Самоанализ профессиональной педагогической деятельности


Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Данилко Марины Владимировны
МБОУ СОШ № 1 г. Кедрового1. Цели и задачи
Работать в школе год от года становится труднее. Ни кому не секрет, что детей год от года становится меньше, рабочих мест мало, да и жизненный уровень становится ниже. Проблем много, вот некоторые из них, с которыми мне пришлось столкнуться в своей работе:
оформление большого количества бумаг, что отнимает много времени и сил, уменьшается тем самым время для воспитания и обучения подрастающего поколения;маленькая накопляемость классов, соответственно параллелей классов меньше и учителю приходится осваивать новые предметы, чтобы добрать часы, а на это уходит много времени и сил, поэтому на свой предмет остается меньше времени;
недостаточное количество часов отведенных на изучение химии;
мало компьютерной техники, а какая есть устарела;
финансирование школы очень мало, уже 4 –й год в школьную лабораторию не закупается реактивы и оборудование, что влияет на качественное проведение практических занятий;
пагубное влияние на подрастающее поколение телевидения, компьютерных игр, сотовых телефонов, все это ослабляет воспитательный процесс;
А желания научить ребёнка всему новому стоит у учителя на первом месте. Пусть не все сегодняшние школьники станут химиками, но те знания, которые они получают на моих уроках и та любовь, которую им отдаю, помогут им выжить в наше беспокойное время, оставаясь здоровыми, коммуникативными и высокообразованными людьми.
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования положительной мотивации к учению, ведущей к развитию творчески мыслящей личности, обладающей исследовательскими качествами; личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию.
Для достижения поставленной цели в практической деятельности добиваюсь решения следующих задач:
повышение мотивации к обучению химии;
развитие творческого мышления, памяти, химической речи учащихся;
создание на уроках благоприятного «микроклимата» для развития и успешного обучения каждого ученика.
использование новых технологий, элементов технологий, способствующих повышению мотивации учащихся в овладении химии на разных ступенях обучения;
чаще использовать в профессиональной работе ИКТ.
В рамках достижения этих целей и задач осуществляю:
подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ по химии;
использую элементы здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий и элементы проблемного обучения на своих уроках;
участвую в мероприятиях муниципального уровня, которые направлены на формирование единства учащихся, активизацию познавательной деятельности, творческой инициативы, воспитание гражданственности, толерантности, патриотизма (например, фестивали: «Новое поколение», советник команды, «Единство непохожих») (Приложение 1)
участвую в предметных неделях образовательного учреждения (Приложение 2)
За период работы 2011-2016 гг., сделала следующее:
прошла обучение на семинаре «Профессиональная компетентность эксперта ГИА – 9 по химии» (Приложение 3)
прошла сертификационные испытания 2012 года по направлению «Эксперт ГИА (химия)» (Приложение 3)
В 2012 году была включена в комиссию по проверке работ ГИА по химии.
в 2012 – 2013 учебном году приняла участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века» (Приложение 4)
приняла участие в профессиональных конкурсах (приложение 5);
создала свой Интернет сайт – infourok.ru (приложение 6);
имею публикации на сайте infourok.ru (приложение 7).
подготовила учащихся к участию в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня (Приложение 8, 15)
прошла обучение на курсах повышения квалификации (Приложение 9)
принимала участие в общественной деятельности школы:
заняла 1 место в легкоатлетическом кроссе, посвященном Дню Победы, в зачет спартакиады трудящихся; (Приложение 10)
участвовала в 26 областных летних сельских спортивных играх «Стадион для всех г. Асино» (Приложение 11)
заняла 2 место, участвуя во Всероссийском дне бега «Кросс наций – 2015г. » в Томкой области, как представитель ОУ. (Приложение 12)
администрирую «Томский электронный журнал» в ОУ;
на данный момент работаю над темой «Использование интерактивной доски в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» создана площадка на базе школы;
2. Технологии и приемы обучения
Как молодой учитель, который очень хорошо понимает подрастающее поколение, целесообразнее использование информационно-коммуникативных технологий.
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы ребятам хотелось с интересом и увлечением раскрывать новые тайны предмета.
В нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера, следовательно, они привыкли к яркому, красочному, находящемуся в постоянном движении виртуальному миру.
Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время. Что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.
На своих уроках для решения этой задачи я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование готовых программ по химии; создание собственных презентаций к урокам; работа в Интернете.
При освоении методов решения задач удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. В ней подробно рассматриваются (и одновременно объясняются на доске) способы и приемы решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к слайдам с представленным решением, найти свою ошибку и попробовать все сначала.
Кроме этого есть шанс показать с помощью ИКТ учащимся те эксперименты и опыты, которые невозможно провести (по каким-либо причинам) в школьной лаборатории.
Я отметила, что из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, где крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества. А ведь эти особенности восприятия информации индивидуальны. Ученик, который до этого только смотрел на рисунок в учебнике или на плакате и не понимал устройства, например, микромира, порой сам додумывал (не всегда верно), теперь увидел реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении.
