Урок на тему Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение). Согласованное и несогласованное определение

Предмет: Русский язык
Класс 8
Тема: Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение). Согласованное и несогласованное определение.
Подтема: По волнам нашей памяти.
№ урока 8 (1)
Тип урока: комбинированный: урок повторения изученного + урок усвоения новых знаний

Цели и задачи:
- развивающая: развитие аудиативных умений, расширение словарного запаса, грамотности учащихся, развитие монологической речи; развитие умений находить и определять второстепенные члены в предложении, согласованное и несогласованное определение задавать к ним вопросы, графически обозначать, развитие навыков работы в паре;
- обучающая: ознакомление с второстепенными членами предложения, согласованным и несогласованным определением;
- воспитательная: воспитание культуры речи, общения, воспитание любви к природе.

Модель урока.

Объяснение нового материала
Здравствуйте, дети, сегодня мы с Вами окунёмся в увлекательное путешествие по волнам нашей памяти, вспомним, какие члены предложения называются второстепенными, узнаем какие определения называются согласованными/несогласованными. Применим наши знания на практике.
Вспомним, что мы знаем о второстепенных членах предложения, для этого используем известную Вам модель «незаконченное предложение»

1. Незаконченное предложение. (8 мин.)
(Поскольку, это повторение, то с частью материала дети уже знакомы)
Члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения - это второстепенные члены предложения.
Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета – определение.
Определение отвечает на вопросы какой? который? чей?
Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью согласования (материал для детей новый, но они догадаются, увидев тему урока, которая написана на доске, и исходя из самого вопроса)- это согласованное определение.
Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью управления или примыкания – это несогласованные определения.
Второстепенный член предложения, который чаще всего подчиняется глаголу сказуемому и обозначае прямой или косвенный объект действия это дополнение .
Второстепенный член предложения, указывающий на различные обстоятельства, при которых совершается действие или проявляется признак – это обстоятельство.
(Давайте откроем учебники и посмотрим, что мы ещё не сказали о второстепенных членах предложения, ученики сверяются с таблицей из учебника)





Что обознача-ет
Дополнение
Определение
Обстоятельство


предмет
признак
предмета
место, время, цель, причину,
образ действия, условия

Виды
прямое
Косвен-ное
согласованное
несогласован-
ное
места
време-
ни
цели
образа д-вия
причи-ны
усло-вия

На какие
вопросы
отвечает
кого?
что?
кого?
чего?
кому?
чему?
кем?
чем?
на ком?
на чём? кого?
чего?
ка-кой?
чей?
ка-кой?
чей?
где?
отку-
да?
куда?
когда?
как
долго?
с каких
пор?
до каких
пор?
зачем? для чего? с какой целью?
как? каким образом?
поче-му?
при каком усло-вии?

Чем выража-ется
сущ.,
мест.
и др. частя-
ми речи
сущ.,
мест.,
и др. частя-
ми речи
прил., мест. и др.
частями речи.
сущ., глаг. и др.
частями речи.


сущ., нареч. и др. частями речи


Ученики: «Мы не сказали о том, что
- второстепенные члены предложения поясняют главные или другие члены предложения;
- дополнение бывает прямым и косвенным. Прямое отвечает на вопросы именительного падежа, о косвенное на вопросы косвенных падежей. Подчёркивается - - - - - - - -;
- не сказали о видах обстоятельства: места, цели, времени, причины, образа действия, условия. Подчёркивается -*-*-*-*-;
- не сказали на какие вопросы отвечают обстоятельства (по таблице)
- не сказали ,что определения подчёркиваются волнистой линией».
2. Прочитайте ещё раз определение согласованного и несогласованного определения. Составьте стихотворение «Я.» о вашем любимом явлении красоты природы: ветер, дождь, солнечный луч, листопад, используя согласованные и несогласованные определения. (пример – слайд №1) (Прилагательное на письме подчёркивается волнистой линией).

Я шёпот волн
Я шёпот волн,
Спадающих на берег.
Я шёпот волн,
Так тихо льюсь я ввысь.
Я шёпот волн,
Так лёгок и небрежен.
Я шёпот волн,
Я океана нежный бриз.

(моё стихотворение далеко не совершенно, у вас конечно получится лучше)
Шёпот волн (каких?) спадающих на берег – несогласованное определение, выражено деепричастным оборотом (синтаксически цельным словосочетанием);
Шёпот волн (каков?) лёгок, небрежен, – несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.
Бриз (какой?) нежный - несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.
(10 мин, 4 на составление 6 на прочтение, отвечают 3 человека, те , кто первыми составят).

Первичное закрепление материала
1. Диктант с самопроверкой (по учебнику). Упр 126 из учебника . Прочитайте текст, озаглавьте его, напишите под диктовку. (Ученики читают текст, закрывают учебники, пишут под диктовку, проверяют соседа по парте)
(10 мин.)
Комментарий учителя: «Обратите внимание на знаки препинания при обособленных определениях, однородных определениях».

