера, не должны выступать за границу абзаца.
Подчеркивания наименований глав, параграфов и др. не допускаются. Расстояние между заголовками глав, параграфов и последующим текстом должно быть на 5 мм больше расстояния, чем между строками текста.
Названия глав, параграфов должны соответствовать их наименованию, указанному в оглавлении (содержании).
Рисунки и таблицы, если они располагаются на отдельных страницах, необходимо включить в общую нумерацию. Приложения и список литературы необходимо включить в сквозную нумерацию.
В содержании (оглавлении) последовательно перечисляют заголовки глав, параграфов и приложений и указывают номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в отчете.

6.3. Иллюстрации
Количество иллюстраций, помещенных в курсовом проекте, определяется его содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы передать излагаемому тексту ясность и конкретность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи т. п.) именуют рисунками. Рисунки нумеруются последовательно в пределах глав арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: «Рис. 1.2» (второй рисунок первой главы).
При ссылке на рисунок следует указывать его полный номер, например: «Рис. 2.6».
Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте проекта. Номер и наименование рисунка помещают под ней, например: «Рис. 2.11. Граф статистических состояний».

6.4. Таблицы
Цифровой материал, помещенный в проект, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательное название. Название помещают под словом «Таблица» над соответствующей таблицей. Слово «Таблица» и заголовок начинают с прописной буквы.
Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте. При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить, и над ней помещают слово «Продолжение табл.» с указанием номера. Если головка таблицы громоздка, допускается ее не повторять; в этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Название таблицы не повторяют.
Таблицы должны нумероваться в пределах главы - арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. При ссылке на таблицу указывают ее полный номер и слово «Таблица» пишут в сокращенном виде, например: «(табл. 1.2)». Если в проекте одна таблица, ·то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Если повторяющийся в графе текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух слов и более, то при первом повторении его заменяют словом «то же», а далее - кавычки. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов не допускается, если цифровые или иные данные в какой-либо строке не приводятся, то в ней ставят прочерк.

6.5. Формулы
Значения символов и числовых коэффициентов должны приводиться в экспликации (разъяснении) непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле.
Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку экспликации начинают со слова «где», двоеточие после него не ставят.
Размерность одного и того же параметра в пределах проекта должна быть постоянной.
Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны нумероваться в пределах главы арабскими цифрами. Номер формулы должен состоять из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Номер формулы следует заключать в скобки и помещать на правом поле на уровне нижней строки формулы, к которой они относятся. При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать ее полный номер в скобках, например: «В формуле (1.2)».



6.6. Правила составления списка использованной литературы
Использованные в процессе работы над курсовым проектом специальные литературные источники указываются в конце курсового проекта перед приложением. Список использованной литературы входит в основной объем проекта (пояснительной записки).
При этом библиография составляется в алфавитном порядке. Список используемой литературы должен быть составлен единообразно. Каждый источник отражается в списке в следующем порядке:
1. Для многотиражной литературы - порядковый номер в списке; фамилия и инициалы автора; название книги (для статьи - заглавие, название сборника, журнала, его номер); издательство и год выпуска.
2. Для малотиражных материалов - название документа и его обозначения; наименование министерства (ведомства), института (КБ); место и год выпуска. При ссылке на литературные источники в тексте приводится порядковый номер использованной литературы, заключенный в квадратные скобки. Оформление текста проекта и библиографии осуществляется по стандартам: ГОСТ 7.0-77, 7.1-84, 7.3-77, 7.4-77, 7.5-78, 7.9-77, 7.12-77.
Например,
1. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных компьютеров - М.: Наука, 1988
2. Пакеты прикладных программ. Проблемы и перспективы. Под ред. А.А. Самарского - М.: Наука, 1982

6.7. Оформление приложений
Оформляются как продолжение пояснительной записки после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы, в правом верхнем углу помещается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и номер приложения арабскими цифрами, например: «Приложение 1». Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок.
Листы приложений не содержат рамок и штампов. Нумерация листов приложения проставляется в нижнем правом углу листа и является сквозной для всей пояснительной записки.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на параграфы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «П. 1.2.3.» (третий пункт второго параграфа первого приложения).
Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «Рис. П.1.2. Структурная схема интерфейса» (второй рисунок первого приложения).
Распечатки с ЭВМ, включаемые в пояснительную записку, приводят в приложении и должны соответствовать формату А4.
В приложения могут выноситься формы первичных документов, как спроектированные автором, так и используемые на данном объекте, шапки форм выходных документов, формы выходных документов на ЭВМ, программ обработки информации, разработанные автором, расчеты контрольных примеров и т.д.
Формат первичного документа может не соответствовать формату листа курсового проекта. В этом случае следует форму первичного документа наклеивать на лист. Если каждому виду приложения соответствует более одного листа, то впереди приложений данного вида на отдельном листе пишется слово "Приложение" и ставится его номер. Непосредственно на приложениях слово "Приложение" в этом случае не пишется, а каждое из них нумеруется арабскими цифрами в правом нижнем углу.
6.8. Графическая часть
Весь графический материал курсового проекта, который используется в качестве иллюстраций, при его защите должен быть представлен в виде презентации.
Конкретное содержание графической части курсового проекта зависит от темы проекта (работы) и согласуется с руководителем проекта.













ПРИЛОЖЕНИЯ

 Здесь и далее указаны объемы машинописного текста.









13PAGE 15


13PAGE 141415