Отчёт Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка



Ф.И.О. ____ Суханова Анна Юрьевна __________________________
Дата и год рождения педагогического работника___24.12.1976г.______
Место работы, должность и дата назначения на эту должность:
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50 открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги»_____учитель английского языка_______
Профессиональное образование педагогического работника: наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно - педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского» учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Английский язык»
Общий трудовой и педагогический стаж педагогического работника, стаж работы в данной должности, в данной школе___17 лет, ____3 года
Квалификационная категория педагогического работника с указанием срока действия___I ___________________________________________
Наличие учёной степени_____нет_________________________________
Контактные телефоны, адрес электронной почты
89244425618 ___ anna-bam@mail.ru_______________________________
Цели и задачи педагогической деятельности учителя английского языка
Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость», - эти слова Аврелия Августина стали девизом моей педагогической деятельности.
Окончив в 2009 году педагогический университет и придя в школу, поняла – главным в моей работе является привитие любви к иностранному языку и интереса к процессу его изучения. Мое педагогическое кредо: сочетание традиций в обучении с инновациями. Ведущий принцип педагогической деятельности: идти в ногу со временем.
Основная цель моей деятельности – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, создание условий для становления субъектных качеств личности учащихся, активизация деятельности за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развитие навыков устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, формирование социальных компетентностей,
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой и решаю следующие задачи:
1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
2.Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д.)
3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ и т.д.
4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.
5.Развивать социокультурную направленность деятельности учащегося через включение школьников в диалог культур.
6. Развивать взаимопонимание, толерантное отношение к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Выбор УМК.
Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. Главным источником получения информации, наряду с другими дидактическими средствами, является учебный текст, обладающий коммуникативной, прагматической, когнитивной функциями. Будучи продуктом речевого высказывания, он содержит необходимую для передачи информацию и организован в смысловое и структурное единство определенного языкового уровня. В качестве учебного текста могут использоваться как тематические, страноведческие, художественные тексты, так и стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудио-тексты бесед с носителями языка и др.
Следовательно, одним из наиболее важных и значимых моментов для создания учителем условий эффективного обучения иностранному языку является выбор УМК, с учетом содержания обучения.
Изучение содержания предлагаемых рынком учебников, сопоставительный анализ востребованных сегодня УМК по английскому языку, позволили мне остановить свой выбор на УМК М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной, Н.Н.Трубаневой «Английский с удовольствием - Enjoy English». Данный курс изучения английского языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира. Курс ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Данный УМК очень четко структурирован: один юнит соответствует одной учебной четверти, включены задания для повторения пройденного материала, выделен раздел для домашнего задания, определены уровни сложности. Все темы, предложенные к изучению, соответствуют возрастным особенностям учащихся, предложен интересный сюжет. Учебник рассчитан на три занятия в неделю, что соответствует положениям современного базисного учебного плана. УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в пределах изучаемых учебных тем.
Материально – техническая база.
Для достижения поставленной цели важное значение имеет материально-техническое оснащение образовательного процесса, база. Кабинет является лингафонным: есть 20 ноутбуков, наушники, кабинки для прослушивания необходимого материала. Уроки проводятся с использованием с использованием интернет-ресурсов, мультимедийного проектора.
Все контрольно – измерительные материалы, педагогические наработки хранятся также в электронном варианте, что позволяет мне быстро и удобно оперировать данными, получать любые сведения.
Кабинет оборудован стендами, на которых можно увидеть флаги стран изучаемого языка, различные карты, алфавит английского языка, фотографии стран изучаемого языка, грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала. Один из стендов освещает деятельность учащихся (сочинения, доклады, постеры и т.д.).
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.
   На своих уроках я применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии современного проектного обучения, а также в новом учебном году использую метод дебатов.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями», «Школьные проблемы», «Выбор профессии».
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Технология дебатов.
Дебаты разработаны Карлом Поппером (1902-1994)-австрийским и британским философом и социологом. Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном обществе. Это – игровая технология, имеющая свои принципы и правила, позволяющая развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Кроме того, дебаты развивают у участников мышление, включая умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников.
Суть дебатов: убедить нейтральную сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Структура дебатов.
1.Тема. В дебатах тема формируется в виде утверждения.
Формат дебатов предусматривает: участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций, другая (Opposers) – опровергает его (спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна. Участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);
Аргументы. С помощью аргументации участникам необходимо убедить судью, что их позиция по поводу темы - наилучшая. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными.
Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию.
Команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);
Роли и регламент определены;
Time-Keeper - за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec).
Jury ; дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это учителя и учащиеся старших классов). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы, и способ доказательства были наиболее убедительными.
Раунд перекрестных вопросов. Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных позиций у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
Обязанности спикеров: Дебаты – это командная игра. И у каждого члена команды есть свои обязанности.
Использование таких педагогических технологий на уроках английского языка привело к следующим результатам:
При работе в малых группах, при совместной проектной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
Учащиеся научились сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
У учащихся сформировалась собственная точка зрения, они научились ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
Ученики осознали, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, например, в таких областях, как: профессии, общество, путешествия и т.д.
Ребята научились общаться между собой, с учителями, овладели коммуникативными умениями.
