Говорение как вид речевой деятельности

Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме [3; 29]. На мой взгляд, определение, предложенное в учебном пособии Н. Д. Гальсковой, полностью отражает сущность термина «говорение». По мнению автора, говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего [1;190]. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка (ИЯ), прежде всего, хотят научиться говорить на этом языке. Однако говорение как вид речевой деятельности не развивается само собой. Для этого необходимо использовать специальные упражнения и задания, применять методы и технологии, а значит должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие умений говорения.
Обычно начинают обучать говорению с основ, т. е. со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, а также с развития умения аудирования. На начальном этапе обучения разъединить процесс формирования этих навыков практически невозможно. Учитель знакомит учащихся с новой структурой, что предполагает изучение новых фонем, звуков, слов. Эту структуру учащиеся слушают и повторяют за учителем или диктором, затем ее же используют в микро-диалогах с учителем и сверстниками. Когда таких структур в рамках учебной ситуации становится достаточно, то их могут соединять в небольшие монологи и диалоги [2; 170].
Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону значительно сильнее, потому что в реальном общении нам редко приходится выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств развития умения говорения в обучении ИЯ по правилу считается диалог [3; 165].
В завершении хотелось отметить, что овладение умением общаться на ИЯ – это долгий и сложный процесс, который требует тщательной и усердной работы как со стороны учителя, так и учащегося. Для достижения этой цели учитель должен разработать, либо применять уже существующие методики преподавания ИЯ в обучении иноязычному говорению. Наше внимание привлекла методика проблемного обучения (о сущности которой речь пойдет в следующей главе), которую мы рассматриваем как эффективное средство развития умений говорения на уроке ИЯ.
Список литературы
Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студентов лингвистических университетов и факультета ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, И. И. Гез – 5-е изд. стер. – М.: Издательск. центр «Академия», 2008 – 336 с.
Соловова Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие для Вузов / Е. Н. Соловова. – М.: - Аст / Астрель, 2008 – 192 с.
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей: - М.: Аст: Астрель, 2008, 298 стр.
[Электронный ресур] – режим доступа: http:// yuss26.ru/index/php/statii/138 – govorenie