Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения по теме Определение. Согласованное определение


Аннотация к уроку русской речи в 9-классе с государственным языком обучения
Актуальность урока состоит в том, что среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. На уроке использованы модули Программы Кембриджского университета :Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Диалоговое обучение.
Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Использование ИКТ в преподавании и обучении.
Обучение талантливых и одарённых учеников
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Управление и лидерство в обучении.
ФИО Бозаканова Сания ШакеновнаМесто работы КГУ «Ахмеровская средняя школа» акимата города Усть-Каменогорска
Должность учитель русского языка и литературы в школе с государственным языком обучения
Предмет Русская речь
Класс 9
Тема Определение. Согласованное определение.
Базовый учебник Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова, А.Т. Кошерова «Русская речь»
Цель урока: введение понятия о согласованных определениях.
Задачи:
обучающие:
- обобщение известных обучающимся сведений об определении как второстепенном члене предложения;
- систематизация знаний о способах связи слов в словосочетании, акцентирование внимания учащихся на способе связи «согласование»;
- знакомство с согласованными определениями и способами их выражения.
развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
- развитие навыков парной и групповой работы;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
воспитывающие:
- воспитание любви к природе, родному краю; развитие эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства.
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ожидаемые результаты:
- активизация познавательного интереса к учению;
- развитие коммуникативных навыков;
- мотивация к творческому самовыражению;
- гибкость и оригинальность мышления;
- совместная творческая деятельность педагога и ученического коллектива;
- эмоциональное восприятие;
- способность применения знания русского языка в практической деятельности;
- формирование у учащихся позитивного отношения к жизни.
Тип урока: изучение новой темы.
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Определение».
Методы обучения:
- проблемный;
- исследовательский;
- информационно-коммуникационный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.Техническое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Оборудование: презентация, раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал», с языковым материалом по теме «Согласованное определение», со стихами русских поэтов об осени; оценочные листы.
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- «Мозговой штурм»
- «Кластер»
- «Инсерт»
- Объединение информации в блоки через сопоставление.
Структура и ход урока
№ Этап урока Форма предъявления информации Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
(мин.)
1 Целеполагание(мотивация деятельности) Презентация Работа с презентацией.
Слайд 1. Задает вопросы, подводит к выводу о значимости определения.
Предупреждает спикеров о необходимости оценивать членов группы после выполнения каждого задания. Смотрят, обсуждают.
Дают аргументированные ответы. Называют тему урока, определяют цель урока. 2 мин.
2
Стадия вызова.
Актуализация знаний («мозговой штурм»).
Постановка проблемного вопроса.
ФлипчартНа интерактивной доске - круг с лучами, расходящимися в разные стороны.
Таблица «З-Х-У»
Раздаточный материал со словосочетаниями
Презентация
Таблица «З-Х-У»
Предлагает вспомнить и записать на лучах всё, что они знают об определении из изученного в предыдущих классах
(использование приёма «Кластер»).
Задаёт вопрос о том, слышали учащиеся слово «согласованные»?
1.Предлагает индивидуальную работу: вспомнить все способы подчинительной связи в словосочетаниях.
2. В паре с соседом обсудить написанное и придти к единому мнению, при наличии спорных моментов вынести на обсуждение класса; заполнить -графу таблицы «З-Х-У».
3. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. В какие? Подумайте.
Любить осень, слегка прикоснуться, чувствовать природу, прекрасная пора, творящий художник, буйство красок, слушать внимательно, первые заморозки, желание созидать.4. Проверка.
а) - Сколько блоков вы получили? По каким признакам вы объединили словосочетания?
б) Предлагает сверить с правильным вариантом в презентации.
Словосочетания по главному слову:
а) Любить осень, слегка прикоснуться, чувствовать природу, слушать внимательно, - глагольные словосочетания;
б) прекрасная пора, творящий художник, первые заморозки, буйство красок, желание созидать – именные словосочетания.
словосочетания по зависимому слову:
а) Любить осень, чувствовать природу, буйство красок – управление;
б) Прекрасная пора, творящий художник, первые заморозки – согласование;
в) Слегка прикоснуться, слушать внимательно, желание созидать – примыкание.
в) - Как вы думаете, с какими словосочетаниями мы будем работать в связи с заявленной темой урока? Почему вы так думаете?
- Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». На лучах пишут всё, что знают об определении. (Незанятые лучи будут заполняться по ходу двух уроков, на которых будет изучаться определение).
