Средний школьный возраст (11-14 лет)


Парфенов Н.А. – тренер-преподаватель по греко-римской борьбе
«Средний школьный возраст (11-14 лет)»
Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. Именно в это время окончательно оформляется моторная активность человека, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательных координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов. Основная направленность физического воспитания в этом возрасте - формирование интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.
Следует учитывать, что неравномерность темпов развития различных структур и функций организма, особенно отчетливая в этот период, приводит к возникновению ряда физиологических нарушений (гипертонии, систолическим шумам, нарушению проводимости сердца и т.д.). Эти явления не являются противопоказаниями для занятий спортом так как с возрастом у большинства детей проходят. Однако они требуют особого внимания со стороны родителей, педагогов, тренеров, а иногда и врачей к рациональной организации жизнедеятельности подростка Возраст придает определенную специфику состояниям, возникающим при мышечной деятельности, формированию двигательных координации, развитию физических качеств. Так, у юных спортсменов отмечаются более выраженные, чем в взрослых, предстартовые реакции, более короткий период врабатывания, меньше способность к длительному удержанию устойчивого состояния. У детей раньше развивается утомление, они вынуждены прекращать работу при меньших изменениях внутренней среды организма, в условиях значительно меньшей кислородной задолженности. У юных спортсменов утомление нередко проявляется в более значительных нарушениях координации движений и взаимодействия двигательных и вегетативных функций. Более быстрое восстановление у детей после коротких упражнений не дает им заметных преимуществ перед взрослыми, т.к. при продолжительных и утомительных нагрузках восстановительные процессы у детей протекают медленнее, чем у взрослых.
Онтогенез биодинамических структур может быть разделен на два больших этапа. Первый - охватывает период от рождения до конца второго десятилетия. В это время закладывается фундамент двигательных координации, своеобразная школа движений. Считается, что наиболее сложные к координационном плане движения должны быть освоены человеком до 10-12 лет. Второй этап начинается с третьего десятилетия и характеризуется специализацией биодинамических структур локомо-ций с учетом специфики профессионшхьной деятельности, стиля жизни и т.д.