Но есть проблемы с применением данной технологии, это отсутствие проектора или интерактивной доски в кабинете химии. Поэтому приходится проводить уроки построенные на данной технологии в другом кабинете, но проводить уроки постоянно в другом кабинете не получается, т.к. иногда в расписании нет свободных кабинетов с имеющейся техникой, а их не так много в школе.
Для продолжения мотивации обучающихся к анализу и умению высказывать свою точку зрения, а также делать выводы самостоятельно использую уроки с элементами проблемного обучения.
В обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог,- единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Одним из путей плодотворного учения является проблемное обучение.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Данный вид обучения
направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий;предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых (под руководством учителя) приводит к активному усвоению новых знаний;
обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности. Необходимыми составляющими проблемного обучения являются следующие понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент».
Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определёнными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой.
Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких – либо противоречий.
Создание проблемной ситуации и её осознание учащимися, как отмечает М.И. Махмутов, возможно при изучении почти любой учебной темы, так как в большинстве случаев можно поставить перед учеником проблемный вопрос для самостоятельного его решения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Для осуществления поставленных задач на уроках я применяю не только элементы проблемного обучения, но и другие виды и способы работы, что делает урок интересным для учащихся и меня как учителя. На этапе закрепления знаний, а так же повторении пройденного материала использую игровые формы, в данный вид деятельности включаются 100 % обучающихся
В школе обучаются дети с разной учебной мотивацией и уровнем познавательного интереса, поэтому мною осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся через систему индивидуальной работы.
Приглашаю ребят на дополнительные занятия, поэтому весь день нахожусь в школе, в учебном кабинете.
Любой ученик может прийти на консультацию во внеурочное время. Провожу занятия в виде элективных курсов «Знакомая и незнакомая химия» для 9 классов и «Решение задач по химии» для 10 классов (Приложение 13), желающими расширить знания по предмету. Также провожу занятия и консультации с обучающимися, имеющими пробелы в изучении определенных тем. Встречаюсь с родителями, как по собственной инициативе, так и по инициативе родителей.
Ориентируясь на личностно-ориентированное обучение, учитываю психолого-педагогические особенности обучающихся. На уроках практикуются дискуссия, столкновение разных точек зрения. Личностно-ориентированный подход к учащимся реализуется в системе упражнений по формированию предметных навыков: умения высказаться по определённой теме, отстаивать свою точку зрения, искать и извлекать информацию, делать выводы. Оценки выставляются сугубо индивидуально, сравниваются результаты обучающегося в сравнении с самим собой (личностный рост).
Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною нечасто, преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.
Стараюсь создать комфортный психологический климат во всех классах, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости.
3. Результаты освоения обучающимися  образовательных программ.
Всё это способствует тому, что итоговых неудовлетворительных оценок по предмету нет. Успеваемость ниже 100% бывает лишь в случаях пропусков уроков обучающимися. (Приложение 14 )Имея определенный интерес к предмету учащиеся участвуют в олимпиадах различного уровня. (Приложение 15 )Химию как экзамен по выбору учащиеся выбирают достаточно часто в виде ОГЭ , а ЕГЭ довольно реже, но стабильными результаты ОГЭ и ЕГЭ назвать нельзя.
Это объясняется многими причинами:
неумение применять знания в нестандартной учебной ситуации. Например, очень многие учащиеся во время экзаменов теряются и не могут применить знания, полученные на уроках и элективных курсах;
недостаточно осознанный выбор учениками предметов для сдачи экзамена, особенно ОГЭ, обычно после сдачи ОГЭ, желание сдавать ЕГЭ в старших классах значительно снижается;
отсутствие «санкций» за предмет по выбору, который учащиеся не сдали; (Приложение 16 )Но не смотря на все, некоторые учащиеся поступают в высшие и средние учебные заведения:
2012 – 2013 учебный год
Теус Евгения Томский Базовый Медицинский Колледж
2013 – 2014 учебный год
Драган Виолетта Томский Базовый Медицинский Колледж
Каркачёв Алекс Томский Базовый Медицинский Колледж
Волкова Алёна Томский Государственный Университет Биолого - почвенный
Строкова Анна Томский Государственный Университет Биолого - почвенный
2014 – 2015 учебный год
Ковалёв Никита Томский Базовый Медицинский Колледж
Буленков Анатолий Томский Политехнический Университет
Чикалов КонствнтинТомский Политехнический Университет
2015 – 2016 учебный год
Фокина Анастасия Томский Базовый Медицинский Колледж
Ребенкова Юлия Томский Базовый Медицинский Колледж
Башарина Татьяна Томский Государственный Университет Биолого - почвенный
4. Обоснование выбора УМК
С 2011 по 2016 учебный год веду химию в 8 -11 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия по химии, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. С 2011 учебного года работаю по типовой программе курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриелян); 2008 год, «Дрофа». Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно:
1.Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, – М.: Дрофа, 2005
2. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, – М.: Дрофа, 2009
3.Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2010
4.Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян-М.:Дрофа,2010.