Говорят, о способах подчинительной связи в словосочетаниях.
Пишут в черновиках
Обсуждают, затем заполняют 1-графу «Знаю» таблицы « З-Х-У».
Представители групп по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Читают словосочетания в группе, обсуждают в группе, затем записывают их.
Учащиеся говорят, что разделили словосочетания на 2 блока по главному и зависимому слову.
Сверяют.
Говорят, чтобы будут работать с именными словосочетаниями, связанными по способу «согласование».
Заполняют 2-графу таблицы «З-Х-У».
2 мин.
1 мин.
3 мин.
2 мин.
5 мин.
2 мин.
1 мин.
3 Стадия осмысления Распечатанный на А4 языковой материал о согласованном определении из Википедии.
Таблица «З-Х-У»
Раздаточный материал с кленовыми листьями из бумаги красного, жёлтого, оранжевого цвета

Презентации учащихся:
1-презентация «Осень в произведениях русских композиторов
(звучит отрывок из композиции П.И.Чайковского «Времена года» -«Осенняя песня»;
поэтов, художников.
2-презентация
«Осень в Усть-Каменогорске».
Раздаточный материал со стихотворениями русских классиков
Постеры учащихся.
1.-Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочтите языковой материал о согласованном определении, используя приём «Инсерт».
Обсудите в паре прочитанное.
Запишите ответы в колонку «Узнал».
2. - Итак, скажите, почему определение называется согласованным?
3. Практическое закрепление знаний.
а) Работа со всем классом.
- На какую тему были предложены для анализа словосочетания?
- Как вы относитесь к осени?
- Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите, оранжевые – относитесь нейтрально. Напишите на листочке, что значит осень для вас, употребляя согласованные определения.
- Прочитайте, обсудите в группе, оцените.
б) Слово учителя:
Я дала опережающее задание нескольким вашим одноклассникам: подготовить презентацию об осени в произведениях русских поэтов, художников, композиторов и об осени в нашем родном городе Усть-Каменогорске.
г) Групповая работа
(группам раздаются стихотворения А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова об осени.Задание: найти в них согласованные определения, сделать постеры в любой форме, отражающей суть произведения; выписать словосочетания, связанные по способу согласования; при защите постеров доказать.
- Группы внимательно слушаем, в конце урока вы будете оценивать друг друга.
д) Проверка выполнения задания.
е) Слово учителя.
Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту окружающего мира, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всем, а только людям умным и добрым, чутким и внимательным. Постарайтесь же стать такими! А согласованные определения помогут вам сделать вашу речь образной, выразительной, красочной. У каждого ученика – материал. Читают, используя приём «Инсерт».
Обсуждают в паре.
Заполняют 3-графу таблицы «З-Х-У».
Спикер какой-либо группы озвучивает написанное, все сверяют.
В согласованных определениях определение и определяемое слово связаны по способу связи
– согласование).
- На тему «Осень».
Высказывания учащихся
Выбирают листочки, лежащие у них на партах, пишут на них о том, как относятся к осени.
Читают свои записи об отношении к осени. Выслушиваются разные мнения от всех групп.
Спикеры выставляют в оценочные листы оценки.
Выступают учащиеся с презентациями.
Читают стихотворения, обсуждают, находят согласованные определения, готовят постеры.
Защита постеров.
(Выходят представители от групп и защищают свои постеры с выполненными заданиями).
Слушают учителя. 3 мин.
.
3 мин.
5 мин.
8 мин.: по 2мин. – на каждую группу.
1 мин.
5 Стадия рефлексии.
Стикеры (у всех групп – разного цвета).
Оценочные листы Кумулятивная беседа.
- Какое у вас настроение? Обоснуйте ваши ответы.
- Группы, задайте вопросы дуг другу по теме сегодняшнего урока.

-Изменилось ли ваше отношение к осени после увиденного и услышанного? Если да, то допишите на листочках другим стержнем, чтобы написанное сейчас отличалось от того, что вы писали ранее, употребляя ещё больше согласованных определений.
-А теперь оцениваем работу групп на уроке: каждый из вас ставит другим группам объективные оценки на стикерах, выданных группе, и прикрепляет на постере той или иной группы.
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
- Выполнили ли мы поставленные вами задачи в начале урока?
Учитель предлагает спикерам поставить суммативную оценку членам группы и сдать оценочные листы. Ответы учащихся.
Одна группа задаёт перекрёстные вопросы другой (все 4 группы).
- Что узнали о согласованном определении?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое об определении?