Я видел много рассветов над морем.
Были рассветы теплые и ласковые. Заря медленно зарождалась в тишине ночи. Когда мы подплывали к сетям, уже подымалось солнце. Тень от байды ложилась на воду. В этой тени вода приобретала тёмный малахитовый цвет. Было так тихо, что стук весла о борт разносился по морю далеко и гулко, как в комнате. Такие рассветы рыбаки называли "ангельскими".
Но были рассветы зябкие, серые, сырые. Тогда ветер гнал красноватые мутные волны и белёсая мгла клубилась на горизонте.
Были рассветы чёрные, штормовые, с изорванным в клочья небом, и были рассветы мутно-зеленые, швыряющие пеной в лицо. Рассветы с алым, воспаленным небом и режущим ветром всегда приносили ненастье.

2. Конкурсное задание: выпишите из предыдущего текста согласованные и несогласованные определения в 2 столбика (4-5 мин.). Работа в паре: 1й вариант нечётной парты меняется с первым вариантом чётной.

Согласованные: (рассветы) тёплые и ласковые; тёмный, малахитовый (цвет);
(называют как? какими? – тогда определение) «ангельскими»; (рассветы) зябкие, серые, сырые; (волны) красноватые, мутные; (мгла) белёсая ; (рассветы) чёрные, штормовые, мутно-зелёные.

Несогласованные определения: рассветов (каких?) над морем; тень (какая?) от байды; стук (какой?) весла о борт; рассветы (какие? )с изорванным в клочья небом; рассветы (какие? )швыряющие пеной в лицо; рассветы (какие) с алым, воспаленным небом и режущим ветром.

(А выигравшие 4 ученика получают индивидуальные задания - карточки)

3. Упр-е 127. 4 ученика индивидуально по карточкам.(7-8 мин)

Спишите, заменяя согласованные определения несогласованными, определите вид связи. Составьте три пары предложений на выбор.
Совиные глаза –глаза совы. Орлиная зоркость – зоркость орла. Дубовый шкаф – шкаф из дуба. Деревянный потолок – потолок из дерева. Годовая программа – программа на год. Янтарное ожерелье – ожерелье из янтаря. Свинцовые фигурки – фигурки из свинца. Льняное платьице – платьице из льна. Пластмассовая рукоятка – рукоятка из пластмассы. Кожаное пальто – пальто из кожи.
Сегодня на распродаже я купила ожерелье из янтаря/ на мне в тот вечер было надето янтарное ожерелье .
В углу комнаты стоял большой дубовый шкаф/Лучше всего купить шкаф из дуба – он «на века».
На камине в гостиной пылились свинцовые фигурки/ На уроке труда мы делали фигурки из свинца.
(Как видите, чаще всего несогласованные определения связываются с именами существительными с помощью примыкания, реже -примыкания)
(Отвечают 4 человека, по желанию)



Карточки с заданиями (4 человека, работа в парах, карточки-сорбонки, после сделанного упражнения – самопроверка, составленные предложения ученики дают соседу ):

№1 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.
Песни народа, листья дуба, шорохи леса, мундир офицера, платье мамы, поле ромашек .
Народные песни, дубовые листья, лесной шорох, офицерский мундир, мамино платье, ромашковое поле.
(Я люблю народные песни с детства. Мамино платье было мне мало. Вся поляна была усеяна дубовыми листьями – жёлтыми, красными, зелёными и даже синими).


№2 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.
Человек без сердца, произведение без идеи, животные без позвоночника, смерть без славы, пространство без воздуха, существование без цели.
Бессердечный человек, безыдейное произведение, беспозвоночные животные, бесславная смерть, безвоздушное пространство, бесцельное существование.
(Людей всегда манило безвоздушное пространство космоса. Человек без идеи, верности своему делу, обречён на бесцельное существование. Солдата ждала бесславная смерть, но он знал, что сражается во имя свободы своего народа).






№3 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.
Яхта для прогулки, мебель для школы, бинокль для театра, посуда для кухни, оружие для наступления, наряд для свадьбы, бумага для упаковки, приборы для измерения.
Прогулочная яхта, школьная мебель, театральный бинокль, наступательное оружие, свадебный наряд, упаковочная бумага, измерительный прибор.
На полу в прихожей лежала упаковочная бумага, но посылки не было. Папа взял театральный бинокль, так как мы сидели на балконе. Измерительные приборы зашкаливали – прогулочная яхта приближалась к экватору.


№4 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.
Броня из стали, набережная из гранита, пюре из яблок, котлеты из моркови, суп из овощей, куртка из замши, плиты из свинца.
Стальная броня, гранитная набережная, яблочное пюре, морковные котлеты, овощной суп, замшевая куртка, свинцовые плиты.
В нашем городе есть гранитная набережная, её построили ещё до войны. Бабушка приготовила овощной суп – мой любимый. Сегодня на завтрак были морковные котлеты.


3. Подведение итогов урока (4 мин)
Итак, сегодня мы с Вами повторили, что такое второстепенные члены предложения, на какие вопросы они отвечают, как обозначаются на письме. Познакомились с согласованным/ несогласованным определением, научились находить его в тексте. Вы очень хорошо поработали, а главное подуктивно.
Выставление оценок, комментированное.
Домашнее задание (1 мин)
Напишите мини-сочинение на тему «Осенний лес», используя согласованное и несогласованное определение, отметьте в тексте.












13PAGE 15


13PAGE 14115




15