Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комиссаровская СОШ №9»







САМОАНАЛИЗ
педагогической деятельности
учителя начальных классов
Нечаевой Елены Алексеевны















Я, Нечаева Елена Алексеевна, свою педагогическую деятельность начала в 1989 году в Комиссаровской средней школе.
В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами:
-Конституция Российской Федерации
-Конвенция о правах ребёнка
-Национальная доктрина образования в Российской Федерации
-Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное образование.
-Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы.
Изучаю Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения, передовой педагогический опыт учителей, психологов, систематически повышаю уровень своей методической подготовки на курсах повышения квалификации.
Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.

В межатестационный период работала над темой «Формирование учебной деятельности младших школьников».
Последние 5 лет работаю по УМК «Планета знаний. Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
высокий и прочный уровень обученности учащихся;
формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;
полноценное соединение знаний и практических навыков;
объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
обеспечение эффективной социализации учащихся.
 Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).      Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов сформировать положительную мотивацию к получению знаний. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. 
Цели моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
Считаю, что для реализации этой цели нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня проектно-исследовательской деятельности, которая должна стать составной частью учебной деятельности.
Данную технологию я использую, в первую очередь , для повышения качества обучения. Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта работы по использованию методов проектов на уроках и внеурочной деятельности.
Мои ученики работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Работая над проектами «Моя родина», «Мир чтения», «Любимая буква» и другие, мы учились и учили друг друга.
Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость.

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. В своей работе стараюсь поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
Использую групповую работу. Учиться вместе детям не только легче, но и эффективнее. Использование групповой работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. На этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания.
Стараюсь использовать на уроке методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностью каждого ученика. Если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу.
При этом отдаю предпочтение использованию ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
как средство наглядности учебного процесса;
для организации коллективной и групповой работы (проекты); как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ). Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word.
Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся, учу их создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации. Мои ученики активно используют полученные знания и умения: Измайлова Ангелина стала участником районного конкурса презентаций на тему: «За здоровый образ жизни», ребята-участники школьной команды ЮИД «Светофорик» разработали электронную модель по обучению первоклассников ПДД.
Считаю своей задачей как учителя поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.
За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе. Результаты контрольных работ показали высокое качество знаний (77% по русскому языку, 88 % по математике)
Результатом использования мной различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является следующий уровень успеваемости:

Название предмета
2009-2010 учебный год
4 класс
2010-2011 учебный год
1 класс
2011-2012 учебный год
2 класс
2012-2013 учебный год
3 класс
2013-2014 учебный год
4 класс


Успев
Кач.
Успев
Кач.
Успев
Кач.
Успев
Кач.
Успев.
Кач.

Русский язык
100%
45%


100%
70%
100%
55%
100%
63%

Математика
100%
42%


100%
60%
100%
63%
100%
54%

Литературное чтение
100%
50%


100%
70%
100%
55%
100%
54%

Окружающий мир
100%
64%


100%
70%
100%
100%
100%
100%



В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школы и класса. Мои выпускники отличаются хорошей организацией учебной деятельности, высоким уровнем воспитанности, активной жизненной позицией.
Уровни сформированности

Фамилия ученика
Учебного интереса
Целеполагания
Учебных действий
Действия контроля
Действий оценки

1
Астионов Д.
5
5
4
5
5
5
4
4
4
4

2
Боцу А.
4
5
5
5
5
6
6
6
5
5

3
Вазаев Х.
3
6
5
5
4
6
4
5
5
5

4
Измайлова А.
5
6
5
6
6
6
6
6
6
6

5
Казинцева Н.
4
5
4
5
4
4
4
4
4
4

6
Магомедова Ш.
2
3
3
3
2
2
3
3
2
2

7
Максимова Т.
3
4
3
4
3
4
5
5
4
5

8
Петров Д.
2
3
3
3
2
3
3
3
3
3

9
Савченко А. 
3
4
3
4
4
5
4
4
3
4

110
Симонина О.
4
5
6
4
5
5
4
4
3
4

11
Черненко М.
5
6
5
6
5
6
5
6
5
6




Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.
Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии.

С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах.
Создавать в коллективе атмосферу жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики. За последний период моей работы ученики приняли участие в таких конкурсе «ЭМУ –эрудит», в олимпиадах Центра развития одаренных детей.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в виде валеологических, динамических пауз, физкультминуток для глаз позволяют, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.
Мой учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала. Веду внеклассную работу по предметам, провожу предметные олимпиады.
Взаимодействие с учениками пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Совместная работа наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Считаю, что у моих учащихся 5 класса сформировано умение работать в коллективе.
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей и собственное творчество- всё это помогает мне повысить мотивацию обучения учащихся и решать поставленные задачи.
Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых.
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.



Автор самоанализа: учитель начальных классов__________ Нечаева Е. А.
























15ђ Заголовок 115ђ Заголовок 215ђ Заголовок 315ђ Заголовок 415ђ Заголовок 515ђ Заголовок 615ђ Заголовок 715ђ Заголовок 815ђ Заголовок 915