- Какая информация оказалась для вас новой? (Могут быть выражены инфинитивом).
- Предположите, что будет, если не будет определений?
Дописывают на «осенних» листочках своё мнение.
Заслушиваются представители групп, у которых изменилось мнение или они добавили к написанному ранее.
Учащиеся прикрепляют «осенние» листья, стикеры с оценками другим группам на стенд «Осеннее настроение». Звучит мелодия Поля Мориа.
Ответы учащихся: Да.
1) вспомнили то, что известно нам об определении, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали задачи, требующие решения;
2) работая с языковым материалом самостоятельно, в паре, группе находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
3) закрепляли знания через применение их на практике.
Оценивание спикером работы всей группы.
7 мин.
6 Домашнее задание. Презентация Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем городе», используя согласованные определения. Записывают домашнее задание. 1 мин.
Приложение к уроку русской речи в 9-классе
по теме: «Согласованное определение».
Таблица «З-Х-У»
Знаю
Хочу знать Узнал
Раздаточный материал
Задание №1(для всех групп)
Обсудите в группе данные словосочетания. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. В какие? Подумайте.
Любить осень, слегка прикоснуться, чувствовать природу, прекрасная пора, творящий художник, буйство красок, слушать внимательно, первые заморозки, желание созидать.Раздаточный языковой материал из Википедии — свободной энциклопедии
Определе́ние — в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.
Классификация:
1.Согласованные определения
1.Несогласованные определения
Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения) и способами управления и примыкания (несогласованные определения).
Согласованные определения
Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.
Примеры:
Большие деревья растут возле отцовского домика.
В нашем классе нет отстающих учеников.
Он решает эту задачу второй час.
В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры).
Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:
в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: Петропавловск-Камчатский, Иван Великий, имя существительное, вереск обыкновенный;
в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):
Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой.
Раздаточный материал со стихотворениями русских классиков.
1-группа
Задание №2
Прочитайте. Выпишите словосочетания, связанные по способу согласования; докажите, что это согласованные определения.
Обсудите в группе, сделайте постер в любой форме, отражающей суть произведения.
Октябрь уж наступил...
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А. Пушкин
2-группа
Задание №2
Прочитайте. Выпишите словосочетания, связанные по способу согласования; докажите, что это согласованные определения.
Обсудите в группе, сделайте постер в любой форме, отражающей суть произведения.
Уж небо осенью дышало...
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Пушкин
3-группа
Задание №2
Прочитайте. Выпишите словосочетания, связанные по способу согласования; докажите, что это согласованные определения.
Обсудите в группе, сделайте постер в любой форме, отражающей суть произведения.
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф. Тютчев
4-группа
Задание №2
Прочитайте. Выпишите словосочетания, связанные по способу согласования; докажите, что это согласованные определения.
Обсудите в группе, сделайте постер в любой форме, отражающей суть произведения.
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
Н. Некрасов
Раздаточный материал с оценочным листом и критериями оценок за отдельные задания и за весь урок.
Оценочный лист
ФИО учащегося: № группы
Дата:
Класс:
Тема Задания Количество правильных
ответов (в баллах) Итог
Выполнено Выполнено частично Не выполнено Определение. Согласованное определение. 1.Участие в определении темы урока, цели урока. 2.«Мозговой штурм» - что знаем об определении?
Участие в составлении кластера. 3.Проблемный вопрос. 4.Индивидуальная работа (способы подчинительной связи в словосочетаниях). 5.Парная работа (способы подчинительной связи в словосочетаниях). 6.Работа над языковым материалом в группе (использование приёма «Инсерт»). 7.Написание мини-сочинения об осени с защитой своего мнения. 8.Презентация об осени (только выполнявшим работу) 9.Групповая работа (по нахождению согласованных определений в стихотворениях русских классиков; по изготовлению постера; по защите общей работы). 10Перекрёстные вопросы. 11.Дополнение к мини-сочинениям. 12.Ответы на вопросы учителя на стадии рефлексии. Суммативная оценка Спикер:
Оценивание на уроке русской речи в 9-классе с государственным языком обучения
по теме: «Определение. Согласованное определение».
Формативное оценивание
Количество правильных ответов (в баллах) за каждое задание
Выполнено Выполнено частично Не выполнено
3-5 1---2 0
Суммативное оценивание
Оценка Общее количество баллов, полученных на уроке
«2» 0-6
«3» 12-24
«4» 25-37
«5» 38 и более баллов