Консультация для педагогов на тему Реализация ФГОС ДО в области речевого развития посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)


Консультация для педагогов
Реализация ФГОС ДО в области речевого развития посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка.
Новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Подвижные игры являются не только средством физического воспитания детей, но и большое влияние оказывают на развитие речи детей дошкольного возраста.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми, с целью развития речевых способностей, можно разделить  на три условные категории:
-способствующие развитию фонематического восприятия;-направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
-для активизации словарного запаса.
9582151509395Давайте с Вами подробно рассмотрим каждую категорию подвижных игр и уясним их влияние на речевое развитие. Так как в игровой форме мышление протекает быстрее и учебный материал осваивается прочнее, запоминается легче, в связи с этим данные подвижные игры были использованы в старшей группе и соответствовали тематическим неделям.
1 категория – Подвижные игры способствующие развитию фонематического восприятия.
Фонематический, или речевой, слух – это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков – слов, фраз, текстов. Существенную роль в развитии фонематического восприятия играют русские народные игры, так как использовать их можно при работе с детьми с любым уровнем речевого развития. Они понятны, доступны, легко запоминаются и интересны детям.
Ученые доказали, что использование народных подвижных игр способствуют развитию фонематических процессов, а следовательно и развитию речи (Ребенок овладевает правильной речью с помощью слуха).
Существует большое разнообразие подвижных игр, развивающих фонематическое восприятие. Сегодня мы с Вами поиграем в игру, с использованием музыкальных инструментов.
«УСЛЫШИШЬ – ПРЫГНИ, ТОПНИ, ПРИСЯДЬ, ПОХЛОПАЙ» 4 чел.
Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий раздает каждому карточку с звуком и читает скороговорки. Какой звук прослушивается чаще, чем другие, тот ребенок, у которого этот звук имеется, тот выполняет соответствующую команду: «Щ» - попрыгает, «Ж» - потопает, «Б» - приседает, «К» - похлопает.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
(Этот звук всегда мягкий) Жук жужжит над абажуром, Жужжит жужелица, Жужжит, кружится. 
(Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братца)
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. (Этот звук мягкий) Колпак в колпаке, в колпаке колпак.
(Этот звук твердый)
Молодцы, ребята!
«КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ» с использованием музыкальных инструментов. 4 чел.
Ход игры: Дети строятся в круг. Ведущий стоит так, чтобы дети не видели, какой музыкальный инструмент (берет поочередно) держит в руках ведущий.
Ведущий говорит:
У зайчонка День рождения,
Начинается веселье,
Музыкальный инструмент определите,
Звук его вы повторите,
И кто пришел к нему, СКАЖИТЕ!
Ребенок должен прослушать звук музыкального инструмента.
Сказать как он называется.
Затем попытаться повторить услышанный звук и назвать то животное, с которым у него ассоциируется звучание данного музыкального инструмента. Показать его.
Музыкальные инструменты: колокольчики – птички, маракасы – лесичка бежит, кселофон – зайчики, барабан – медвежата.Молодцы, ребята! Вот какая у нас дружная и веселая компания собралась!
2 категория – Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Одним из главных средств его формирования является сюжетная подвижная игра, в которой важным фактором является правильное речевое сопровождение действий.
Давайте поиграем!
«ПОЕЗД»
В ходе игры детям можно продемонстрировать цвета светофора – для этого достаточно вырезать цветные кружки и регулировать движения поезда соответственно цвету светофора.
Ход игры: Дети становятся в колонну по одному, не держась друг за друга. Первый ребенок – это паровоз, остальные - вагоны.
Зеленый сигнал светофора – Наш поезд начинает двигаться вперед. Чух…
Желтый сигнал светофора – Внимание! Поезд подъезжает к станции
Красный сигнал светофора – Остановка.
Дети должны проявить фантазию и сказать название остановки.
Детям предлагается выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. В данной игре Обязательно! каждое действие детей проговаривается!
И по сигналу снова собраться в колонну – поезд начинает двигаться. Продолжает двигаться до того момента, когда ведущий скажет:
«Остановка - Детский сад» (показывает красный сигнал светофора).
(Предлагается сделать 2-3 остановки).
3 категория – Подвижные игры, способствующие активизации словарного запаса.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Для наглядного примера мы будем использовать подвижные игры с мячом.
Давайте поиграем!
«ГОВОРИ НАОБОРОТ» 4 чел.
Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий в центре кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
горячий - холодный
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
широкий – узкий твердый – мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
З. Фрейд писал, «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои чувства и эмоции».