Продолжением урочной деятельности является хорошо продуманная внеклассная работа по предмету. Она заключается в подготовке учащихся к различным творческим и исследовательским конкурсам, к экзаменам, в проведении внеклассных мероприятий, которые способствуют совершенствованию и углублению знаний учащихся. Как результат, мои воспитанники успешно участвуют в международном конкурсе по английскому языку «Познание и творчество». Традиционными внеклассными мероприятиями стали интеллектуальные игры среди 5-6 классов, викторины по страноведению в старших классах.
При проведении недели иностранных языков, я стараюсь задействовать в подготовке как можно больше учащихся. Дети участвуют в викторине «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?», разгадывают кроссворды на различные темы, пишут мини-сочинения, готовят инсценировки сказок, шуток, выпускают газеты, участвуют в поэтических конкурсах, создавая собственные переводы стихотворений. Кроме этого мои учащиеся готовят и проводят различные праздники, тематические вечера.
Уровень познавательного интереса обучающихся.
В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Привлекаю учащихся к участию в сетевых проектах, научно-исследовательской работе по предмету, разработке сценариев мероприятий, выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций.
Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями.
Использование межпредметных связей в преподавании английского языка, позволяет мне формировать у учащихся целостное представление о роли языка в жизни человека, об общих человеческих ценностях, культуре языка и общения. Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ учащегося. Считаю, что содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формированием коммуникативной компетенции.
Динамика успеваемости обучаемых.
Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.
Я проводила мониторинговые исследования качества знаний школьников. Мониторинг уровня сформированности проводился в виде четвертных и годовых оценок.
Использование передовых технологий, передового педагогического опыта позволило достичь следующих результатов обучения на конец 2012-2013: успеваемость -100% ; качество – 57% ,2013-2014 года: успеваемость - 100%, качество знаний – 61,5%; 2014-2015 года: успеваемость – 100%, качество знаний – 66,9%.
Сравнительный анализ учебных достижений по классам, в которых я работаю, показал, что по итогам года процент качества в некоторых классах остается стабильным. Это обусловлено хорошими способностями учащихся, систематическим выполнением домашних заданий. Таких учащихся можно отнести к категории высокомотивированных, они очень переживают из-за оценок.
Методы оценки деятельности учащихся.
В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны: проверочная, обучающая, диагностическая, корригирующая, управленческая, мотивационно - стимулирующая, оценочная, обобщающая, воспитательная, развивающая. В своей деятельности использую следующие виды контроля:
Предварительный – необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Также он служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Считаю целесообразным использовать данный вид контроля при знакомстве с новой группой учащихся, при поступлении нового учащегося в класс, а также при оценке остаточных знаний после летних каникул.
На основании данного контроля вношу коррективы в календарно-тематический план, определяю, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечаю пути устранения выявленных пробелов знаний учащихся.
Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися упражнений и заданий ко мне поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым.
Периодический (рубежный, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть (контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты). Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
Итоговый контроль – контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.
Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности. Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, т.е. видам речевой деятельности, которые они должны проверить.
Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:
Вид контроля Формы контроля
Предварительный Тестирование – а) индивидуальное, б) письменное; собеседование – а) индивидуальное и фронтальное; б) одноязычное или двуязычное
Текущий Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение
Периодический Опрос (индивидуальный, комбинированный, взаимный), контрольные работы, тестирование
Итоговый Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен
Повышение уровня профессионального мастерства.
Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. За время работы в школе я прошла следующие курсы повышения квалификации
Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: wwwHYPERLINK "http://www.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.edu.ru/"ru , wwwHYPERLINK "http://www.fipi.ru/".HYPERLINK "http://www.fipi.ru/"fipiHYPERLINK "http://www.fipi.ru/".HYPERLINK "http://www.fipi.ru/"ru, http://www.study.ru, ; зарегистрированным пользователем интернет-порталов http://pedsovet.su, wwwHYPERLINK "http://www.englishteachers.ru/".HYPERLINK "http://www.englishteachers.ru/"englishteachersHYPERLINK "http://www.englishteachers.ru/".HYPERLINK "http://www.englishteachers.ru/"ru, wwwHYPERLINK "http://www.metodisty.ru/".HYPERLINK "http://www.metodisty.ru/"metodistyHYPERLINK "http://www.metodisty.ru/".HYPERLINK "http://www.metodisty.ru/"ru, wwwHYPERLINK "http://www.nsportal.ru/".HYPERLINK "http://www.nsportal.ru/"nsportalHYPERLINK "http://www.nsportal.ru/".HYPERLINK "http://www.nsportal.ru/"ru, wwwHYPERLINK "http://www.proshkolu.ru/".HYPERLINK "http://www.proshkolu.ru/"proshkoluHYPERLINK "http://www.proshkolu.ru/".HYPERLINK "http://www.proshkolu.ru/"ru. Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», «Мозаика», «Английский язык».
Еще одной немаловажной формой повышения профессионального мастерства, безусловно, являются открытые уроки и мероприятия. В период с 2012 по 2015 год я провела открытое внеклассное мероприятие в 6-х классах «It’s our time» (Интеллектуальная игра). У воспитанников детского сада №243 было проведено занятие по теме «Телемост Москва - Лондон».
Немаловажным в повышении профессионального мастерства учителя является самообразование. С 2012 года я работаю над следующей темой: «Проектная технология обучения иностранным языкам», с 2014 года «Технология дебатов».
В декабре 2014 года был проведён урок организации дебатов по теме: «Профессиональный спорт: за и против» в 10 классе. В январе 2015 года планируется урок дебатов в 9 классе по теме: «Телевидение: за и против»